Главные вкладки

    Технологическая карта НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана" (познавательное развитие)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_vulkan_2019_god.docx21.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная область

    Познавательное развитие

    Возраст детей, группа

    Старшая группа

    Тема НОД

    «Извержение вулкана»

    Цель

    Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    Задачи

    Образовательные: расширять представления детей об окружающем мире – об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана).

     Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

    Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

    Материал

    Smart доска; ноутбук, столы; набор оборудования для проведения опыта.

    Предполагаемый результат

    Этапы технологии «Ситуация»

    Этапные задачи

    Деятельность педагога

    Осуществляемая деятельность воспитанника

    Предпосылки учебной деятельности

    Контроль результатов деятельности

    1. Введение в игровую ситуацию

    Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели

    -Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Сегодня мы с вами пришли в лабораторию «Интересных открытий». Как вы думаете, зачем мы пришли в лабораторию?

    В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

    Интерес к познавательной деятельности

    Ответы детей

    1. Актуализация знаний

    Актуализировать знания детей

    - Я сегодня у себя на столе обнаружила странные предметы.  Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня?

    (высказывания детей)

    -Давайте пройдем в лабораторию и сравним пемзу с обычным камнем. Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? А камешек? Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый? А как вы думаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

    (предположения детей)

    Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения. В лаборатории у нас все готово к проведению опыта: опустите камешки в воду, они тонут или нет? А теперь кусочки пемзы. Что произошло?

    (дети делают вывод)

    Участвуют в диалоге.

    Проводят опыт.

    Высказывают предположения

    Правильные ответы

    1. Затруднение в ситуации

    Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения

    Отгадайте загадку:

    Я плююсь огнем и лавой,

    Я – опасный великан!

    Славен я недоброй славой,

    И зовут меня… (вулкан)

    -Ребята, но пемза совсем не похожа на вулкан. Эта подсказка еще больше нас запутала. А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет? Тогда мы постараемся это выяснить, а также узнаем, что  такое вулкан и как пемза с ним связана.

    Дети сталкиваются с затруднением

    Коммуникативные умения

    Ответы детей

    1. Открытие нового знания или способа действий

    Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

    -Пройдите к экрану. В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Вулкан – это огнедышащая гора. Он треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус… Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №2). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №3). Затем происходит взрыв (слайд№4). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№5).Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №6). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№7).А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

    (звук извержения вулкана)

    Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №8). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Потухшие – это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №9).

    Открывают новые знания

    Интерес к познавательной деятельности

    Просмотр презентации

    1. Введение новых знаний в систему знаний

    Закреплять новые знания и способы их применения.

    Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.

    (делают опыт)

    -То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

    -Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

    -Извержением вулканов занимаются специальные ученые-вулканологи. Мы с вами сейчас превратимся в вулканологов и попробуем разбудить спящий вулкан. Прежде чем начнем действовать, необходимо повторить технику безопасности: со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Ничего нельзя брать в рот. Работать под наблюдением взрослых строго по инструкции.

    Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

    Применяют знания на практике

    Усвоение новых знаний

    Проводят опыты

    1. Осмысление (итог)

    Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

    - Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

    - Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

    - С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

    - Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

    - Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

    - Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

    - Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

    - Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

    Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя.

    Самооценка

    Ответы детей

    Доктор лечит нас от боли,

    Есть учительница в школе,

    Повар варит нам компот,

    Парикмахер всех стрижет.

    Шьёт портной для нас штаны.

    И сказать мы вам должны:

    Лишних нет у нас профессий,

    Все профессии важны!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы Тема: Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе» с применением Smart доски и электронного учебника

    Данная разработка поможет педагогам, работающим с электронными учебниками по программе "Предшкола нового поколения"  по художественно-эстетическому направлению  "Кронтик в музее. Кто там ...

    Технологическая карта НОД с детьми подготовительной группы "Поиск голубого золота Ямала"

    Цель занятия - формирование познавательных и практических компетенции у детей в части пространственного ориентирования....

    Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие с Фиксиком в мир микробов»

    Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа Тема занятия: «Путешествие с Фиксиком в мир микробов»Тип занятия: сюжетное занятие с элементами игры-путешествияРеализация содержания в обра...

    Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

    В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

    Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

    В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

    Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»

    Технологическая карта  нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»...