Технологическая карта НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана" (познавательное развитие)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Макридина Юлия Сергеевна

НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vulkan_2019_god.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

Старшая группа

Тема НОД

«Извержение вулкана»

Цель

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи

Образовательные: расширять представления детей об окружающем мире – об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана).

 Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Материал

Smart доска; ноутбук, столы; набор оборудования для проведения опыта.

Предполагаемый результат

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели

-Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Сегодня мы с вами пришли в лабораторию «Интересных открытий». Как вы думаете, зачем мы пришли в лабораторию?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

  1. Актуализация знаний

Актуализировать знания детей

- Я сегодня у себя на столе обнаружила странные предметы.  Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня?

(высказывания детей)

-Давайте пройдем в лабораторию и сравним пемзу с обычным камнем. Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? А камешек? Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый? А как вы думаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

(предположения детей)

Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения. В лаборатории у нас все готово к проведению опыта: опустите камешки в воду, они тонут или нет? А теперь кусочки пемзы. Что произошло?

(дети делают вывод)

Участвуют в диалоге.

Проводят опыт.

Высказывают предположения

Правильные ответы

  1. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения

Отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан!

Славен я недоброй славой,

И зовут меня… (вулкан)

-Ребята, но пемза совсем не похожа на вулкан. Эта подсказка еще больше нас запутала. А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет? Тогда мы постараемся это выяснить, а также узнаем, что  такое вулкан и как пемза с ним связана.

Дети сталкиваются с затруднением

Коммуникативные умения

Ответы детей

  1. Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

-Пройдите к экрану. В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Вулкан – это огнедышащая гора. Он треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус… Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №2). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №3). Затем происходит взрыв (слайд№4). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№5).Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №6). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№7).А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

(звук извержения вулкана)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №8). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Потухшие – это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №9).

Открывают новые знания

Интерес к познавательной деятельности

Просмотр презентации

  1. Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения.

Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.

(делают опыт)

-То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

-Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

-Извержением вулканов занимаются специальные ученые-вулканологи. Мы с вами сейчас превратимся в вулканологов и попробуем разбудить спящий вулкан. Прежде чем начнем действовать, необходимо повторить технику безопасности: со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Ничего нельзя брать в рот. Работать под наблюдением взрослых строго по инструкции.

Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

Применяют знания на практике

Усвоение новых знаний

Проводят опыты

  1. Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя.

Самооценка

Ответы детей

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет.

Шьёт портной для нас штаны.

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии важны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»

Технологическая карта  нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»...

Презентация к технологической карте НОД с детьми подготовительной группы по речевому развитию по теме: "Мебель"

В презентации предложен картинный материал для  дидактических игр для образования прилагательных суффиксальным способом, образования относительных прилагательных, согласования числительных с суще...