Проект "Птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Денисова Юлия Викторовна

Материал для реализации проека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал к проекту "Птицы"38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе № 6

2 младшая – средняя.

«Птицы нашего края»

Вид проекта: познавательно- творческий

Срок: краткосрочный 5 недель

Возраст: 3-5 лет

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»

(Э.Н. Голованова)

Актуальность: Я в своей воспитательно - образовательной работе с детьми выявила, что у них недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети не узнают даже птиц, которые часто встречаются, не говоря уже о тех, кого в городе увидеть не просто, а уж о питании птиц и пользе, которую они приносят дети даже предположить не могли. Поэтому я решила привлечь родителей и реализовать проект «Птицы нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в любое время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическую культуру ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям.                          Удивительный разнообразный мир природы развивает у детей живой интерес к знаниям, любознательность, художественно-речевой деятельности, к игре.  Полученные впечатления от родной природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Цель: формирование представлений детей о птицах сибирского региона.

Задачи:

1. Уточнять и расширять знания детей о птицах нашего края, где живут, как за ними ухаживать.

2. Формировать знания детей о характерных повадках и признаках птиц.

3. Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.

4 Воспитывать желание заботиться о птицах.

5.Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, стихов, поговорок.

6.Взоимодействие с родителями: развивать творческие способности и воображение взрослых и детей, умение получать положительных эмоций от совместной выполненной деятельности.

Сформулированы проблемные вопросы:

        Кто такие птицы?

        Как мы бы жили без птиц?

        Зачем человеку нужны птицы?

        Живут в доме – значит домашние?

        Верные друзья или помощники?

        Как ухаживать за    птицами?                                                                                          

     Что произойдёт с дикой птицей, если поймать ее и держать дома в клетке?

  • Зачем птицы лесу, а лес птицам?

 

Предполагаемый результат

        дети должны знать названия разных птиц родного края;

        дети должны знать, как человек может заботиться о птицах (кормить, лечить, охранять);

        дети должны знать, чем питаются птицы;

        дети должны знать, какую пользу приносят птицы людям;

        дети научатся ухаживать за птицами;

        дети должны уметь использовать в речи названия разных птиц, частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;

        дети должны знать, как говорят птицы, и уметь различать их по голосу;

        привитие детям любви и бережного отношения к птицам.

 

Проблема: дети не имеют достаточно знаний о птицах родного края.

Этапы работы над проектом:

 

 

 I Подготовительный

     1. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических   игр, материалов для игр.

     2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, презентаций.

      3.Подборка художественной литературы:

   -Сказки: “Бедовая курица”, «Галка» Л. Толстой, «Аисты и лягушки» С. Михалков, «Дрозд и сова» В. Бианки, русская народная сказка “Курочка Ряба»

  -Пословицы и поговорки:

  • Видно птицу по полету.
  • Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • Поменяли кукушку на ястреба.
  • Всякая ворона свой зобок набивает.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Знает птица, что без Родины не годится.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Всякая птица по-своему поет.
  • Всякая птица своим клювом сыта.
  • У каждой пташки — свои замашки.
  • Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

  • Вороне соколом не быть.
  • Мала синичка, да коготок остер
  • Сорока весть на хвосте принесла.
  • Пируют в ночи совы да сычи.
  • Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
  • Соловей берет пением, а человек — умением.
  • Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  • Грудь лебединая, походка павлиная.
  • Молодой воробей учится чирикать у старого.
  • Красна птица пером, а человек - умом.
  • Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.

  -Дидактические игры: «Чем питаются птицы?», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний».

-Настольные игры: «Чьи детки», «Чей домик», «Домашние птицы», «Чей хвост?», «Угадай птичку».

  -Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Вороны и собачка», «Птички, птички по домам!», «Гуси-Гуси, га-га-га!»

   

II Основной этап:

Виды деятельности

                  Методические приёмы

Познавательное

развитие

Наблюдение за воробьем, за вороной.

Беседа «Каких птиц я знаю»

Рассматривание картины «Дети кормят птиц»,

«курица с циплятами».

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Художественно-

эстетическое

развитие

Русская народные сказки: «Лиса и журавль», «Гуси лебеди», «Курочка, мышка и тетерев».

В свободной деятельности «Раскрась птицу»

НОД:

  1.  рисование «Птички на веточке», «Кормушки».
  2. Лепка «Птичка», «Птенцы».
  3. Аппликация: «Пташки», «Голуби», «Совы».

Театрализация: «Курочка Ряба» «Как лиса училась летать».

Отгадывание загадок о птицах.

Загадывание загадок детьми.

 

Социально-

коммуникативное

развитие

Строительная игра «Скворечник», «Кормушка». Настольные игры «Чьи детки», «Чей домик» «Домашние птицы», «Накорми птичку», лото «птицы», разрезные картинки.

Развитие речи

Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний»

Разучивание стихотворений: А. Барто «Скворцы прилетели» (отрывок), А. Токмакова «Десять птичек – стайка».

Словесные игры: «Чей домик?» «Кто лишний» «Подними ладошки выше», «Узнай по описанию».

Ситуативные беседы: «как вести себя в лесу», «Забота о птицах»

  Пословицы и поговорки о птицах.

Физическое развитие

П.и. «кот и воробушки» «Вороны и собачка» «Птичка в клетке» «птички-птички, по домам!», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей».

Целевые прогулки

Наблюдение за птицами, сравнение разных видов птиц.

Все ли птицы летают?

Рассматривание корма для птиц, пополнение кормушки.

 

Сотрудничество с семьёй:

-Консультации «Если вы решили завести попугая»

                             «Дети и птицы в парке»

                            

-подбор художественной литературы «Птицы»

-подбор игрушек птиц.

III Заключительный этап:

-оформление лэпбука «Птицы нашего края»

-обобщение полученного опыта;

-НОД «Птицы»

-презентация «Птицы».

- Посещение краеведческого музея.

IV Результаты проекта:

-в результате реализации проекта у детей обогатился словарный запас;

-дети проявляют интерес к птицам, желание ухаживать за ними;

-дети познакомились с различными видами кормов для птиц;

– обобщающая беседа.

В реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Вывод: за время проведения проекта дети научились узнавать и называть птиц родного края, сравнивать их, называя сходства и отличие, работать по мнемотаблицам, подбирать правильный корм для птиц. Представления детей о птицах нашего края сформировано. Цель достигнута.