Главные вкладки

    ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
    проект по окружающему миру (подготовительная группа)

    АЛЕКСЕЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

    Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

    ПРОЕКТ

    информационно-практико-ориентированный

    «Календарь природы»

    подготовительная к школе группа № 1

    Долгосрочный проект 17.09.2018 – 25.05.2019 гг

    Авторы проекта - воспитатели:

    Алексеева Людмила Васильевна

    Столярчук Татьяна Сергеевна

    г.о. Электрогорск 2019 г.

    1.1. Актуальность.

    Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

    При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

    Проблема: потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

    1.2. Цель проекта: Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды.

    1.3. Задачи проекта:

    Образовательные:

    - ознакомление с природой и природными явлениями;

    - формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;

    - формирование элементарных экологических представлений;

    - прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение.

    Развивающие:

    - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

    - расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

    - развивать внимание, сообразительность и логическое мышление.

    Воспитательные:

    - учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

    - воспитание умения правильно вести себя в природе;

    - воспитание любви к природе, желания беречь ее.

    1.4. Формы и методы работы:

    - занятия;

    - продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

    - чтение художественной литературы;

    - наблюдения в уголке природы и на прогулке;

    - организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

    - игры;

    - разные формы бесед;

    - работа с календарем природы;

    - создание альбома «Четыре сезона»;

    - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

    - взаимодействие с семьей;

    - рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий.

    - просмотр видеороликов;

    - консультации для родителей;

    - выставки поделок.

    1.5.  Направление работы:

    - развитие речи;

    - развитие логического мышления;

    - развитие коммуникативных качеств у детей;

    - обобщение представлений о природе;

    - пробуждение воображения и фантазии;

    - пробуждение интереса к природе.

    1.6.

    Участники проекта: 2 воспитателя, дети (6-7 лет) – 24 чел., 1 логопед-дефектолог, 1 учитель-логопед, 1 музыкальный руководитель, 22 родителя.

    Всего: 51 человек.

    1.7. Вид проекта: долгосрочный, групповой.

    Тип проекта:

    Информационно-практико-ориентированный.

    Место проведения: МДОУ №35 «Ёлочка»

    Предполагаемый результат:

    1. Дети должны получить знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

    2. У детей должны сформироваться начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

    3. У детей должны сформироваться первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

    4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

    5. Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

    6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

    7. Дети должны научиться грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

    8. Проявить у детей ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научить различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята должны узнать особенности природы родного края.

    9. Формировать стремление к исследованию объектов природы, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

    10. Дети должны отличать и называть характерные признаки разных времен года. Должны объяснить причины смены времени года.

    11. Должны узнать значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

    12. Должны узнать значение воздуха в жизни живых объектов природы.

    13. Должны узнать много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

    14. Закрепить представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Сформировать представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

    15. Научить проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

    16. Ребята должны гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе.

    У родителей:

    - повысить уровень экологического сознания;

    - сформировать знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

    1-й этап – подготовительный

    1. Составление плана в таблице по реализации проекта - сентябрь 2018г. - воспитатели.

    2. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке. Воспитатели, родители.

    3. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.

    4. Оформить папку «Информация для родителей». Сентябрь. Воспитатель, родители.

    5. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.

    6. Подобрать художественную литературу для чтения, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.

    Работа с родителями

    1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-май.
    2. Подготовить для просмотра родителям видеоролики: «ЗОЖ», «Для чего надо сортировать мусор», «Весенний паводок».
    3. Оформление родительских уголков на экологические темы:

    - «Значение природы в жизни людей»

    - «Как прививать детям любовь к природе?»

    - «Влияние окружающей природы на развитие детей»

    2-й этап – Организация деятельности проекта.

    План реализации проекта по месяцам на 2018-2019 уч. год

    Месяц,

     год

    Тема

    Основные направления

     реализации проекта

    (мероприятия)

    Совместная творческая деятельность детей и их семей

    Сентябрь 2018

    «Осень»

      Беседа: «Чем богата осень?», «Погода осенью», «Чем осень от лета отличается?»

    Наблюдение: «Осень на участке»

    Цель: учить находить приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, созрели семена, начинают желтеть листья)

      Наблюдение: «Состояние погоды утром и вечером»

    Цель: Учить детей давать характеристику погоды с учетом наличия солнца на небе и других факторов.

    Сбор природного материала: сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки.

    Октябрь 2018

    «Во саду ли в огороде»

    • Фрукты 1-5 окт.
    • Сад-огород 8-12 окт.

    «Осень»

    • Лес 15-19 окт.
    • Грибы и ягоды 22-26 окт.
    • Перелетные птицы 29 окт. – 2 ноя.

       Беседа: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Где живут витамины»

       Аппликация «Дары осени на тарелке» Цель: Закрепить умение передавать в аппликации форму и цвет фруктов.

       Коллективная аппликация «Лебеди на озере в лесу» Цель: Учить составлять композицию из сухих листьев, изображая осенние деревья.

       Коллективное рисование (оттиск) «Парк осенью» Цель: учить детей умению отражать в рисунке признаки осени (осеннее дерево).

      НОД «Перелетные птицы»

    Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

    Конкурс книжек-малышек «А у меня во саду и в огороде…»

    Конкурс «Осенняя гирлянда»

    Просмотр видеоролика «ЗОЖ» (полезные продукты питания)

    Ноябрь

    2018

    «Поздняя осень»

    Сравнительное наблюдение «Насекомые осенью» Цель: Учить детей применять знания о местах обитания насекомых для решения поставленной задачи, делать вывод об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью.

      Аппликация из сухих листьев «Хитрый лис» Цель: Учить составлять фигуру животного из сухих листьев.

      НОД «Ёжики на поляне» Цель: учить создавать поделки из природного материала.

    Декабрь 2018

    «Зимний калейдоскоп»

    • Зимующие птицы 17-21 дек.
    • Новогодний праздник 24-29 дек.

    «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

    Беседа «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме.

    Беседа «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу.

    Наблюдение «Чьи следы на снегу?» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

    Экспериментирование: опыт «Свойства снега» - закрепить представление детей о свойстве снега через опыты.

    НОД «Покормите птиц зимой» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.

    Конкурс поделок «Новогодняя гирлянда»

    Январь

    2019

    «Зимний калейдоскоп»

    • Зима, Рождество 9-11 янв.

    «В мире животных»

    • Домашние животные 14-18 янв.
    • Дикие животные 21-25 янв.
    • Дикие и домашние животные 28янв. – 1 фев.

     Беседа «Зима полна серебра» Цель: обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев.

    Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении.

     Беседы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие и домашние животные»

      Рисование «Котёнок» Цель: закрепить навыки рисования домашнего животного.

      Лепка «Зайчик» Цель: закрепление навыков лепки животного по частям.

    Конкурс – мягкая игрушка «Мое любимое животное»

    Февраль 2019

    «Зимний калейдоскоп»

    • Животные холодных и жарких стран 4-8 фев.

       Беседа: «Животные холодных и жарких стран» Цель: формирование представлений о животных жарких стран.

       Экспериментирование, исследование «Когда липнет снег» Цель: Закрепить знания о свойствах снега.

       Рисование «Снежинки» Цель: учить детей рисовать узор на бумаге.

    Март

     2019

    «Весна идет»

    • Птицы нашего края весной 25 марта – 5 апр.

      Беседа: «Перелетные птицы» Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах.

      Аппликация «Скворцы прилетели» Цель: продолжать учить вырезать изображение птицы.

    Наблюдение за луком. Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей шести – семи лет.

    Наблюдение за сезонными изменениями

    Цель:

    • формировать представление о весенних изменениях в природе;
    • учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
    • воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

    Конкурс: панно-картина «Весеннее пробуждение»

    Апрель

    2019

    «Первоцвет»

    • Животные нашего края весной 8-12 апр.

    Наблюдения за первоцветами – подснежники, крокус, мать и мачеха.

    Рисование «Первые весенние цветы - подснежники»

    Беседа «Повадки животных нашего края после зимы»

    Настольная игра Лото «О чем речь?» Цель игры: знакомство с природными зонами, обобщающие слова, расширение активного словаря; развитие внимания и памяти.

    Игра-беседа

     «Экологические истории»

    Цель: собрать из карточек с измененным сюжетом чистое, свежее, цветное будущее нашей планеты.

    Просмотр видеоролика «Весенние паводки»

    Май

    2019

    «Вся природа зацветай»

    Наблюдение за радугой

    Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

    Наблюдение за цветником

    Цели:

    • расширять представления о цветнике весной;
    • закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

    Наблюдение за насекомыми

    Цель: уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам.

    Исследование одуванчика

    Цели: Учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения.

    Пластилинография «Одуванчик»

    Цель: закрепить строение растения одуванчика.

    Беседа «Цветы сирени», «Ландыш»

    Цель: продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов.

    3-й этап – заключительный

     При реализации данного проекта получены следующие выводы:

    Ожидаемые результаты:

    У детей:

    1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

    2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

    3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

    4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

    5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

    6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

    7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

    8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

    9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

    10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

    11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

    12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

    13. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

    14. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

    15. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

    16. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

    В реализации проекта родители приняли активное участие: собирали с детьми природный материал (сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки); участвовали в конкурсах - изготавливали поделки, игрушки, панно-картины; Смотрели видеоролики «ЗОЖ» (полезные продукты питания), «Весенние паводки», «Для чего надо сортировать мусор».

    У родителей:

    - повысился уровень экологического сознания;

    - сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

    Перспектива дальнейшего развития проекта

    Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Дети в дальнейшей жизни будут применять, полученные знания и опыт, наблюдая за мини-огородом и цветником на участке детского сада.

    Список используемой литературы

    1.   Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

    2.   Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

    3.   Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

    4.   Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

    5.   Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

    6.   Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

    7.   Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

    8.   Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

    9.   Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

    10. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

    11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)

    Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы(Подготовительная к школе группа)...

    Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

    Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

    Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

    Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

    Экологический проект «Волшебница Природа» (подготовительная к школе группа)

    В рамках проекта воспитанники более подробно знакомятся с последовательностью выращивания бобовых культур. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительно...

    Сценарий осеннего праздника «Осенний календарь» для подготовительных к школе групп

    В сценарии представлены все виды музыкальной деятельности, инсценировка сценки....