Разработка конспекта НОД по познавательному развитию в средней группе «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дорохова Ирина Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые»

Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых
 Задачи:

Образовательные по основной образовательной области: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Образовательные  по интегрируемым  образовательным областям

Закрепить  знания об  образовании уменьшительных форм существительных умение подбирать к имени существительному,  глагол, подходящий по смыслу.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Воспитательные :  воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №36»

Разработка конспекта НОД по познавательному  развитию в средней группе «Насекомые»

Дорохова Ирина Викторовна

Воспитатель высшей категории

Возрастная группа: средняя группа

Тема: «Насекомые»

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Таганрог

2019г.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Цель занятия: закрепление у детей представления о насекомых

 Задачи:

Образовательные по основной образовательной области: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Образовательные  по интегрируемым  образовательным областям

Закрепить  знания об  образовании уменьшительных форм существительных умение подбирать к имени существительному,  глагол, подходящий по смыслу.

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Воспитательные :  воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

 

Виды  детской  деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская,  восприятие  художественной литературы, двигательная, игровая,  продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок, рисование насекомых, изготовление из природного материала насекомых, лепка из пластилина насекомых.

Словарная работа: слова-  «брюшко», пыльца, опылять.

Методы и приёмы: беседы, рассказы, наблюдение, рассматривание насекомых на прогулках, в иллюстрациях книг, подражательные упражнения, дидактические игры.

Планируемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых  (бабочка, муравей,  жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк…….) Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида  (форма тела, ног, наличие крыльев), способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает),  издаваемых звуках (жужжит, стрекочет). Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.

Оборудование: иллюстрации насекомых, мяч

Перечень методической литературы: Крылова Н.М. «Детский сад – Дом радости; О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

Перечень художественной литературы: К.И. Чуковский «Стрекоза и муравей», «Тараканище», П.И. Мариковский «Друзья –насекомые», Ю.Коваль «Паша и бабочки»

Ход НОД:

Ребята и воспитатель встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И гостям мы улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»

Ребята, к нам в группу попал паучок. Он собрался плести сети. Вам интересно узнать, кто может попасться в сети к нему.? Если мы отгадаем загадки , то поможем живым существам избежать ловушки. 

1.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)

2.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её (стрекоза)
3.Он работник настоящий  ,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
4.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка).
5.Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)

6.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки(божья коровка)
7.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт(муха)
8.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: А где живут насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки, кузнечики живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.

А узнать , кто как передвигается  поможет нам игра «Угадай, что делает?»

Цель: подбор к имени существительного,  глагола, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала. или мяча

Бабочка …. порхает,

Кузнечик….прыгает ,

Жук …ползает,

 Шмель …летает.


Воспитатель: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей : цветочным нектаром, листьями растений, крупные насекомые питаются более мелкими)
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель:  Какие насекомые приносят пользу людям?

 Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи! Пчелы дают мед

Воспитатель:А какие вредные  насекомые для человека?

(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

Воспиталь: А какую приносят насекомые пользу природе? Назовите полезных насекомых? (Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей ,стрекоза, божья коровка, кузнечик)

(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )

Воспитатель: 

акие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

-Какие пищат? (комары)

— Какие стрекочут? (кузнечики)

— А бабочка? (не издает звука)

Дид.игра

Жу – жу – жу  жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу- жу –гу – жу
Я любого разбужу

Вос – ль: Назовите насекомых которые относятся к хищным? (Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка) Почему их называют хищными? (Ответы детей: они питаются  другими насекомыми)

 Божьи коровки уничтожают тлю и других опасных вредителей культурных растений

Стрекоза питается комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

Кузнечик питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу.

Воспитатель : 

А как можно ласково назвать  комара?

Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка

Воспитатель: Насекомые это хорошо или плохо?

Воспитатель: - Нельзя однозначно сказать, что насекомые это только хорошо или только плохо.

Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения , погибнут птицы, потому что они питаются насекомыми. В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое занимает свое место в природе. За ними можно наблюдать, ими можно любоваться

Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.

Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера В лесу.

В лесу летают мотыльки,

 Ползут козявки и жуки.

Природа – всем им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

 – Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

3 часть заключительная

Воспитатель: Кому мы помогли избежать ловушки?

О ком мы сегодня говорили?

Воспитатель: Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят природе, человеку?

Сейчас мы пойдем на прогулку и посмотри, какие насекомые живут на нашем участке.

Физкульминутка

 Гусеница

Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.

Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся « кокон»

Свив на ветке этот дом (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)

Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)

Но ,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)

Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)

Просыпайся соня-сонюшка (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)

Гусенице не до сна (грозят пальцем)

Стала бабочкой она (машут руками крыльев)

Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем статьвзрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "насекомые"

конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "насекомые".Открытое мероприятие для родителей....

Методическая разработка. Конспект НОД по рисованию в средней группе.Тема "Волшебница Весн

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Рисование+закрепление признаков времен года....

Конспект НОД по лепке в средней группе «Насекомые. Божья коровка»

Цель: Развивать умение лепить насекомое (божья коровка) по представлению.Задачи:Образовательные: Обобщить имеющиеся знания о божьей коровке (характерных особенностях).Развивающие: Развивать умение изо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с средней группе "Насекомые в природе"

Конспект занятия Образовательная область:  познавательное развитие.Возрастная группа: средняя возрастная группа.Тема занятия: «Насекомые в природе».Цель занятия: Способствовать развит...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Насекомые луга» (нетрадиционные техники рисования)

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Насекомые луга» (нетрадиционные техники рисования)...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Насекомые луга» (нетрадиционные техники рисования)

Задачи: - Знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление о их многообразии ;- Учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования (восковые мелки + акв...

Конспект ООД по рисованию в средней группе «Насекомые луга» (нетрадиционные техники рисования)

Знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление о их многообразии;учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования....