ООД по познавательному развитию "Кем быть"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

ООД по познавательному развитию ставит своей задачей расширять представление детей о труде взрослых, о значимости их труда для общества. Дети знакомят  с помощью знакомого профессора из института профессий помогают Незнайке узнать, чем занимаются врач, медсестра, продавец, закройщик, швея, продавец, учитель, воспитатель, водитель, строитель, полицейский, военный, какие инструменты им необходимы для работы в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu_kem_byt.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Задача: расширять представление детей о труде взрослых, о значимости их труда для общества.

Цели:

Образовательные: актуализировать знания детей о различных профессиях

 ( врача, медсестры, продавца, закройщика, швеи, продавца, учителя, воспитателя, водителя, строителя, полицейского, военного), представлений о  трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда;

 Развивающие:  развивать познавательные интересы детей, способность анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; развивать интерес к различным профессиям;

Воспитательные: воспитывать уважение к людям труда

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие: развитие общения детей со взрослыми и сверстниками

Познавательное развитие:

ФЭМП:
Количество и счет: составление и решение простых арифметических задач на сложение и вычитание; различение, набор, размен монет;

Форма: составление тематических композиций из геометрических фигур по собственному замыслу;

Ориентировка во времени: определение времени по часам с точностью до одного часа.

Речевое развитие:

Формирование словаря: обогащение обществоведческого словаря детей;

Грамматический строй речи: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, правильном построении сложноподчиненных предложений, использовать языковые средства для соединения из частей;

Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Подготовка к обучению грамоте: учить выделять последовательность звуков в простых словах;

Приобщение к художественной литературе: совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения.

Художественно – эстетическое развитие: аппликация: побуждать создавать сюжетную композицию по представлению.

Физическое развитие: развитие интереса к участию в подвижных играх.

Развитие игровой деятельности:

Сюжетно – ролевые игры: способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

Дидактические игры: способствовать проявлению  и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: ассоциативно – абстрактного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Игровой прием. В группу приходит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Прочел вчера стихотворение В.Маяковского «Кем быть?» и вот думаю: «У меня растут года. Будет мне 17. Где работать мне тогда? Чем заниматься?»

Восп. Здравствуй, Незнайка! Что же делать, ребята?

Дети. Надо помочь Незнайке. Рассказать ему о профессиях.

Незнайка. А что такое профессия?

Дети. Это такое занятие, которому люди посвящают всю свою жизнь.

Незнайка. А вы случайно не знаете,  где  учат профессиям?

Дети. В университете, институте, техникуме, лицее.

Незнайка. Учиться? Я ведь ничего не знаю. Нигде не учился.

Восп. Не расстраивайся, Незнайка. Мы позовем на помощь профессора из Института профессий. Наши дети в нем учатся.

Восп. звонит по телефону профессору. Он приходит к детям.

Профессор. Здравствуйте, ребята, здравствуй, Незнайка. Рад буду вам помочь. Что ж, в нашем институте много разных факультетов, многим профессиям обучают.

Незнайка. Я хочу выбрать самую  важную, без которой никто бы не смог обойтись.

Д/и «Калейдоскоп  профессий»

Профессор. Попробуем разобраться. Профессии  можно поделить на большие группы. Какие профессии обслуживают людей?

Дети. Врачи, учителя, парикмахеры, водители машин, летчики, продавцы.

Профессор. Люди каких профессий делают предметы своими руками?

Дети. Рабочие, портные, ткачи, строители.

Профессор. Кто помогает людям отдыхать?

Дети. Музыканты, певцы, артисты

Профессор. Кто трудится в деревне?

Дети. Хлеборобы, овощеводы, садоводы.

Профессор. Кто охраняет  Родину?

Дети. Военные.

Профессор. А сейчас прошу всех пройти в аудитории.

Первый факультет «Медицинский»

Восп. Каких специалистов готовит этот факультет?

Профессор. Врачей, медсестер.

Незнайка. Расскажите мне, пожалуйста, о профессии врача.

Профессор. А врачи, Незнайка, бывают разные.

Дидактическая игра «Врачи бывают разные»

Профессор. Лечит детей…педиатр

                Уши, горло нос лечит… отоларинголог или ЛОР.

                Лечит глаза…  окулист или офтальмолог.

                Лечит зубы… стоматолог.

                Делает операции… хирург.

А кто главный помощник каждого врача?

Дети. Медсестра.

Незнайка. А что делает медсестра?

Дети. Выполняет назначения врача: берет анализы, ставит уколы.

Профессор. И есть еще врачи, которые лечат животных.

Дети. Это ветеринары.

Восп. Как можно назвать одним словом всех этих врачей?

Дети. Медицинские работники.

Незнайка. А где может работать врач?

Дети. Врач может работать в больнице, в поликлинике, в школе, в детском саду.

Незнайка. Мне хочется узнать о работе педиатра.

Сюжетно – дидактическая игра «Кукла Катя заболела».

Восп. спрашивает «маму». Что случилось с Катей? Почему у нее перевязано горло?

Мама. Она заболела, ей больно глотать.

Незнайка. Что же делать?

Дети. Вызвать врача.

Дети набирают номер телефона 03, вызывают врача.

Врач здоровается, спрашивает: Кто больной? Что тебя беспокоит, Катя?

Врач. Поставим градусник, посмотрим горло.

Врач (выписывает рецепт). Я назначаю вам лечение - пейте таблетки, полощите горло отваром лекарственных трав – календулы, ромашки или шалфея.

Профессор  Каким должен быть врач?

Дети. Внимательным, умным,

Восп. Что нужно врачу для работы?

Дети. Фонендоскоп, шпатель, градусник.

Сюжетно – дидактическая игра « В аптеке»

Незнайка. А где же купить лекарства?

Дети. В аптеке.

Профессор. Кто работает в аптеке?

Дети. Аптекарь.

Мама. Здравствуйте! Мне нужны таблетки и трава для полоскания горла.

Аптекарь. Таблетки стоят 7 рублей, а трава 2 рубля.

Восп. Какими монетами можно расплатиться за покупку?

Дети. 5+2=9, 1+1+1+1+1+1+1+1+1=9, 2+2+2+2+1=9 и т.д.

Восп. Что нужно аптекарю для работы?

Дети.Лекарства.

Восп. А вы знаете, ребята, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Дети. Правильно питаться, принимать витамины, мыть руки, чистить зубы.

Незнайка. Нравится  мне форменная одежда врача: белый халат. А где его можно взять?

Дети. Можно в магазине купить.

Незнайка. А кто работает в магазине?

Дети. Продавец.

Факультет второй «Торговый»

Профессор. Этот факультет готовит работников торговли. По его окончании можно работать продавцом.

Незнайка. Интересно.

Сюжетно – дидактическая игра « В магазине. Покупаем за рассказ»

По мнемотаблице составляется рассказ о медицинском халате.

Дети. Это медицинский форменный халат. Он белый. Он сшит из хлопчатобумажной ткани. У халата есть воротник, две полы, карманы, пуговицы, спинка. Его нужно стирать, сушить, гладить. Он нужен,  потому что белый цвет халата у  людей вызывает доверие, спокойствие.

Восп. Что нужно продавцу для работы?

Дети. Весы, ценники, упаковка.

Профессор. Каким должен быть продавец?

Дети. Внимательным, доброжелательным, разбираться в товарах, которые продает.

Незнайка. А моего размера нет в магазине. Что делать?

Дети. Можно заказать сшить халат в ателье.

Сюжетно – дидактическая игра « В ателье».

Незнайка. Здравствуйте!

Приемщица. Здравствуйте! Что вы хотели?

Незнайка. Мне нужно сшить медицинский халат.

Приемщица. Давайте выберем ткань.

Незнайка. Я хочу сшить халат из шелковой ткани.

Дети. Из этой ткани не шьют форменную одежду.

Незнайка. А почему?

Профессор. Проведем эксперимент.

Экспериментальная деятельность «Свойства тканей»

Профессор. Медицинский халат врач и медсестра носят в течение всего рабочего дня. Какими свойствами он должен обладать?

Дети. Он должен пропускать воздух, чтобы в нем не было жарко.

Профессор. Опыт 1

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец воздух проходит хорошо, а через шелковую ткань  плохо).

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? 

Опыт 2

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит?

 Ответы детей: Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже

Вывод: Халат лучше шить из натуральных тканей.

Незнайка. Я понял, халат лучше сшить из хлопчатобумажной ткани.

Приемщица. Вы готовы сделать заказ? Я сейчас позову закройщицу.

Закройщица снимает мерки, записывает их в блокнот. Назначает дату примерки.

Закройщица.  Я раскрою ткань и отдам швее.

Незнайка. А что будет нужно швее для работы?

Дети. Швейная машина,  швейные инструменты: иголка, нитки, мел, ножницы, лекала, ткань.

Незнайка. Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, как должен выглядеть врач.

Восп. Это еще не все у врача должен быть опрятный внешний вид. Ребята, к кому надо пойти Незнайке, чтобы привести свои волосы в порядок?

Дети. К парикмахеру.

Факультет третий «

Сюжетно – дидактическая игра «В парикмахерской»

Клиент: Здравствуйте. Меня зовут Незнайка.

Парикмахерздравствуйте.

Парикмахер: Присаживайтесь.

Парикмахер. Сейчас я помою вам  волосы шампунем, высушу волосы феном,  затем причешу расческой, а теперь ножницами подстригу.

Незнайка. Спасибо. До свидания!

Незнайка. Теперь я могу работать врачом?

Факультет четвертый «Педагогический»

Дети. Нет. Сначала надо учиться в школе.
Незнайка. А кто учит детей в школе?

Дети. Учитель.

Незнайка. А как стать учителем?

Дети. Нужно много знать, любить детей, закончить институт.

Незнайка. А чему учат в школе?

Дети. Учат читать, писать, решать задачи и примеры.

Незнайка. А это как?

Восп. Сейчас мы тебе покажем.

Сюжетно – дидактическая игра «В школе»

Дети проводят звуковой анализ и синтез слова «школа»

Решают задачу.

Незнайка. А долго длятся уроки в школе?

Восп. Дети приходят в школу к 9.00.

Выставим это время у вас на циферблате часов, а заканчиваются уроки в 12.00. Выставим это время. Сколько же часов школьник учится в школе?

Дети. Три часа.

Восп. Что нужно учителю для работы в школе?

Дети. Указка, ручка, учебники.

Восп. Каким должен быть учитель?

Дети. Умным, воспитанным, любить детей.

Незнайка. Что-то я проголодался. Где можно подкрепиться?

Дети. В столовой. Там обедают школьники.

Незнайка. А кто готовит обед?

Дети. Повара.

Восп. Что нужно повару для работы?

Дети. Кастрюли, плита, сковороды, половники, ножи.

Восп. Каким должен быть повар?

Дети. Умным, опрятным, аккуратным.

Профессор. Что ж, ребята, приготовьте для Незнайки щи и овощное рагу, компот.

Какие продукты нужны для этих блюд?

Дети. Овощи и фрукты?

Профессор. Кто их вырастил?

Дети. Овощи – овощеводы, фрукты – садоводы.

Художественно – эстетическое развитие «Мы, ребята – поварята». Аппликация  из готовых форм

Незнайка. А повара могут работать только в школе?

Дети. В ресторане, кафе, столовой, в больнице, детском саду.

Восп. Именно в школе, в старших классах ученики выбирают свою будущую профессию. А задумываться о ней начинают в детстве, в детском саду

Незнайка .А кто воспитывает детей в детском саду?

Дети. Воспитатель.

Незнайка. А что нужно для работы воспитателю?

Дети. Указка, книги, карандаши, краски, кисти.

Незнайка. А каким должен быть воспитатель?

Дети. Добрым, отзывчивым, умным, любить детей

Незнайка. А кто еще работает в детском саду?

Дети. Заведующая, няня, кастелянша, сторож, медсестра, повара, прачка, методист, инструктор по физкультуре, логопед, психолог.

Игра – пантомима « Кем я хочу стать?»

Восп. Дети изобразят пантомимой, кем они станут, когда вырастут, а ты, Незнайка,  попробуй отгадать.

Ходьба – военный, как балерина, строитель - кладут кладку, маляр – красит стену, дирижер- дирижирует палочкой, певец поет в воображаемый микрофон и т.д.

Незнайка. А кто строит школы?

Дети. Строители.

Незнайка . Я б в строители пошел…

Профессор. Строительных профессий тоже очень много.

Профессор. Добро пожаловать на «Строительный факультет»

Д/и «Угадай профессию по описанию»

-Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик).

- Этот мастер выравнивает стены, штукатурит их ( штукатур)
-Этот человек красит стены нового дома краской (маляр).
-Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает раковины, ванны, батареи (сантехник)…

- Этот мастер проводит в дом свет (электрик)

- Этот мастер подключает в дом газ( газовщик)

- Этот мастер проектирует здание ( архитектор)

Незнайка. Как интересно! А это как?

Профессор. Архитектор рисует план – проект здания на бумаге.

Д/и «Школа из геометрических форм»

Незнайка. Вы, ребята, молодцы. А мне все профессии понравились. Но мне хочется выбрать настоящую, важную, мужскую.

Профессор. Мужская профессия водитель.

«Транспортный факультет»

Незнайка. Что нужно для работы водителю?

Дети. Автомобиль, автобус, грузовая машина, такси.

Незнайка. Каким должен быть водитель?

Дети. Внимательным, знать дорожные знаки,  правила дорожного движения и соблюдать их.

Д/и «Угадай, какой знак?»

Незнайка. Согласен, мужская профессия, а есть ли еще более мужественная профессия?

«Юридический факультет»

Профессор. Мужская профессия – полицейский. Профессий в полиции тоже очень много. Назовем их.

Дети. Инспекторы ДПС, следователи, инспектора по работе с несовершеннолетними детьми

Незнайка. Что нужно для работы полицейским?

Дети. Оружие, жезл, свисток.

Незнайка. Каким должен быть полицейский?

Дети. Отважным, храбрым, честным, решительным, образованным, сильным

Незнайка. А есть ли еще более мужественная профессия.

Профессор. Тогда тебе дорога на «Военный факультет»

Профессор. Военных профессий тоже очень много.

Незнайка. Что нужно человеку военной профессии?

Д/и «Образуй новое слово»
- Этот солдат служит в пехоте, значит он (кто?)…
пехотинец.
- Этот солдат управляет огромным танком, значит он (кто?)…
танкист.
- Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто?)…
разведчик.
- Этот солдат служит в десантных войсках, значит он (кто?)… 
десантник.
- Этот солдат охранят границу, значит он (кто?)…
 пограничник.
- Этот солдат служит на подводной лодке, значит он (кто?)… 
подводник.
- Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он (кто?)…
летчик.
- Как всех этих людей назвать одним словом? 
(военнослужащие)

Дидактическая игра «Что нужно человеку военной профессии»

Незнайка. Как же определиться? Так много всего я нового узнал, что даже не запомнил, кому  что надо для работы.

Интерактивная игра «Кому что нужно для работы»

Незнайка. Какая же работа самая важная?

Подвижная игра «Много есть профессий разных»

Дети, идя в кругу, произносят слова: « Много есть профессий разных, Самых нужных, очень важных. Что же вдруг произойдѐт, Если кто-то пропадѐт?» Останавливаясь около стульчика с картинками профессий, один ребѐнок берѐт картинку, называет правильно изображѐнную на ней профессию и говорит: « Если вдруг пропадут все врачи, то тогда все люди будут болеть» . Игра продолжается

Ребенок.         Мы в профессии играем,

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

Незнайка. Спасибо вам, ребята! Я сегодня много нового о профессиях узнал. Мне надо подумать. Вы так много знаете, прямо как мой друг Знайка.  На память о нашей встрече хочу я вам подарить эмблемы  «Знайки». Выберите для себя эмблемы на красном фоне, если вам было легко мне рассказывать  мне о профессиях , если вы испытывали затруднения, возьмите эмблему на зеленом фоне, а если вам было очень трудно сегодня, то – на синем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Конспект-сценарий музыкально-познавательного досуга для детей старшей группы и их родителей "Здоровым быть здорово!"

Формирование двигательных навыков. Формирование основ здорового образа жизни. Акцентировать внимание детей на полезных для здоровья человека продуктах. Развитие координации движений и наблюдательности...

Познавательное занятие для детей 4-5 лет по теме: «История привычных вещей» «Как и когда человек использовал пуговицу в быту?»

Программные задачи: Познакомить детей с историей развития пуговицы, раскрыть понятие «Пуговица и ее виды».Разобрать принцип «эволюции привычных вещей», создавая алгоритм: что сначала - что потом.Класс...

Познавательный проект "Быть здоровыми хотим"

Одной из проблем современной жизни является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни, развитие свободной творческой личност...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быть здоровым хорошо» в младшей группе

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быть здоровым хорошо» в младшей группе...