Экскурсия в музей. Хлеб- всему голова.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Соваренко Светлана Сергеевна

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова». Поход в музей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ekskursiya_hleb_-_vsemu_golova._17.10.18.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова»


Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.


Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Для данного мероприятия была разработана авторская игра.


Цель:ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи: 
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы:

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.


В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.


Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

•Хлеб да вода –

богатырская

еда.
•Хлеб-батюшка,

водица-матушка.
•Хлеб-кушай,

добрых людей

слушай.
•Худ обед,

коли хлеба

нет.
•Работай до поту,

поешь хлеба

 охоту.
•Пот на спине – так и хлеб на столе.


Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.


Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.


Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро-мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый

А бывает–

Подгорелый  

(Хлеб).

Ты не клюй меня,

дружок, голосистый

петушок.
В землю теплую уйду,

к солнцу

колосом

взойду.
В нем тогда, таких как я,

будет целая

семья.

(Зерно)

Мнут и катают,

В печи

закаляют.
Потом за

столом
Режут ножом.

(Хлеб)

Кольцо не

простое,
Кольцо

золотое,
Блестящее,

хрустящее,
Всем

на

загляденье...
Ну и объедение!

(Баранка

или

бублик.)

Вот он –

тёплый,

золотистый.
В каждый дом,

на каждый

стол-

Он пожаловал –

пришёл.
В нем –

Здоровье,

Наша

сила,
В нем –

Чудесное

тепло.
Сколько рук

его

растило,
Охраняло,

берегло!

(Хлеб)

Что на

сковородку

наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)


Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок –

это

пирожок.
Шки-шки-шки –

мама

жарит

пирожки.
Жок-жок-жок –

кушай

дочка

пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться

в печке

калачи.
Ач-ач-ач – вкусный

будет

наш

калач.


Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.


А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

А теперь для закрепления материала мы с вами сходим в музей, где вам расскажу про хлеб и покажут как из зерен делают муку. Вы даже сможете пинять в этом участие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини - музей "Хлеб всему голова"

работа над созданием мини - музея "Хлеб всему голова"...

мини-музей "Хлеб-всему голова"

макет двор мельника повар и хлебные изделия из соленого теста...

Реализованный проект: мини-музей "Хлеб - всему голова"

Воспитательно-образовательный проект...

Мини-музей "Хлеб - всему голова"

Информация о работе мини – музея Место нахождения мини - музея: МДОБУ «Детский сад №4», группа «Звездочки» Название мини – музея: «Хлеб – всему голова&r...

Экскурсия в музей "Хлеб всему -голова"

Цель: знакомство детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Задачи:1. формировать представление о процессе производства хлеба;2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных к...

Мини музей «Хлеб всему голова»

Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба. Задачи:- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.- Способствовать формированию у детей представлен...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...