Проект «Занимательная физика» Для детей подготовительной группы Возраст обучающихся 6 -7 лет. Срок реализации: долгосрочный.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сидорович Виктория Викторовна

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fizika_podgotovitelnaya_gruppa.docx72.19 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградской область

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» –

детский сад №9 «Улыбка»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                        

Заведующий  МАДОУ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           МО «СГО» –  д/с № 9 «Улыбка»

 ______________   Т.Г.Ковалева

Приказ № ____ от ______ 201__г.            

Проект

«Занимательная физика»

Для детей подготовительной группы

«Солнышко»

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Срок реализации: долгосрочный  

                                                               

Разработчик: воспитатель Сидорович В.В.

500_F_219290517_ZQWzsmRQ3A3n7v3pspLSYSDtQJFe9xlY.jpg

Г. Светлый 2019 г

Проект «Занимательная физика»

вид проекта: познавательно – исследовательский.

тип проекта: долгосрочный.

участники проекта: дети подготовительной группы «Солнышко».

автор проекта: воспитатель Сидорович Виктория Викторовна

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

    Благодаря STEM-образованию дети смогут понять логику и взаимосвязь происходящих явлений, увидеть и изучить мир как систему, сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций. Проект предполагает развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста через включение в научно-техническое творчество.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

ПРОБЛЕМА:

У детей старшего возраста складываются определенные представления о физических явлениях. Это и не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки — вот источники этих представлений.

Но если взрослые не объясняют детям физические явления, не дают им толкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К. Д. Ушинский).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Систематизировать знания детей об основных физических явлениях 

развивать логическое мышление: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты; развивать мыслительные операции, речь;  воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

ПЛАН РАБОТЫ:

• Просмотр мультфильмов, сказок.

• загадывание загадок,

• чтение художественной литературы,

• беседы,

• рассматривание иллюстраций, мини - альбома «Физика для дошколят»,

• игры,

• рисунки,

• наблюдения,

• экспериментирование.

• консультации для родителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

показ презентации «Занимательная физика» (подведение итогов);

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
  • формирование у детей знания о физических явлениях;
  • проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения   экспериментальной деятельности;
  • интерес и активное участие в проектной деятельности;
  • установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;
  • активное участие родителей в реализации проекта;
  • развитие речи, словарного запаса.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе вещей;

• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

ВЫВОД:

Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы дети были очень активны, с большим удовольствием принимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.

Проект «Занимательная физика» помог повысить уровень собственной компетентности, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.

ТЕМЫ НА ГОД:

месяц

Тема

сентябрь

Лаборатория воды

октябрь

Температура

ноябрь

Звук

декабрь

Магнетизм

Январь

Магнетизм

Февраль

Электричество

Март

Электричество

Апрель

Солнечная система

Май

Вес, притяжение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М.: ТЦ Сфера, 2002. – 114 с.

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития».)

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)

6. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

7. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы. Рекомендации /Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с., ил.

8. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. - 160 с.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Леонид Сикорук «Физика для малышей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Рабочая программа н подготовительной группы возраст обучающихся 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Рабочая программа  служит механизмом реализации  ООП дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной партнерской деятельнос...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Краткосрочный проект Подготовительная группа «До свидание, лето!» (Срок реализации 26.08.2024 - 30.08.2024г)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №11 «Одуванчик»              Краткосрочный проек...

Рабочая программа воспитателя для детей младшей группы 3-4 года срок реализации 2023-2024 учебный год

Программа направлена на решение совокупных задач воспитания в рамках образовательных областей на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 6-8 лет в подготовительной группе «А» комбинированной направленности срок реализации 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по освоению детьми шестого года жизни основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) разработана в соответствии с фед...