Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ремизова Надежда Анатольевна

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_proekta.docx94.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №50

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас»

для детей старшего дошкольного возраста

ugolokeksperementirovaniya10.jpg

Воспитатели: Бедушкина Е.В.

Ремизова Н.А.

Учитель – логопед: Шонкова М.В.

Ставрополь, 2018

Содержание

  1.   Актуальность проекта.
  2.   Цель и задачи проекта.
  3.   Участники проекта.
  4.   Предполагаемые результаты.
  5.   Сроки реализации проекта.
  6.   Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
  7.   Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно -    экспериментальной деятельности.
  8.   Основное оборудование.
  9.   Форма организации детей
  10.   Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию.
  11.   Этапы реализации проекта.
  12.   Работа с родителями.
  13.   Заключение.
  14.  Список литературы.

Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать

на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

                                     К.Е.Тимирязев

Актуальность

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления

 к самостоятельному познанию и размышлению.                  

Задачи проекта:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.  
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
  5. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  6. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  7. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

Участники проекта:  Дети, педагоги, родители старшей группы.

Предполагаемые результаты:   

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Сроки реализации:  с сентября по март учебного года.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  1. Метод наблюдения

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

  1. Из практических методов обучения использовали следующие:

- Игровой метод

- Опыт

  1. Из словесных методов использовали следующие:
  • Рассказы воспитателя.  Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  1.  Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • Принтер
  • Телевизор
  • Фотоаппарат

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

  • центр детской экспериментальной и опытнической деятельности в группе;
  • уголок  природы, «огород на окне» в группе; огород, цветники;
  • библиотека детской познавательной и художественной литературы в группе в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
  • коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и

формы.

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья

деревьев, семена и т.д.

  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки

т.д.

  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Карточки - схемы проведения экспериментов.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Поиск возможных решений.
  3. Прогноз результата эксперимента.
  4. Проверка возможных решений, исходя из данных.
  5. Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  6. Обобщение.

 Этапы реализации проекта:

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление центра по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Подбор консультаций для родителей.

Оформление консультативного материала для родителей.

Работа с родителями

  • Анкетирование.
  • Консультации для родительского уголка.
  • Совместное мероприятие.
  • Участие в оформлении центра экспериментирования.
  • Участие в создании  различных коллекций .

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», Н.В.Исакова – Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

3. «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»,  – М.: ТЦ «Сфера», 2016.

4. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

5. «Исследовательская деятельность на прогулках».- Волгоград, издательство «Учитель», 2012

6. Интернет ресурсы.

7. Периодические издания: детские журналы познавательного характера, энциклопедии.

Перспективный план непосредственной образовательной

деятельности в рамках проектах «Мир вокруг нас»

для детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь

 НОД

Беседы

Наблюдения

Другие мероприятия

 «Наша Земля. Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»

 «Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

 

 «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Рисование: «Мой портрет».

«Мои отпечатки пальцев» - практическая работа.

Октябрь

 НОД

Беседы

Наблюдения

Другие мероприятия

 «Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует на лёд,  на снег. Учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

 

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

 

 

 «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель:

Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла

Постройки из песка на участке

Ноябрь

 «Вулканы»

Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

 

 «Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Учить рисовать схемы.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

 

 

 «Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

 

Декабрь

 «Зачем нужна вода ? »

Цель:

Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

 «Свойства воды»

Цель:

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

 «Свойства снега и льда»

Цель:

Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

 

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель:

Учить сравнивать снег и лёд.

Рисуем снежные постройки

Январь

 «Круговорот воды в природе»

Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.

 

 

В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

 «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель:Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)

Февраль

 «Огонь наш друг и враг»

Цель:Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

 «Посадка лука»

Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.

Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями.

Учить соблюдать безопасность.

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава)

 «Профессия – археолог»

Цель: Расширять знания детей о профессиях, дать детям знания о профессии археолога. Закрепить знания детей о необходимых для этой профессии инструментах.

Презентации и видеофильмы        о профессии археолог.

Март

 «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

 

 

 

 «Наше здоровье»

Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением.

Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье.

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Апрель

 «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель:

Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала.

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар»

Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце

 

«Градусник. Термометр»

Цель: Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела.

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры

Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр»

Итоговое мероприятие:   Родительское собрание в нетрадиционной форме

«В гостях у профессора Енотова»

 

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир космоса» для детей среднего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательский долгосрочный  проект«Удивительный мир космоса»для детей   среднего дошкольного возраста...

Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»

Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хл...

Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"

Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В  группе &l...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно....

Познавательно-исследовательский проект "Откуда хлеб пришёл" с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возрастацелостного представления о хлебе и его значении в жизни человека...