Конспект познавательно-исследовательской НОД «Космос» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бахвалова Наталья Владимировна

Нод "Космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Космос» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Систематизировать представления детей о космонавтах и достижениях России в космонавтике, воспитывать чувство гордости за успехи страны и отдельных людей.

2. Задачи:

Образовательные: 

  • Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля.
  • Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “спутники”, названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  • способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность,

развивать познавательные интересы у детей.

  • Развивать память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость. 
  • Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные: 

  • воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
  • подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.

3. Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
  • Оказывать помощь при ответах на вопросы;

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

 Ноутбук, проектор, слайды.

5. Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Интеграция областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Организация работы

Деятельность педагога

Примечания

ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

1.Введение в игровую ситуацию

Звучит космическая музыка.

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Отправился он полетать среди звёзд.

- Я тоже хочу!

Говорят, не дорос.

Кто это? (космонавт).

 Сегодня мы с вами будем говорить о космонавтах и космонавтике.

Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Какого числа отмечается этот праздник? (12 апреля) Слайд №2

Ответы детей

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

2.Актуализация опыта.

Слайд №3

Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет: конструкторов и испытателей всей космической техники.  А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

С древности люди наблюдали за звёздами и мечтали полететь в космос, но летательных аппаратов ещё не было. Чтобы наблюдать за звёздами, учёные придумали специальный прибор (Слайд№4) – телескоп

Наблюдая в телескоп люди узнали, что существуют другие планеты (Слайд№5) Какие вы знаете планеты? (Марс, Меркурий, Юпитер, Луна, Венера…)

Слайд №6

Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.

Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.

Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.

Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.

Уран – «лежачая планета».

Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

Плутон – самая дальняя планета.

Итак, мы отправились к планетам солнечной системы.

- Посмотрите на экран - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Слайд №7).

- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Ответы детей

Ответы детей

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

Скажите пожалуйста, что такое луна? (Это спутник Земли.) Слайд №8
 На луне действует состояние невесомости. Что это такое? На Луне нет ни растений, ни животных, она покрыта песком, камнями и космической пылью.  Поверхность Луны состоит из кратеров больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.
Эксперимент «Лунные кратеры». 
В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Самый первый летательный аппарат, который придумали изобретатели (Слайд №9) был воздушный шар. У воздушного шара нет мотора, а поднимается вверх он за счёт тёплого воздуха. Перед полётом люди клали в корзину мешки с песком - для балласта. Как только воздух начинает остывать пассажиры сбрасывали мешки с песком и воздушный шар поднимался вверх, постепенно воздух остывал и воздушный шар приземлялся на землю.

Некоторое время спустя изобрели (Слайд №10) дирижабль. Первые дирижабли были без мотора и управляли ими с помощью верёвок и ветра. Затем дирижабли усовершенствовали, они стали управляемые с помощью мотора. На них можно было преодолевать довольно большие расстояния.

Затем учёные изобрели (Слайд №11) всем нам знакомый самолёт. На нём можно было преодолевать ещё большие расстояния.

Через некоторое время спустя учёные изобрели (Слайд №12) первый космический летательный аппарат - искусственный спутник.

Спутник сконструировал великий учёный Сергей Павлович Королёв.

Немного времени спустя изобрели следующий космический летательный аппарат - ракету (Слайд №13) сконструировал не мене великий учёный Константин Эдуардович Циолковский.

Ответы детей

Дети наблюдают за экспериментом, а затем пробуют выполнить его самостоятельно

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Физическое развитие

4.Включение нового материала.

Кто первым до человека полетел в космос?

Дети. Собаки – Белка и Стрелка. (Слайд№14)

Воспитатель. Эти замечательные собаки стали известны на весь мир!

А затем в космос полетел человек - кто был первым космонавтом?

Юрий Гагарин. (Слайд№15)

Когда Ю. Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ с волнением следил за полётом и когда удачно приземлился на землю вся страна ликовала, что именно российский гражданин первым побывал в космосе!

И мы с вами должны тоже гордиться этим!

Послушайте отрывок из рассказа С. Баруздина «Первый в космосе»

Рассказ А. Митяева 

«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

Из рассказа вы узнали, что в космосе космонавт попадает в непривычные, сложные для него условия.

А сейчас с вами пройдём космическую подготовку:

Физминутка.

На луне жил звездочёт —

            

Он планетам вёл учёт:

Меркурий — раз,

Венера-два-с,                                   

Три — земля,

 

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восемь — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не видит — выйди вон!

Теперь вы удачно прошли физическую подготовку! Молодцы!

Чтобы быть умными, что должны делать космонавты?  

Игра «Третий лишний».

1. Марс, Юпитер, космонавт.

2. Космический корабль, космонавт, солнце.

3. Уран, Нептун, солнце.

4. Ракета, спутник, мотоцикл.

5. Солнце, звёзды, Африка.

6. Луноход, космическая станция, лодка.

7. Комета, метеорит, глобус.

После Ю. Гагарина в космосе побывало много космонавтов, среди них были женщины. Кто?

(Слайд №16) Это Валентина Терешкова. Это Светлана Савицкая.

Кто вышел первым в открытый космос? (Слайд №17) Это Алексей Леонов.

Труд космонавтов по достоинству оценён, все космонавты удостоены высоких наград. Потому что космонавты – это исследователи, они проводят экспериментальную работу в научно- исследовательской лаборатории, прямо на борту ракеты: решают задачи науки и техники.

Ответы детей

Прослушивание и обсуждение рассказа

«Смотрят» в телескоп

Показывать в небо рукой

Описать круг руками

Хлопок

Присесть

Наклон вправо-влево

Наклон вперёд, прогнуться назад

Прыжок

Развести руки в стороны

Дети определяют лишнее слово

Ответы детей

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

5.Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

Какую пользу приносит космонавтика вашей семье?

(Телефон, телевидение, интернет, предсказывают погоду)

Какую пользу приносит космонавтика нашей стране?

(Предсказывают погоду. проведение спасательных работ, геологическая разведка)

Какую пользу приносит космонавтика всей нашей планете?

Кто из вас хочет стать космонавтом? Конструктором? Учёными? Какими качествами должны обладать космонавты? (Сильными, смелыми, умными, выдержанными…).

А теперь зарядка для ума, проверим ваши способности, будьте внимательны!

1. Летательный аппарат на котором летали герои в сказках. (Ковёр самолёт)

2. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт)

3. Летающий аппарат на котором летают инопланетяне. (Тарелка)

4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолёт)

Летательный аппарат, на котором летала баба- яга. (Ступа)

Молодцы, ребята! Вы прошли и это испытание.

Чтоб к неведомым далям стремиться,

Чтобы космос себе подчинить,

Надо много работать и много учиться.

Надо честно по совести жить.

Релаксация: а сейчас закрыли глаза (звучит космическая музыка) и представили, что вы в космосе: что-то интересное увидели, кого -то встретили…

Ответы детей

Отгадывание загадок

Дети отдыхают под музыку


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Космос Космос Бахвалова Н.В . 2015 год

Слайд 12

Королев Сергей Павлович

Слайд 13

Циолковский Константин Эдуардович

Слайд 14

Белка и Стрелка

Слайд 15

Юрий Гагарин

Слайд 16

Валентина Терешкова Светлана Савицкая

Слайд 17

Алексей Леонов

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Волшебство электричества» (с использованием ИКТ)

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира     через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Космос» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Систематизировать представления детей о космонавтах и достижениях России в космонавтике, воспитывать чувство гордости за успехи страны и отдельных людей.2. Задачи:Образовательные:·...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Дикие животные» (с использованием ИКТ)

1. Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. 2. Задачи:Образовательные:·        За...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Волшебство электричества» (с использованием ИКТ)

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Волшебство электричества» (с использованием ИКТ)1.Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в космос»

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в космос»Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний,...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»

Конспект познавательно-исследовательского занятия в старшей группе «Взгляни из космоса на землю»...