ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

АЛЕКСЕЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

ПРОЕКТ

информационно-практико-ориентированный

«Календарь природы»

подготовительная к школе группа № 1

Долгосрочный проект 17.09.2018 – 25.05.2019 гг

Авторы проекта - воспитатели:

Алексеева Людмила Васильевна

Столярчук Татьяна Сергеевна

г.о. Электрогорск 2019 г.

1.1. Актуальность.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Проблема: потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

1.2. Цель проекта: Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды.

1.3. Задачи проекта:

Образовательные:

- ознакомление с природой и природными явлениями;

- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;

- формирование элементарных экологических представлений;

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение.

Развивающие:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- развивать внимание, сообразительность и логическое мышление.

Воспитательные:

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

- воспитание умения правильно вести себя в природе;

- воспитание любви к природе, желания беречь ее.

1.4. Формы и методы работы:

- занятия;

- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

- чтение художественной литературы;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

- игры;

- разные формы бесед;

- работа с календарем природы;

- создание альбома «Четыре сезона»;

- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- взаимодействие с семьей;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий.

- просмотр видеороликов;

- консультации для родителей;

- выставки поделок.

1.5.  Направление работы:

- развитие речи;

- развитие логического мышления;

- развитие коммуникативных качеств у детей;

- обобщение представлений о природе;

- пробуждение воображения и фантазии;

- пробуждение интереса к природе.

1.6.

Участники проекта: 2 воспитателя, дети (6-7 лет) – 24 чел., 1 логопед-дефектолог, 1 учитель-логопед, 1 музыкальный руководитель, 22 родителя.

Всего: 51 человек.

1.7. Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный.

Место проведения: МДОУ №35 «Ёлочка»

Предполагаемый результат:

1. Дети должны получить знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. У детей должны сформироваться начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. У детей должны сформироваться первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети должны научиться грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. Проявить у детей ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научить различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята должны узнать особенности природы родного края.

9. Формировать стремление к исследованию объектов природы, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети должны отличать и называть характерные признаки разных времен года. Должны объяснить причины смены времени года.

11. Должны узнать значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Должны узнать значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Должны узнать много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

14. Закрепить представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. Сформировать представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

15. Научить проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

16. Ребята должны гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе.

У родителей:

- повысить уровень экологического сознания;

- сформировать знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана в таблице по реализации проекта - сентябрь 2018г. - воспитатели.

2. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке. Воспитатели, родители.

3. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.

4. Оформить папку «Информация для родителей». Сентябрь. Воспитатель, родители.

5. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.

6. Подобрать художественную литературу для чтения, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.

Работа с родителями

  1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-май.
  2. Подготовить для просмотра родителям видеоролики: «ЗОЖ», «Для чего надо сортировать мусор», «Весенний паводок».
  3. Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе?»

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

2-й этап – Организация деятельности проекта.

План реализации проекта по месяцам на 2018-2019 уч. год

Месяц,

 год

Тема

Основные направления

 реализации проекта

(мероприятия)

Совместная творческая деятельность детей и их семей

Сентябрь 2018

«Осень»

  Беседа: «Чем богата осень?», «Погода осенью», «Чем осень от лета отличается?»

Наблюдение: «Осень на участке»

Цель: учить находить приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, созрели семена, начинают желтеть листья)

  Наблюдение: «Состояние погоды утром и вечером»

Цель: Учить детей давать характеристику погоды с учетом наличия солнца на небе и других факторов.

Сбор природного материала: сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки.

Октябрь 2018

«Во саду ли в огороде»

  • Фрукты 1-5 окт.
  • Сад-огород 8-12 окт.

«Осень»

  • Лес 15-19 окт.
  • Грибы и ягоды 22-26 окт.
  • Перелетные птицы 29 окт. – 2 ноя.

   Беседа: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Где живут витамины»

   Аппликация «Дары осени на тарелке» Цель: Закрепить умение передавать в аппликации форму и цвет фруктов.

   Коллективная аппликация «Лебеди на озере в лесу» Цель: Учить составлять композицию из сухих листьев, изображая осенние деревья.

   Коллективное рисование (оттиск) «Парк осенью» Цель: учить детей умению отражать в рисунке признаки осени (осеннее дерево).

  НОД «Перелетные птицы»

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Конкурс книжек-малышек «А у меня во саду и в огороде…»

Конкурс «Осенняя гирлянда»

Просмотр видеоролика «ЗОЖ» (полезные продукты питания)

Ноябрь

2018

«Поздняя осень»

Сравнительное наблюдение «Насекомые осенью» Цель: Учить детей применять знания о местах обитания насекомых для решения поставленной задачи, делать вывод об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью.

  Аппликация из сухих листьев «Хитрый лис» Цель: Учить составлять фигуру животного из сухих листьев.

  НОД «Ёжики на поляне» Цель: учить создавать поделки из природного материала.

Декабрь 2018

«Зимний калейдоскоп»

  • Зимующие птицы 17-21 дек.
  • Новогодний праздник 24-29 дек.

«Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Беседа «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме.

Беседа «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу.

Наблюдение «Чьи следы на снегу?» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Экспериментирование: опыт «Свойства снега» - закрепить представление детей о свойстве снега через опыты.

НОД «Покормите птиц зимой» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.

Конкурс поделок «Новогодняя гирлянда»

Январь

2019

«Зимний калейдоскоп»

  • Зима, Рождество 9-11 янв.

«В мире животных»

  • Домашние животные 14-18 янв.
  • Дикие животные 21-25 янв.
  • Дикие и домашние животные 28янв. – 1 фев.

 Беседа «Зима полна серебра» Цель: обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев.

Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении.

 Беседы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие и домашние животные»

  Рисование «Котёнок» Цель: закрепить навыки рисования домашнего животного.

  Лепка «Зайчик» Цель: закрепление навыков лепки животного по частям.

Конкурс – мягкая игрушка «Мое любимое животное»

Февраль 2019

«Зимний калейдоскоп»

  • Животные холодных и жарких стран 4-8 фев.

   Беседа: «Животные холодных и жарких стран» Цель: формирование представлений о животных жарких стран.

   Экспериментирование, исследование «Когда липнет снег» Цель: Закрепить знания о свойствах снега.

   Рисование «Снежинки» Цель: учить детей рисовать узор на бумаге.

Март

 2019

«Весна идет»

  • Птицы нашего края весной 25 марта – 5 апр.

  Беседа: «Перелетные птицы» Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах.

  Аппликация «Скворцы прилетели» Цель: продолжать учить вырезать изображение птицы.

Наблюдение за луком. Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей шести – семи лет.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель:

  • формировать представление о весенних изменениях в природе;
  • учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
  • воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Конкурс: панно-картина «Весеннее пробуждение»

Апрель

2019

«Первоцвет»

  • Животные нашего края весной 8-12 апр.

Наблюдения за первоцветами – подснежники, крокус, мать и мачеха.

Рисование «Первые весенние цветы - подснежники»

Беседа «Повадки животных нашего края после зимы»

Настольная игра Лото «О чем речь?» Цель игры: знакомство с природными зонами, обобщающие слова, расширение активного словаря; развитие внимания и памяти.

Игра-беседа

 «Экологические истории»

Цель: собрать из карточек с измененным сюжетом чистое, свежее, цветное будущее нашей планеты.

Просмотр видеоролика «Весенние паводки»

Май

2019

«Вся природа зацветай»

Наблюдение за радугой

Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

Наблюдение за цветником

Цели:

  • расширять представления о цветнике весной;
  • закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Наблюдение за насекомыми

Цель: уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Исследование одуванчика

Цели: Учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения.

Пластилинография «Одуванчик»

Цель: закрепить строение растения одуванчика.

Беседа «Цветы сирени», «Ландыш»

Цель: продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов.

3-й этап – заключительный

 При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты:

У детей:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

14. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

15. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

16. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

В реализации проекта родители приняли активное участие: собирали с детьми природный материал (сухие листья, шишки, каштаны, жёлуди, мох, веточки); участвовали в конкурсах - изготавливали поделки, игрушки, панно-картины; Смотрели видеоролики «ЗОЖ» (полезные продукты питания), «Весенние паводки», «Для чего надо сортировать мусор».

У родителей:

- повысился уровень экологического сознания;

- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Дети в дальнейшей жизни будут применять, полученные знания и опыт, наблюдая за мини-огородом и цветником на участке детского сада.

Список используемой литературы

1.   Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2.   Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

3.   Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

4.   Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

5.   Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

6.   Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

7.   Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

8.   Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

9.   Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

10. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы(Подготовительная к школе группа)...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Сценарий осеннего праздника «Осенний календарь» для подготовительных к школе групп

В сценарии представлены все виды музыкальной деятельности, инсценировка сценки....

Проект: Адвент-календарь в подготовительной к школе группе

Тип проекта: творческий.Сроки проведения: в течении декабряКраткосрочный проектУчастники: дети подготовительной группы, родители. Актуальность: Соблюдение традиций – главный критерий сохран...

Краткосрочный проект «Адвент-календарь» В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

 Новый год - самый волшебный праздник. Ведь он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями. Задолго до самого праздника, дети ждут волшебства, праздника и ...