Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Музей сказки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Людмила Владимировна

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, втом числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра

«Дорожки».

На полу (земле, песке) прорисовываются или выкладываются дорожки самых разнообразных форм и протяженности. Задача ребекжа - пройти или пробежать по ним, как можно меньше отклоняясь от заданного рисунка.

Игра «Котики».

Все играющие, кроме двоих, садятся кругом. Сидящие изображают крынки с молоком, каждому из них на голову кладется щепочка или листок бумаги - для прикрытия крынок. Между двумя играющими распределяются роли хозяйки крынок и кота. Когда хозяйка уходит по делам, кот сбрасывает с крынок крышки, крынки опрокидываются, а кот убегает. Вернувшаяся хозяйка обнаруживает поваленные крынки и бросается ловить кота. Пойманный кот должен поднять все крынки и снова закрыть их.

Игра «Трубочки».

Играющие попарно берутся за руки и каждый начинает крутиться вокруг себя, приговаривая: «Вьется ли, вьется ли труботжа. Вьется ли, вьется ли серебряная». Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь их играющих не упадет. Если игра проводится как коллективная, то из сохранивших равновесие могут создаваться новые пары.

Игра «Курочки».

Все игроки встают в один ряд, широко расставив руки. Одна из них - хозяйка стоит в стороне и обращается к ребенку, исполняющему роль кумы:

-Кума, кума, не видала ли мою куротжу?

-А какая она?

Хозяпа, указывая на одного из играющих, начинает описывать. Например, рябенькая, нос крючком, хвостик выщипанный и т.д. Затем со словами: «Кьппш, кышш» отгоняет ее от общего ряда и начинает ловить. Пойманную курочку хозяйка отводит в сторону и игра начинается снова и продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все курочки.(Описьшаться могут как свойства курочки, так и отдельные особенности реального ребенка).

Игра «Кривое колесо».

Играющие становятся, взявшись за руки, спиной в круг. Круг начинает вертеться вокруг своей оси, одновременно продвигаясь к заранее намеченной цели. Оторвавшиеся от круга выбывают из игры и считаются потерянными спицами.

«Карусели».

Воспитатель берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Саша, будешь играть с нами? Тогда давай руку!» Саша дает руку воспитателю и они втроем подходят к следующему ребенку и т.д. В результате дети, держась за руки образуют круг.

«Сейчас мы будем кататься на карусели», - говорит воспитатель. - «Повторяйте слова за мной и двигаитесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Слова

Движения

Еле-еле-еле-еле

Карусель медленно движется

Завертелись карусели.

в правую сторону.

А потом, потом, потом

Темп речи и движения постоянно

Все бегом, бегом, бегом.        

ускоряется.

Побежали, побежали,

На слове «побежали» карусель меняет

Побежали, побежали!

направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Темп движений постепенно

Карусель о-ста-но-ви-те!

замедляется, а на слове «раз-два» все

Раз-два, раз-два, (пауза)

останавливаются и кланяются друг

Вот и кончена игра!

Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются.

Игра «Раздувайся, пузырь».

Дети с воспитателем становятся тесньш кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дутот в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф» (Повторяем 2-3 раза). Затем берутся за руки, расширяют круг и, двигаясь, произносят слова:

Раздувайся, пузырь,        Оставайся такой, Раздувайся большой,        Да не лопайся.

Получается большой круг, начинается движение по кругу. Произносятся слова:

Он летел, летел, летел

И за веточку задел. Хлоп! (Хлопки в ладоши).

Лопнул пузырь! «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели.» (Дети разбегаются в разные стороны).

Игра «Чей голосок».

Дети садятся полукругом, ведущий - спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по плени ведущего, который не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос услышал.

Сначала дети окликают ведущего своим обычньги голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацшо, высоту голоса,

«Лови-лови»,

К палочке длиной 75-50 см на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т.д. перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймвть предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей ловить мячик, воспитатель предлагает детям встать в кружок, а сам становится в центре.

«Лови-лови», говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет то к одному, то к другому ребенку. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы прещлет ловили сразу несколько детей. Поиграв немного, можно изменить правила. Так дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо папки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается.

Игра «Найди игрушку».

Ведущий (а потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке», затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой Катиной кровати».

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).

Можно загадывать местоположение игрушки через функцио помещения («там моют посуду»), через действия («лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.

Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней тематические экскурсии: на кухкп-о, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.- знакомство с людьми, работающими там).

Игра «Расскажи стихи руками».

Воспитатель читает стихотворение, затем, Ештая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять.

Ниже приводятся два стихотворения, которые могут быть использованы для

этой цели.

Зайка.

Заинька-зайка,

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.

Маленький заика,

садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки,

Дети приставляют ладошки к голове «ушки».

«Что видел?».

Карточки стопками кладем рисунками вниз. Воспитатель берет из стопки 5 карточек (по одной, с интервалом в 1-2 секунды) и кладет их отдельной стопкой рисунками вверх. Катя их видит. Потом воспитатель эти карточки убирает. Катя старается вспомнить, какие фигуры она видела. За каждую фигуру, которую девочка отгадала, воспитатель дает ей карточку с отгаданной фигурой. Теперь очередь Кати взять из стопки 5 карточек и показать их воспитатело.

Игра «Что пропало?».

Отбираем все синие карточки, раскладываем их рисунками вверх. Отдельно раскладываем остальные карточки рисунками вверх. Ребенок отворачивается, воспитатель прячет одну из синих карточек. Ребенок старается определить какой фигуры не хватает. Если ему это удается, то спрятанную карточку он берет (выигрыш) и ютадет ее рисунком вверх. Потом ребенок и воспитатель отбирают все карточки с кругами, и одну из них прячет ребенок, а воспитатель говорит, какой карточки не стало.

Сложный вариант: если из стопки вынуть одну картокжу и предложить угадать «Что пропало?».

Игра «Солнышко и дождик».

У каждого участника свой домик. Как его сделать? Предложить детям повернуть свои стулья вперед спинкой. А если присесть перед стулом и поглядеть в отверстие в спинке, то получается, что выглядываешь в окошко. Называя каждого ребенка по имени, воспитатель предлагает каждому ребенку выглянуть в окошко и помахать рукой. А затем замечает, выглянув в свое окошко «Какая хорошая погода! Сейчас пойдем гулять!»

Малыши выбегают из домиков, собираются вокруг воспитателя. Все вместе отправляются гулять и радуются хорошей погоде, поют песенку про солнышко, бегают, танцуют. В разгар веселья воспитатель говорит: «Посмотрите, туча надвигается, сейчас будет дождик! Скорей домой!» (Дети спешат в свои домики). Послушайте, как барабанит по крышам дождь. (Постукивает своими пальцами по сиденью стула, изображая шум ДОжДЯ) Может почитаем ему стихи?

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей.

Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

        Быстрые ножки.        Побежали.

        Заинька-зайка,        Движения повторяются.

Маленький зайка,

Деток боишься,        Дети обхватывают себя руками, изображая Зайка-трусишка.        страх, «дрожат».

Мишка.

Мишка, мишка косолапый,

Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идет,

носки ног внутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод,

Погладить себя по животу, облизнуться.

Да никак их не найдет.

Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод

Показать указательньпл пальцем,

И тихонько зарычал.

на лице - восторг, двумя руками собирать ягоды в рот.

Подошли к Мишутке детки,

Помаршировать, потереть кулачками

Мишка громко зарыдал.

глаза, изобразить плач.

Игра «Чьи вещи».

Воспитатель говорит, что к нам в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. (Градусник - медсестра, стиральный порошок - прачка, половник - повар, гармошка - музыкальный работник). Дети называют не только профессию, но и тля хозяина вещи. Например, «Этот градусник оставила Валентина Петровна, наша медсестра». Затем эти вещи МОжНО раздать детям (по одной вещичке), которые должны играть ролы медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.

Игра «Как пройти?».

Воспитатель говорит, что у зайтшка Степашки заболели ушки. Что ему делать? (Пойти к врачу). Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь.

Сначала дети должны описать путь до кабинета, например: спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь направо медицинский кабинет. Можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: после нарисованного на стене волка повернуть, на двери медицинского кабинета нарисован «красный крест» и пр.

После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу. Вылеченный Степашка (забинтованные ушки) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витамины для всех детей.

Шум дождя сначала усиливается, но потом затихает. Воспитатель делает вид, что глядит в небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Коншшся дождик! Выходите гулять!» Малыши выбегают из своих домиков и радуются солнышку.

Игра «Подарки».

Воспитатель спрашивает детей лобят ли они получать подарки, и, получив положительный ответ, предлагает сыграть в игру, суть которой преподносить подарки друг другу. Взрослый вызывает в центр группы одного из детей, а играющие все вместе произносят слова:

        Принесли мы вам подарки        Вот вам кукла с лентой яркой,

        Кто захочет тот возьмет.        Конь, волчок и самолет.

Перечислять игрушки надо медленно и выразительно, чтобы дети могли мысленно представить себе этот предмет.

Затем, обращаясь к ребенку, стоящему в центре, воспитатель спрашивает, какую из этих игрушек он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, то все дети скачут, если куклу, то танщют, как куколки и поют песенки; если волчок кружатся, сопровождая движения звуком кок-ж-ж», а если самолет - изображают его полет и приземление, раздвигая руки как крылья, и воспроизводя голосом рев мотора «р-р-р»,

Игрушки потом можно изменить, предложив детям на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль, зайчика, которые легко изображаются в движении.

Игра «Кто к нам пришел?».

Перед игрой воспитатель договаривается с детьми о том, кто какое животное будет изображать. Для этого он подзывает каждого, отходит с ним в сторону и тихонько, чтобы не было слышно остальньпл, договаривается о том, каким гостем он будет. Если малыш затрудняется , то на помощь приходит воспитатель, который говорит, кем можно быть (кошкой, мышкой, петушком) и показывает, как их изобразить и какие звуки характерны для этих животных. Если это собака, можно полаять и помахать рукой, как хвостиком; если котенок - помяукать и походитб на четвереньках; если петух - пошагать, гордо подняв голову, и покукарекать.

Усадив детей на стульчики, воспитатель сообщает, что сегодня в гости к детям будут приходить разные животные, а какие именно - они должны догадаться сами. Воспитатель торжественно объявляет: «К нам идет первый гость. Позовите его, спросите: «Кто к нам пришел?». Первый подготовленный ребенок появляется перед зрителями и исполняет свою роль. Дети догадываются, кого он изображает. Продемонстрировав себя в течение 1-2 минут, главный герой садится на стул, а в центре появляется следующий гость.

Игра «Бабушка Маланья».

Вначале главную роль исполняет воспитатель. Он предлагает малышам поиграть в смешную игру - в «бабушку Маланью». Взрослый становится перед детьми и просит их повторять за нтл следующий смешной текст, сопровождая его выразительньпли движениями:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей,

С такими ушами, с такими глазами,

С такими носами,

С такой головой, с такой бородой.

(Показывает руками «круглые глаза», «большой нос», прикрывает брови.) Ничего не ели, целый день сидели, Делали вот так...

(Показывает какое-нибудь смешное движение, которое может развеселить ребят и которое легко повторить).

Обычно дети с удовольствием повторяют эти забавные действия и текст.

Когда они усвоят их, взрослый предлагает кому-нибудь из малышей занять место ведущего и попытаться развеселить всех остальных: проявить находчивость, изобретательность, организованность.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально с...

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей орган...

"Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология"

Доклад "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология"...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Город мастеров"

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памя...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Музейная педагогика - это научно – практическая дисциплина на стыке музееведения,  педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему и направленная на оптимиз...

«Музейная педагогика ,как инновационная педагогическая технология»

Мастер- класс по теме« Музейная педагогика ,как инновационная педагогическая технология»...

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в дошкольном Учреждении

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде. В условиях Учреждения настоящий му...