Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сливная Любовь Александровна

 

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая программа "Наш дом - природа"

Занятие по экологическому воспитанию

для обучающихся подготовительной к школе группы

в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Воспитатель: Сливная Л.А.

Цель: Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Задача:  Познакомить с пунктами экологической программы обучающихся.

Экологическая программа включает темы:

- Формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы);

- "Что такое природа";

-  "Живая и неживая природа";

- Знакомство с охраняемыми объектами природного мира (Красная книга России, Красная книга Земли);

- Чистый воздух;

- «Лес – легкие планеты»;

- Вторая жизнь бумаги;

-  «Берегиня» вода;

- Мы помощники.

Оборудование: изображения животных, птиц, одноразовые стаканчики, трубочки по количеству детей, салфетки бумажные, слайды с изображением леса; водоемов; фото в городе и на природе и т.д.

Ход занятия:

Человек – часть природы. Пока мы живем в согласии с ней, у нас все хорошо. Есть чистые воздух и вода, пища и одежда, а будем бережливыми, как хорошие хозяева, сохранять чистоту в своем доме-природе и она нам ответит добром.

1. Игра «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы отвечать, можно это делать или нельзя.

Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

Сажать деревья в лесу? (Можно)

Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

Ходить по тропинкам? (Можно)

Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

Любоваться цветами? (Можно)

Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

Беречь лес от пожара? (Можно)

Разорять птичьи гнезда и муравейники (Нельзя)

Слушать громко музыку (нельзя)

Бросать мусор в водоемы? (нельзя)

Собирать грибы? (можно).

Стрелять в птиц из рогатки (нельзя)

2. "Угадай, что в мешочке".

Дайте ребенку мешочек, в котором лежат каштаны, шишки, камешки, сухие веточки, и т. п. Предложите определить на ощупь, не вынимая предметы из мешочка и не заглядывая в него, что относится к природе, а что - к "неприроде".

Какая бывает природа (живая и неживая)

-Что или кто относится к живой природе? (звери, птицы, рыбы, растения, деревья).

-А теперь назовите, что относится к неживой природе (вода, снег, ветер, камни, воздух).

- Внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

-Что это? (воздух)

- Правильно, для чего нужен воздух(дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

- Где воздух чище и где легче дышится?

- Почему в городе воздух загрязненный(газуют машины, дымят трубы заводов).

- Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.

- Что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать было легче людям?

- Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

- Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? Там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода.

Кислород - это газ, которым мы дышим. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.

- Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

- Догадайтесь, что можно сделать, что бы помочь городу, очистить воздух(посадить деревья, кустарники) А еще? (не ломать, не губить деревья).

- Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе, укрепляется здоровье и улучшается настроение. Правда,  воздух на улице не везде одинаково чистый. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.

Воспитатель: Вы слышали об экологически чистых видах транспорта?

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. С незапамятных времен он играл важную роль, постоянно развивался и совершенствовался. Однако, одновременно с этим появилась и проблема: огромное количество транспортных средств стало причиной ухудшения экологической обстановки на всей планеты. Именно поэтому все большее внимание обращается сегодня на развитие экологических видов транспорта. Любой транспорт, который во время своей работы не загрязняет окружающую нас среду, можно назвать экологически чистым.

Разновидности экологического транспорта: электромобиль, воздухомобиль, сегвей, моноколесо (сегвил, трамвай, троллейбус, велосипед и самокат (показ слайдов с изображением этого транспорта).

Электромобили работают от аккумуляторов и их можно зарядить с помощью зарядного устройства, на пример так же как мобильный телефон. В настоящее время выпускаются воздухомобили (пневмомобили, так называются автомобили, имеющие пневматический двигатель, для работы которого используется сжатый воздух). Таким образом, при езде на малой скорости или на небольшое расстояние, подобный автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Во многих странах стал популярным такой вид экологического транспорта, как сегвей. Это самобалансирующийся самокат, имеющий два колеса, располагающиеся по обе стороны от водителя. На каждом из колес сегвея есть собственный электродвигатель, который реагирует на малейшие изменения равновесия водителя. Если водитель наклоняется назад, то самокат замедляется, останавливается или едет задним ходом, а при наклоне вперед – начинает движение или ускоряется.

Моноколесо работает по такому же принципу как и сегвей, только имеет одно колесо и подножку. Наверное, всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай. Они оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров.

Нет, наверное, человека, который никогда бы не хотел прокатиться на самокате или велосипеде. Эти колесные транспортные средства двигаются с помощью физической силы. В велосипеде для этой цели используются ножные педали, а в самокате движение обеспечивается благодаря многократному отталкиванию ногой от земли.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о красоте нашей планеты и о том, как плохо на нее влияет выхлопы от транспорта.

Ответить на вопросыТранспорт-это плохо, почему? Транспорт – это хорошо, почему? Что можно сделать для того, что бы помочь сохранить природу?

Воспитатель: За беседой и время пробежало. Можно немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой  наблюдали.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

- К вечеру немного похолодало, так и хочется погреться у костра. А можно ли детям разжигать костер в лесу?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: - Почему нельзя?

Дети: Может произойти пожар.

Воспитатель: Ребята, пожар-это самая большая опасность в лесу. Поэтому нельзя разжигать костер без взрослых. А если это все же случилось, огонь разгорелся, немедленно убегайте из леса и сообщите взрослым о случившемся. 

Задание 4. «Составьте правила посещения леса»

- Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу.

Предлагаю детям взять карточки с изображением ситуаций, чего нельзя делать в лесу. Каждый ребёнок берёт карточку с изображением и объясняет, почему нельзя так поступать. Вместе вырабатываем «Правила посещения леса».

Справка:

А знаете ли вы, что для производства бумаги в мире ежегодно вырубается 125 миллионов деревьев - это целый огромный лес! Новую бумагу также можно изготовить из макулатуры. А чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать примерно 80-100 кг бумаги для вторичной переработки.

Берегите леса!

Берегите леса, берегите!

От пожаров, от злых людей!

Сохраните леса, сохраните!

Для своих любимых детей!

Сберегите леса! Очень просим!

Обращаемся к вам от детей!

Чтобы были лесные просторы:

Для людей, для птиц, для зверей!

Афанасьева Р. Н.

• Чтение и рассматривание энциклопедии о животных, Красной книги России, Красной книги Земли;

• Рассматривание иллюстраций «Животные России».

Домашнее задание родителям:

Прогуляйтесь с ребенком по лесу в выходные дни. Обсудите увиденное после прогулки. Сделайте совместный рисунок.

Читайте художественную литературу: Е. Чарушин «Бобры и бобрята»«Рысь и рысенок»;  Г. Снегирев «Про зверят»; В. Малеев «Живая природа России»;  М. Пришвин «Этажи леса»«Кладовая солнца»; В. Бианки «Синичкин календарь».

Воспитатель: Объявляю о начале акции. Это будет реальная помощь и участие в экологической программе "Наш дом - природа".

Акция «Берегиня»

Цель – обучение рациональному использованию воды, знакомство с обитателями водоёмов, информирование о последствиях экологических загрязнений.

1. Проведение занятия-беседы: «Это волшебная вода»

2. Рисование: «Портрет воды».  «Профессии» воды

3. «О чём нам рассказала капелька?»;  «Море бывает в беде»

4. Использование загадок, пословиц и поговорок.

5. Рассказывание экологических сказок о воде.

6. Игровая деятельность: подвижные игры «Мы капельки»«Мы живём в воде», дидактические игры «Найди, кто живёт в воде»«Вода - не вода».

7. Рейд «Берегиня»: в течение месяца вместе следим, как расходуется вода в группе, нет ли утечки воды. Результаты рейда отмечаются в виде рисунков. Работа после рейда:

1) Беседа на тему «Как мы бережём воду дома»;

2) Оформление тематической выставки для родителей «Давайте беречь воду!».

8. Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Вечная слава воде»;

М. Пожарова «Водопроводчик»;

Е. Трутнева «Цветы»;

А. Прокофьев «В лесу ночью»;

В. Танасийчук «Нефть в море»«От чего погибли киты»;

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»;

Н. Рыжова «Жила-была Река»«Как люди речку обидели»;

М. Пластова «Как Кап Капыч речку спасал».

Ожидаемый результат:

- Дети расширят экологические представления, умение устанавливать причинно-следственные связи;

- Повысят  интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональную реакцию на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

- Вызвать желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного экологического воспитания;

- Рисунки собрать в альбом под названием: «Берегиня» и поместить в библиотечную коллекцию группы, для последующей демонстрации родителям и гостям.

Воспитатель: - Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня на занятии я узнал...

Больше всего мне понравилось...

За что вы можете себя похвалить?

Воспитатель: Мы молодцы. Спасибо. На этом занятие окончено.