Индивидуальный образовательный проект
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Индивидуальный образовательный проект " Таинственный мир Одуванчика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt_.docx160.29 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный проект

«Таинственный мир Одуванчика»

Информационная карта проекта

«Таинственный мир Одуванчика»

П/н

Раздел

Содержание

Направленность проекта

Познавательно исследовательская деятельность дошкольников.

Тема

«Таинственный мир Одуванчика»

Автор исполнитель

Руководитель

База проекта

Участники проекта

  • воспитанники старшей группы;
  • родители воспитанников старшей группы;
  • воспитатели средней группы.

Сроки

  • Краткосрочный (19 дней)

Тип проекта

  • воспитательный;
  • коллективный;
  • познавательно —исследовательский;
  • творческий.

Методы проекта

  • Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
  • Наглядные: мультимедийные презентации; энциклопедии; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции.

Дидактические принципы, лежащие в основе проекта

  • наглядный;
  • научный;
  • системный;
  • доступный;
  • активный.

Виды детской деятельности

  • игровая;
  • продуктивная;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • чтение (восприятие) художественной литературы;
  • двигательная.

Интеграция образовательных областей

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

Формы реализации проекта

  • Беседы
  • Просмотр презентаций
  • Просмотр мультфильма
  • Художественно-продуктивная деятельность Творческая деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Работа с родителями:
  • Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС ДООУтвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Устав ОУ.

Методическая база:

  • диагностические методики:
  • методики изучения познавательной мотивации дошкольника. (Методика М. Б. Шумаковой.)
  • методики изученияпознавательных действийдошкольников. (Методика Немов Р. С.)
  • методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.(Методика Немов Р. С.)

  • Кадровое обеспечение:
  • педагоги-воспитатели;
  • методист детского сада;

Технические и материальные ресурсы:

  • наглядные материалы;
  • дидактические игры;
  • материалы для работы с родителями;
  • компьютер, проектор.

Цель

Создание благоприятных условий для развития познавательно исследовательских и творческих способностей дошкольников в процессе разработки проекта «Таинственный мир Одуванчика»

Задачи

  1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
  2. Разработать план реализации проекта по этапам.
  3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.
  4. Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.
  5. Формировать у детей познавательный интерес к ближайшему окружению, эмоциональную заинтересованность в поисковой деятельности;
  6. Обогащать и активизировать речь детей, развивать мышление и воображение в процессе исследовательской и познавательной деятельности;
  7. Научить детей отличать одуванчик от других цветов, отмечать полезные свойства одуванчика, совместно с родителями готовить в домашних условиях варенье из одуванчика.

Предполагаемый результат

  1. Осознанное правильное отношение детей к растениям.
  2. Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
  3. Развитие познавательной активности детей.
  4. Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».
  5. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.
  6. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
  7. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.Родители являются активными участниками воспитательного процесса.

14.

Оригинальность

  • Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить познавательное развитие дошкольника в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию познавательно исследовательских навыков детей.

15.

Продукт творческой деятельности детей

  • Изготовление панно «Одуванчиковый луг»
  • Эксперимент «Посадка одуванчика в группе»


Пояснительная записка

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в процессе партнерства с взрослым. Это игровая деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, трудовая деятельность.

Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Познавательно-исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

«От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности» (Савенков А.И.).

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду — это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. В контексте ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира.

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду рекомендуется включать такие виды активности:

  • наблюдения (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы и т.д.);
  • проведение опытов (проращивание семян, превращение воды в пар или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
  • коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
  • просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
  • работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);
  • оформление тематических выставок;
  • сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции открыток, растений и др.);
  • разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания;

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Диагностический

Цель: выявление уровня познавательно исследовательской деятельности дошкольников.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностика познавательно исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.

2 этап

 Основной

Цель: формирование познавательно исследовательской деятельности в благоприятных педагогических условиях.

На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап

Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.  

Подведение итогов внедрения основного этапа, повторная диагностика уровня форсированности познавательно исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста, подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание

  1. этап

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
  2. Выбрать инструментарий диагностики.
  3. Использовать диагностические методики (исследовать исходный уровень познавательно исследовательской деятельности детей группы «Солнышко»): методики, тесты, наблюдение.
  4. Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

Цель: выявить уровень форсированностипознавательно исследовательской деятельности

  1. Методика "Волшебный домик"
  2.  Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
  3. Цель: Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника, умения задавать вопросы.
  4.  Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк).
  5. Цель: Выявление направленности интересов детей.
  6. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
  7. Цель: Диагностика познавательных способностей.
  8.  Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
  9. Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.
  10. Методика "Что здесь лишнее?"
  11. Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
  12. Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
  13. Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
  14. Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
  15. Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
  16.  Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
  17. Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
  18.  Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
  19. Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
  20.  Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
  21. Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
  22. Методика «Назови одним словом». Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

Показатели результативности:

  • подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;
  • выявлен уровень развития познавательно исследовательской деятельности на начальном этапе реализации проекта;
  • сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
  1. этап

Основной

Задачи:

  1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию познавательно исследовательской деятельности.
  2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов, расширять словарный запас.
  3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
  4. Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации:

  • Наблюдение «Солнышко на травке».
  • Эксперименты «Посадка одуванчика в группе»
  • Занятия: тема «Путешествие Колобка на лужайку»;
  • «Одуванчик»;
  • «Жёлтое чудо»;
  • «Одуванчики цветы, словно солнышко желты».
  • Беседа по прочитанному рассказу «Золотой луг».
  • Наблюдение «Солнышко на травке», наблюдение за одуванчиком.
  • Дидактические игры «Собери картинку».
  • Чтение стихотворений Е. Серова «Одуванчик», О. Выготская «Одуванчик», Л. Квитко «Одуванчик», заучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик», плетение венков из одуванчика, приготовление варенья.
  • Изготовление панно «Одуванчиковый луг».

  • Показатели результативности:
  • разработан план мероприятий, способствующих формированию познавательно исследовательской деятельности дошкольников;
  • проведен комплекс мероприятий по познавательно исследовательскому развитию;
  • получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.

3 этап

Задачи:

  1. Выбрать инструментарий диагностики.
  2. Использовать диагностические методики.
  3. Обработать полученные результаты.
  4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.
  5. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

  1. Методика «Древо желаний» (B.C. Юркевич) Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  2.  Методика «Времена года». (Немов Р. С.)Цель: Осведомленность о себе и мире.
  3.  Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)Цель: изучение уровня и характера оценки, форсированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.
  4.  Методика «Назови слова». (Немов Р. С.)Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.
  5. Методика «Подбери пару» Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Показатели результативности:

  • повышение уровня форсированностипознавательно исследовательской деятельности дошкольников;
  • составлены рекомендации для дальнейшего развития познавательно исследовательской деятельности дошкольников;
  • составлен отчет о проделанной работе.
  • Защита проекта на конкурсе Я исследователь «Таинственный мир одуванчика»

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей.

Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ и статьи в газете, объявления благодарности на родительском собрании в группе.

Риск 2:Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3:Воспитанники не знали, что одуванчик приносит больше пользы чем вреда.

Как можно подробнее раскрыть тему про одуванчики.

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

Познавательный

  • Обогащение словарного запаса, развитие любознательности, познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность.

Эмоционально-

волевой

  • эмпатия и желание помочь другому;
  • Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный

  • умение работать в группе.

1.Презентация проекта на конкурсе Я исследователь «Таинственный мир одуванчика»

2.Продукт проекта план мероприятий, способствующих познавательному развитию.

Прогноз и перспектива

Проект «Таинственный мир одуванчика» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема познавательного развитиявсегда остается актуальной.

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а также применяться воспитателями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Занятие по экологическому воспитанию тема:

«Путешествие Колобка на лужайку». (Знакомство с одуванчиком)

Цель: Познакомить детей с одуванчиком, с его характерными признаками,

научить детей составлять описательный рассказ; понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы, их цвет; читать выразительно стихотворение, не торопясь, чётко выговаривая слова и особенно окончания слов; отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать словарь (пушистый, резной, гладкий, хрупкий, душистый, ароматный, солнечный).

Материал к занятию: игрушка Колобок.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения на улице, на природе. Литература: стихотворение Е. Серова «Одуванчик».

Ход занятия:

Жили - были дед да баба. Вот и просит старик:

  • Испеки мне, бабкаколобок.
  • Да из чего испечь? Муки нет.
  • Бабка по амбару памяти, по сусекам поскреби, вот инаберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудить.

Надоело колобку лежать, он и покатился.

  • Ребята, давайте, и мы отправимся следом за колобком. И дети двигаются следом и приходят налужайку.

На лужайке:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда нас колобок привёл? (ответ детей).

Катилсяколобокполесочку,мимопенёчковиприкатилсяналужайку. Вотпенёк, колобок пусть отдохнёт на нём, он устал немного (воспитатель кладёт колобка на пенёк).

Посмотрите ребята, как много вокруг жёлтого цвета. Это одуванчики так раскрасили землю.

Ребёнок читает стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

  • Лиза, каким цветом сарафанчик у нашего одуванчика? (ответдетей).
  • Серёжа, а когда он подрастёт, во что он нарядится? (ответдетей).
  • Даша, а платьице, какое? (ответ детей). Молодцы, всёправильно.

Давайте рассмотрим одуванчик. Какой он? (ответ детей).

Всёверно.Онжёлтый,пушистый,мягкий,красивый,душистый,хрупкий,гладкий, солнечный.

  • Какой листок у одуванчика? Длинный или короткий (ответдетей).
  • Листья у одуванчика длинные, зелёногоцвета.
  • ПовториНикита.
  • А какой у него стебель? (ответдетей).

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящий вопрос).

  • А как он пахнет? Значит он какой? (ответдетей).

Давайте потрогаем одуванчик пальчиком. Посмотрите на пальчик. Каким он стал? (ответ детей).

  • Правильно, пальчик пожелтел. Одуванчиккрасится.

Когда одуванчик созреет, он станет белым и пушистым. И если на него дунуть, то семена парашютики разлетятся по воздуху.

А как вы думаете, почему его так назвали одуванчик? (ответ детей). Вот поэтому его так и назвали от слова «дуть».

  • Посмотрите на одуванчик и теперь на колобок. А вам не кажется, что они похожи? (ответ детей).
  • Чем? (ответдетей).
  • Правильно. Они оба жёлтые и у них круглаяформа.

Какой красивый одуванчик! Так и хочется сорвать много цветов и сплести венок. Но давайте подумаем, что будет, если всем захочется сделать себе венки? (от-

вет детей).

А давайте поиграем. Вы будете белыми семенами - парашютами, а мы с колобком ветерком. Мы дунем, а вы летайте по лужайке. Как только перестанем дуть, вы присядьте, а затем тянитесь руками к солнышку и растите как цветочки.

Итог занятия: Ребята, сегодня мы вместе с колобком побывали на весенней лужайкеипознакомилисьсодуванчиком.Узнали,что,когдаодуванчиксозревает,онстановится, белым и теперь вы знаете, что цветами нужно любоваться, а не срывать их. А нам пора возвращаться в группу, где ребята тебе сделают много одуванчиков и подарят своиработы.

Воспитатель предлагает детям сделать плоскостную лепку одуванчика.

Педагог объясняет детям, как выполнить пластилин графию, дети выполняют работу. По окончании, дети, рассматривают получившиеся работы. Колобок благодарит детей за подарок и уходит.


Приложение № 2

Занятие по познанию тема: «Одуванчик»

        Цель: продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.

Задачи:

  • расширить и уточнить знания детей ободуванчике;
  • учитьподбиратьобразныеслова,познакомитьдетейспонятием«лекарственное растение»;
  • развивать слуховое восприятие;
  • воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворнойформе;
  • способствовать развитию бережного отношения к живойприроде.

Материал к занятию: картинки с изображением одуванчика.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение заодуванчиком.
  2. Разучивание стихотворения Е. Серовой«Одуванчик».

Ход занятия

Весна окончательно вступила в свои права, и как бы зима не злилась, её время закончилось. Часто весну называют цветущей порой.

  • Как вы думаете почему? (ответ детей). Отгадайтезагадку:

Горел в траве росистой Цветочек золотистый. Потом померк, потух

И превратился в пух. (ответ детей).

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно жёлтое солнышко в молодой зелёной траве.

Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».

Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, мячик, одуванчик.

Одуванчик - цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растёт одуванчик почти везде: на полях, на лугах и т.д.

На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растёт и на дорожке И в ложбинке, и в траве.

  • Ребята, где ещё можно встретить одуванчик? (ответ детей)
  • Давайте представим, что вы - маленькие одуванчики. Тёплые солнечные лучи согрели землю.

Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листикиподросли,стебельсталкрепким,вытянетеськсвету,ксолнцу.Какхорошо!Вот на стебле появился маленький бутон. Он растёт, набухает и наконец, разворачивает лепестки.Сначалалепесткикажутсянемногопомятыми,новотонираспрямилисьи


все вокруг увидали, пушистый жёлтый цветок, похожий на солнышко. Мы видели с вамиодуванчикимногораз,атеперьрассмотримэтотцветокнакартинке.Нанейодуванчикизображёнкрупным,большим,поэтомумыможемлучшеегорассмотреть.(показкартинки).

  • Посмотрите на картинку, из каких частей состоит это растение? (ответдетей).
  • Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки? (показдетей).
  • Какого цвета его листья и стебель? (ответдетей).
  • Цветок? (ответдетей).
  • Где растёт цветок? (ответ детей).
  • Когда одуванчик отцветает, каким он становится? (ответ детей). Поэтому как его называют? (ответдетей).

Утромодуванчикраскрываетсвоилепестки,какбудтожёлтыеогонькизажглись. Квечеруогонькигаснут,закрываются.Одуванчиктаклюбитсолнышко,чтонеотводит от него взгляда - поворачивает вслед за ним свою головку –цветок.

Дидактическое упражнение «Подбери слово». Жёлтый, как солнышко.

Круглый, как … Мягкий, как … Белый, как…

Пушистый, как… Хрупкий, как…

Вот какой удивительный цветок! Загадка:

Золотой и молодой За неделю стал седой А денёчка через два Облысела голова. (Ответ детей).

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны.

Падают на землю и прорастают, появляются новые цветы. Дидактическая игра «Собери картинку».

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на смешанные картинки разных цветов.

Ставит задачу: собрать и сгруппировать картинки по категориям т.е садовые к садовым цветам, полевые к полевым цветам. Дети слушают и выполняют задание.

Игра считается выполненной, когда предложенные картинки правильно собраны и сгруппированы детьми по категориям.

        


Приложение № 3

Беседа по прочитанному рассказу «Золотой луг». (автор М. Пришвин)

Цель:

  • познакомитьдетейсписателемМ.Пришвинымиегорассказом«Золотойлуг»;
  • расширить и уточнить знания детей ободуванчике;
  • развивать эмоциональный отклик на красоту природы и содержание литературногопроизведения;
  • воспитывать основы экологическогомировоззрения.

Ход занятия

Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком Михаилом Пришвиным.

Я прочту вам рассказ, который он написал, а называется он «Золотой луг». А кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Воспитатель читает загадку. (ответ детей).

Правильно, одуванчик.

  • Какие слова в загадке подсказали вам ответ? (ответдетей).
  • Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг?» (ответ детей). Располагайтесь по удобнее и слушайте внимательно.

Врассказевамвстретятсянезнакомыеслова.Давайтеузнаем,чтоониозначают, чтобы всем былопонятно.

Промысел - добывание чего ни будь. Идти в пяту - идти друг за другом.

Фукать - дуть.

Воспитатель читает рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг».

После прочтения рассказа предлагается детям самим фукнуть, издавая звук

«фу».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик». Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию рассказа:

  1. Ребята, как называется рассказ? (ответ детей).
  2. Кто главный герой рассказа? (ответдетей).
  3. Какая забава с одуванчиком была у братьев? (ответдетей).
  4. Где жили братья? (ответ детей).
  5. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером? (ответдетей).


Приложение № 4

Наблюдение на прогулке

«Солнышко на травке»

Цель: пополнить знания детей о первых цветущих растениях, закрепить их названия (одуванчик, подснежник).

Задачи:

  • продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист,цветок;
  • воспитывать бережное отношение крастению.

Ход прогулки

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Ребята, какое время года наступило? (ответдетей).
  • Как вы догадались? (ответдетей).
  • Как одеты люди весной? (ответыдетей).

Тёплое весеннее солнышко растопило снег и лёд, превратило их в талую воду. Весенние талые воды напоили растения - вот они и проснулись, зазеленели. Расцвели первые весенние цветы. Воспитатель ведёт детей к одуванчикам. Ребята, отгадайте загадку.

  • Что это зацветок?

Был он жёлтым, станет белым, только дунет ветерок-

К облакам взлетит он смело, Он летающий цветок.

(Ответ детей).

Воспитатель: Сейчас цветок, какого цвета? (ответ детей).

  • Когда он будет белым? (ответдетей).

Солнышкопригрелоземлю,разбудилозелёнуютравку,авместесзелёнойтравкой показались на свет и жёлтые цветы-одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко - улыбаются. Солнышко жёлтое и одуванчики жёлтые. Давайте посмотрим, какой у него стебель. (Детирассматривают).

  • Какой он у одуванчика? (ответдетей).
  • А листья какие? (ответдетей).

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящий вопрос).

  • Цветок какой по форме и цвету? (ответдетей).

Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Одуванчик». Уронило солнце

Лучик золотой

Вырос одуванчик- Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет

Он большого солнца Маленький привет.

Одуванчик-лекарственноерастение.Вмедицинеиспользуютеголистьяикорни для лечения кашля и улучшенияаппетита.

На зелёной травке одуванчики очень красивы, но не стоит их рвать. Они поник- нут, букет завянет, венок из одуванчиков потеряет свою красоту.

Давайте возьмём мелки и нарисуем одуванчики на асфальте. Дети рисуют цветы.

Одуванчики на траве и асфальте останутся и долго будут радовать всех.


Приложение № 5

Наблюдение на прогулке за одуванчиком

Цель:

  • учить сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения, знать изменения, произошедшие сцветком.
  • развиватьпознавательнуюдеятельностьвпроцессеформированияпредставлений о лекарственных растениях, правилах их сбора иприменения.

Ходнаблюдения

Ребята, а вы знаете, почему одуванчиков так много? (ответ детей). Воспитатель рассказывает детям ободуванчике:

Одуванчики неприхотливы. В золотисто - жёлтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке

  • парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плодырасправляютбелыепушинкизонтиком,иодуванчикстановитсяпохожнапушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадётся на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегдаудаётся.

Ребята, отгадайте загадку.

  • О каком цветке в ней говорится? Зной в травинкуподышал

И надул воздушный шар. Ветерок единым духом Шар пустил по светупухом.

Был он жёлтым, стал он белым, Только дунет ветерок,

К облакам взлетит он смело- Он летающий цветок.

(Ответ детей)

Правильно дети, это одуванчик.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задаёт вопросы.

  • Какие изменения происходят с одуванчиком, когда он цветёт? (ответдетей).
  • Почему одуванчик считается лекарственным растением? (ответдетей).
  • Какие вы знаете правила заготовки лекарственных растений? (ответ детей). Ребята,мысегоднясвамиузналиоченьмногоновогоиполезногоободуванчике. Давайте с вами пройдём в группу и нарисуем этот красивый цветок.


Приложение № 6

Занятие по нетрадиционному рисованию

«Жёлтое чудо»


Задачи:

  • обобщать и расширять знания детей нетрадиционной техникирисования;
  • познакомить детей с первыми весеннимирастениями;
  • продолжатьучитьдетейрисоватьгуашью-цветы,используяприёмтычкование

 -   располагатьцветыналистебумаги,развиватьориентировку,чувствоцвета,

формы, композиции;

  • воспитывать у детей активность, аккуратность, самостоятельность, интерес к окружающемумиру.

Материал к занятию: бумага альбомный лист формат А 4, подставка, розетки с жёлтойизелёнойгуашью,тампоныизпоролона,ватныепалочки,картонгофрированный, салфетка сухая, кукла Веснянка.

Предварительная работа: рассматривание и наблюдения за одуванчиками, чтение стихотворений, заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Ход занятия

В гости приходит кукла.

Ребята, эту куклу зовут Веснянка.

А знаете, почему её так зовут? (ответ детей).

Какое сейчас время года? (ответ детей). Поэтому её и зовут Веснянка.

Кукла: Ребята, я очень люблю весну. Весной ярко светит солнце, зеленеет травка, на деревьях распускаются листочки, но больше всего я люблю весенние цветы одуванчики - это мой самый любимый цветок.

Воспитатель: Веснянка, так как ты любишь одуванчики, наши ребята тебе их по-дарят, но рвать их они не будут, пускай они растут на улице и всех нас радуют, мы тебе их нарисуем.

Воспитатель показывает, как рисовать одуванчик: Я возьму ватную палочку, осторожно опущу её в зелёную краску, наберу немного краски и нарисую сначала травку, затем стебель цветка. Возьму квадратики из картона опущу в краску зелёную, наберу краски и буду прикладывать к стеблю боковой стороной, чтобы получился листик цветка, затем беру тампон, опускаю в жёлтую краску, наберу краски и буду рисовать им цветок в виде штампика. А чтобы ваши пальчики не устали рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

А теперь проходите за столы. Ребята, старайтесь рисовать красиво, аккуратно, чтобы ваши одуванчики понравились Веснянке. (Дети выполняют работы).

Воспитатель напоминает детям, как правильно набирать гуашь, держать ватные палочки, картон, следит за осанкой детей.

Воспитатель: Ой, ребята, сколько у нас выросло одуванчиков, жёлтых как солнышко. Оставьте работы на столах, чтобы все смогли посмотреть на них.

Итог занятия: Выставка работ. Кукла благодарит ребят: Спасибо вам за такой подарок, красивые получились у вас цветы, а я тоже принесла вам подарок - я хочу подарить вам книгу. Веснянка дарит книгу, прощается и уходит.

        

Приложение № 7

Занятие по аппликации

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

Задачи:

  • продолжать учить детей создавать красивое изображение ваппликации;
  • закреплять умение располагать одуванчик на листебумаги;
  • знание жёлтого и зелёногоцветов;
  • воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность при работе склеем.

Материал к занятию: картинка с изображением одуванчика, бумага жёлтого и зелёного цвета, клей, салфетки, клеёнки, кисточки, игрушка на руку Лисичка.

Предварительная работа: рассматривание цветов на участке; рассматривание картинок с изображением одуванчика. Беседа по ОБЖ правила работы с кистью.

Ход занятия

Сюрпризныймомент.Вгостикдетямприходитлисичка.Оченькрасиваяинарядная. Воспитатель, обращаясь к лисичке, спрашивает, почему она так нарядилась сегодня.

Лисичка: Я иду в гости к своей подружке белочке. У неё сегодня день рождения.

А к вам я зашла узнать, что ей лучше подарить?

Воспитатель: Лисичка, дарить нужно то, что белочка очень любит. Что любит твоя подружка?

Лисичка: Белочка любит жёлтые цветы.

Воспитатель: А мы с ребятами видели жёлтые цветы у нас на участке. Как они называются? (ответ детей).

Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Одуванчик».

Лисичка: Значит, побегу и нарву сейчас букет одуванчиков! Спасибо вам ребята!

Воспитатель:Лисичкаподожди!Хотьодуванчиковимного,нестоитихсрывать. Они поникнут, букет завянет и потеряет свою красоту! Лучше пусть цветы будут на картинке и долго радуют твою подружку. А ребята помогут тебе и сделают красивый букет изодуванчиков.

Физкультминутка «Одуванчик».

Воспитатель показывает, как выполнять работу, как наклеивать цветок. Дети садятся за столы. Выполняют работу: наклеивают на листы бумаги цветок одуванчик. Воспитательнапоминаетдетям,какправильнодержатькисточку,набиратьклей,следит за осанкойдетей.

Вместе с лисичкой рассматривают свои работы, радуются красивой картинке.

Лисичка благодарит детей и уходит с подарком.


Приложение № 8

Итоговое занятие по теме:

«Вот ты какой, одуванчик!»

Цель: закрепление знаний детей об одуванчике.

Задачи:

  • способствовать развитию бережного отношения к живойприроде;
  • развивать слуховое внимание,воображение;
  • формироватьумениесравниватьпредметы,находитьсходстваиотличия,делатьвывод;
  • учить детей отвечать на вопросывоспитателя;
  • свободнорасполагатьизображениенабумаги,упражнятьваккуратномнаклеивании.

МатериалкзанятиюЦветыодуванчикижёлтогоибелогоцвета,стаканы,ватман, цветная бумага зелёного цвета, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, крупа манная, розетки с жёлтойгуашью.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на стол в одном стакане букет жёлтых одуванчиков, а в другом букет белых одуванчиков.

  • Ребята, как называются эти цветы? (ответдетей).
  • Что есть у одуванчиков? (ответдетей).
  • У этого одуванчика, цветок какойформы?

(Воспитатель показывает на картинку одуванчика, который уже отцвёл) (ответ детей).

  • Посмотритеналистьяэтиходуванчиков,ониуниходинаковые?(ответдетей).
  • На что они похожи? (ответдетей).
  • Если мы потрогаем жёлтый одуванчик, то какой он на ощупь? (ответ детей). Правильно, мягкий,пушистый.
  • А что произойдёт, если мы подуем на белый одуванчик? (ответ детей). Воспитатель читает стихотворение А. Квитко«Одуванчик».
  • А где можно встретить одуванчик? (на лугах, на полях, наполяне).
  • Почему одуванчик назван солнышком? (ответдетей).
  • Игра «День и ночь».
  •  На слово «день» дети встают и поднимают руки к солнышку, а на слово «ночь» дети приседают и прячут свои головы под ладошками.
  • Мы с вами знаем, что одуванчик не только лекарственное растение, но ещё его используют при приготовлении пищи.
  • Что готовят из одуванчика? (ответ детей). Звучит фонограмма с жужжанием пчёл.
  • Воспитатель: Ой, кто это жужжит? (предположение детей). В группу влетает пчела.
  • Пчела: Ребята, вы любите мёд? (ответ детей).
  • Я перелетаю с одного цветка, на другой, собираю нектар и делаю из него мёд. Цветы мне очень нужны, без них не будет мёда. Поэтому нельзя топтать и рвать цветы.
  • Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами порадуем пчёлку и сделаем для неё одуванчиковый луг.
  • Воспитатель показывает и объясняет детям приёмы выполнения аппликации одуванчиков из цветной бумаги и манной крупы. Дети выполняют работу.
  • Воспитатель прикрепляет панно на стенд.
  • Стали краски вдруг – цветами, озарили всё вокруг! В новом жёлтом сарафане - одуванчиковый луг.
  • Пчёлка: Ой, ребята, какой красивый луг у вас получился. Дети прощаются с пчелой.


Приложение №9

Художественное слово

***** Загадки.

Горел в траве росистой Цветочек золотистый. Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

*****


На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растёт и на дорожке,и в ложбинке, и в траве. (Одуванчик)

*****

Золотой и молодой за неделю стал седой,а денёчка через два облысела голова. (Одуванчик)

*****

Зной в травинку подышал и надул воздушный шар. Ветерок единым духом Шар пустил по светупухом.

(Одуванчик)

*****

Был он жёлтым, стал он белым, только дунет ветерок,

К облакам взлетит он смело- Он летающий цветок. (Одуванчик)

***** Стихотворения

Е. Серова «Одуванчик». Носит одуванчик Жёлтый сарафанчик

Подрастёт - нарядится в беленькое платьице: Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное.

*****

О. Высотская «Одуванчик». Уронило солнце

Лучик золотой вырос одуванчик,

Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет.

Он большого солнца Маленький портрет.

*****

Л. Квитко «Одуванчик». Одуванчик серебристый! Как чудесно создан он!

Круглый- круглый и пушистый, Солнцем напоён.

На своей высокой ножке, Поднимаясь к синеве,

Он растёт и на дорожке, и в ложбинке, и в траве.

*****

Физкультминутка «Одуванчик».

Одуванчик, одуванчик! (приседают, потом медленно поднимаются). Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый - быстрый. (разбегаются в разные стороны) На поляну налетит,

Всё вокруг зашелестит. (говорят «ш- ш-ш»). Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу) И сольются небосводом.

*****

Пальчиковая гимнастика «Цветок» Одуванчик вырос на поляне,

(Соединить руки, изображая «бутон»).

Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы).

Всем лепесткам красоту и питание

(в ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы). Дружно дают под землей корешки!

(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»). Вечер. Жёлтые цветки закрывают лепестки.

(Плотно сжать переплетенные пальцы). Тихо засыпают, головки опускают. (Положить руки на колени).

*****

Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава.

Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».


                                      Приложение № 10

Рецепт варенья из одуванчика

Продукты:

400 штук одуванчиков

1 крупный лимон

1 кг. Сахара

1 литр воды.

Способ приготовления.

Одуванчики отделить от всего зелёного, а жёлтые лепестки залить водой, добавить разрезанный на 4 части лимон и варить 1-1,5 часа. Остудить, а лучше дать постоятьночь.Потомпроцедить,лепесткиотжать.Лепесткивыбросить,вареныйлимон мелкопорезать,акотварудобавитьсахариварить,поканезагустеет.Поконсистенции должно получиться как жидкий мёд. Готовое варенье перелейте в стерилизованные банки, закройте крышками и храните вхолодильнике.

Приложение № 11

Дидактические игры, используемые при ознакомлении с одуванчиком

«Чего не стало» - цель - развивать внимание и память детей.

Найди такой же» - цель – учить детей узнавать и находить одуванчик из множества других цветов по просьбе взрослого.

«Большойималенький»-цель-напримереодуванчиказакрепитьпонятие

«большой и маленький».

«Собери картинку» - цель – учить детей собирать единое целое из разрезных картинок.

Приложение № 12

Дидактическая игра «Собери картинку»

«Собери картинку»: цель - учить детей умению группировать и собирать из разрезных картинок единое целое.

Оборудование: Столы для проведения дидактических игр. Отдельно - смешанные разрезные картинки.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на смешанные картинки разных цветов.

Ставит задачу: собрать и сгруппировать картинки по категориям т.е. садовые к садовым цветам, полевые к полевым цветам. Дети слушают и выполняют задание.

Игра считается выполненной, когда предложенные картинки правильно собраны и сгруппированы детьми по категориям.

Ссылки на источники

  1. А.К. Бондаренко - «Дидактические игры в детском саду». Москва «Просвещение»1991г.
  2. Т.Н.Вострухина,А.А.Кондрыкинская-«Знакомствосокружающиммиромдетей3-5лет»Москва 2012г.
  3. В.В. Гербова – «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». Москва 1981 г.
  4. Г.Н. Давыдова – «Пластилинография. Анималистическая живопись». Москва 2011г
  5. Л.Н. Елисеева – «Хрестоматия для маленьких». Москва «Просвещение»1987г
  6. Т.С. Комарова – «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва «Просвещение»1981г.
  7. И.А.Лыкова–«Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду».Младшаягруппа.Москва2007г.
  8. Полная хрестоматия дошкольника 3-4 года. Москва 2007г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.

1.1 Методика "Волшебный домик"

1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

-  количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

-  тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?»«На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?»«А из чего сделана шапка?»«А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?»«Зачем девочке нужна сумка?»«А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?»«Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк).

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

Ход проведения: Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных: Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

ЦельДиагностика познавательных способностей.

Диагностические показателиПознавательные действия.

Возрастной диапазон:

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов«спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов«спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Обработка данных:

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов«спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

ЦельДиагностика восприятия у дошкольников.

Диагностические показателиПознавательные действия.

Возрастной диапазон:

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов —высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.

2.3 Методика "Что здесь лишнее?"

Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показателидиагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 4 – 5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл - очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показателидиагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показателипознавательный действия

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели: Осведомленность

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.

3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.

3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

(B.C. Юркевич).

Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

4.1 Методика «Времена года»(Немов Р. С.)

Цель: Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова»(Немов Р. С.)

ЦельМетодика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 4-5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.

Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли   и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...

Индивидуальный образовательный проект "Продуктовый магазин"

Познавательно-информационный проект для детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный образовательный проект "Город, в котором я живу"

Индивидуальный образовательный проект с участием семьи воспитанника...

Индивидуальный образовательный проект

Индивидуальный образовательный проект...

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника

Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...

«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»

quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...