Технологическая карта ООД по развитию познавательных способностей у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность с объектами неживой природы.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Герасимова Надежда Александровна

Технологическая карта к ООД в подготовительной группе "Что за чудо - шоколад!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_shokolad.docx25.52 КБ
Файл shokolad.pptx984.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ООД  по развитию познавательных способностей у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность с объектами неживой природы.

2019г.

Подготовила:

 воспитатель МДОУ ИРМО «Ширяевский детский сад комбинированного вида» Герасимова Надежда Александровна

                                       

Тема: «Что за чудо-шоколад?»

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность 

Задачи:

Обучающие: расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах; познакомить детей с новой профессией шоколатье.

Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях. Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности. Создавать и поддерживать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи, воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Активизация словаря: «шоколатье», «какао боб», «какао дерево».

Материал и оборудование: Фартуки для детей, какао порошок, блюдца, ложечки, салфетки, стаканы с молоком и водой по количеству детей, клеенка на стол, плитка шоколада, одноразовые тарелки, ингредиенты для приготовления шоколада, миксер.

Этапы

Действия, Деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 мин)

Введение в ситуацию

Задача: включение детей в деятельность.

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Меня слушать все начнём!

Дорогие ребята, я к вам приехала за помощью. Ребята младшей группы нашего детского сада прислали вам видеописьмо. Давайте посмотрим, о чём они просят? (включает видеозапись)

Расчерчен на квадратики,

Завёрнут в серебро,

Как его вы развернёте,

Моментально вы поймёте,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый рад,

Что это, дети? (Шоколад)

Воспитатель:

Так о чём хотят узнать малыши?

1. - Где растет шоколад?

2. - Почему от шоколада пачкаются руки?

3. - Шоколад - это вредно или полезно?

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Смотрят видеозапись

Дети повторяют вопросы, заданные маленькими детьми.

2. Деятельностный этап (9 мин)

Включение в деятельность

В - Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. А что такое шоколад?

(Рассказ с использованием слайдов презентации)        

С латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад - любимое лакомство детей и взрослых. А вы знаете из чего делают шоколад?

В - Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так, давайте посмотрим. (слайд 1)

На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. (слайд 2)

 Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (Слайд 3). Когда плоды какао созревают и становятся темно-коричневого цвета, их срезают. А бобы какао – перемалывают в мелкий коричневый порошок - какао. (слайд 4)

А шоколад делают так. В какао – масло, которое получают из плодов какао, наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Полученную массу разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки шоколада (Слайд 5).

В – Ребята, а в нашей стране растут деревья какао? А почему они у нас не растут?

В - Правильно, в нашей стране очень холодно! А деревья какао боятся холода, снега и растут там, где нет зимы. А как вы думаете, если в нашей стране деревья какао не растут, то, тогда где, по-вашему, могут расти эти деревья?

В - Родина шоколадного дерева - южная Америка, где оно растет в тропических лесах.

В - Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Коллективная деятельность

(игра)

В- Давайте с вами поиграем в игру «Вред - польза». Только нам необходимо разделиться на 2 команды. Как вы думаете, как правильно нам разделиться? Молодцы. Команда с красными пейджиками встает к столу с красным кубиком, а с синим – к столу с синим кубиком. Посовещайтесь и решите красные – чем вреден шоколад, а синие – чем полезен.

В - Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

Опыт 1. Свойства какао.

В - Давайте подойдём к столу. Я предлагаю вам одеть перчатки, т.к. мы будем иметь дело с продуктами питания.

В - Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад готовят из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

В- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета?

В - А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?

В- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Ребята, вы все так считаете?

В - Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в воду. Что произойдет с какао и водой? (Какао растворится в воде, вода примет цвет какао.)

В- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

В - А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются.

В- У нас кусочки воздушного шоколада и тёмного шоколада.

А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

В. – еще я предлагаю положить кусочки шоколада в воду. Что мы увидели?

 Вывод: воздушный шоколад плавает, т.к. в нем есть пузырьки воздуха, а темный утонул.

В. – А какой же он на вкус? Попробуйте по чуть-чуть воздушный и темный шоколад.

Вывод: Темный шоколад горький, т.к. в нем больше какао-порошка, а молочный слаще, т.к. в нем меньше какао-порошка и добавили сахар и молоко.

- Ребята, интересно, а что будет с шоколадом, если его нагреть? Давайте проверим.

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять.

- Ребята, так почему же шоколад пачкает руки?

- Итак, что мы узнали? Шоколад бывает разный на вкус. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде шоколад растворяется.

- Таким образом, мы нашли ответы на вопросы малышей.

- В- Ребята, вы много узнали о шоколаде. И я вам предлагаю побыть маленькими волшебниками, мастерами шоколатье! Ребята, а вы знаете, как такие шоколатье? (Слайд 6). Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье?

- Я приглашаю вас на шоколадную фабрику.

Физминутка:

Мы шагаем, мы шагаем

Все на фабрику идём,

Ноги выше поднимаем

И ничуть не устаём

Будем делать шоколад

Шоколаду каждый рад!

Пройдите в наш кондитерский цех.

Самостоятельная деятельность (эксперименты)

В – Ребята обратите внимание, какие ингредиенты у нас на столе?

В - Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- Что у нас получилось? (шоколад)

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

В - Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя».

Д – Перечисляют: (какао, сгущённое молоко, масло).

Дети называют свой продукт и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

Дети под руководством воспитателя разливают шоколадную массу в формочки.

Ответы детей. Формочки с шоколадом ставят в прохладное место.

Дети перечисляют продукты

Дети предлагают варианты

Рефлексивный  этап

Рефлексивный компонент

- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

В - Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада.

- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколатье.

В - Ребята, один мудрец сказал:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я запомню.

То, что я сделал, я знаю.

Подумайте над этими мудрыми словами. До встречи!

Общение с детьми.                                                              Ответы детей, рефлексия

Окончание организационной деятельности

Ребята, вы помогли узнать малышам много интересного про шоколад. Я передам им все ответы на вопросы. До свидания!

Дети прощаются и уходят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что за чудо «Шоколад»!

Слайд 2

Дерево какао

Слайд 3

Плоды какао

Слайд 4

Плоды похожи на лимоны, внутри семечки

Слайд 7

шоколатье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

        Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии реб...

«Театрализованная игра как средство развития творческих способностей у детей подготовительной группы через ТРИЗ»

развитие творческих способностей детей  подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре...

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Папка-передвижка «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Детство – пора поисков и ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства познавательная деятельность играет огромное значение в развитии ребенка...