Семинар-практикум для педагогов "Играя, изучаем природу родного края"
материал по окружающему миру

Конкурсы, игры, задания про родной край

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

Семинар-практикум для педагогов

«Играя, мы узнаём природу родного края»

Воспитатель первой

квалификационной категории

Тимофеева Снежана Владимировна

Агрыз, 2017

Цель:

Повысить  профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

  • выявить  имеющие знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения и животные);
  • развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
  • формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;
  • развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

Девиз: «Всё интересно то, что неизвестно».

Плакаты: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней »;

«Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли»;

«Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя».

Ход семинара практикума:

- Добрый день, уважаемые педагоги. Мы рады встрече с вами. Сегодня мы будем говорить о нашем прекрасном городе Агрыз, о нашем удивительном крае под названием Татарстан. О крае загадочных легенд и сказок.

Природа – это самая лучшая из книг,

Написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н. Гарин-Михайловский

Человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяют состояние природы.

Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал.

Но в настоящее время учёные мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасывают в атмосферу, реки, озёра, моря. В окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

Ежедневно можно слышать тревожные сообщения об экологической опасности, гибели, катастрофах, наводнениях. Раз идёт процесс загрязнения атмосферы, земельных ресурсов, значит, растительность накапливает в себя вредные химические вещества, химические элементы; животные, употребляя некачественный корм, отравляются. Отсюда производимые некачественные продукты питания.

Также мебель, игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. Всё это влияет на здоровье наших детей. Согласно конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 году, общество в том числе, должно организовывать развитие ребёнка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться её богатствами.

Для этого у детей необходимо формировать элементарные и вполне научные представления:

- о животных, о птицах, растениях;

- о единстве организма и среды;

- о сущности взаимодействия человека и природы, важности охраны природы, окружающей среды;

- гуманно-деятельном отношении к природе;

- осознанном выполнении определённых норм грамотного и безопасного поведения в природе его права.

Ребёнок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы всё это было, нужно сделать окружающую природу экологически чистой.

Привлекая к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Мы должны владеть определёнными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город в котором мы живём.

И сегодня мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему: «Играя, мы узнаём природу родного края».

Мы предлагаем разделиться на две команды.

1 задание.

«Придумай интересное название команде».

Мы предлагаем придумать такое название, чтобы в ней отражалось то, что  связано с природой нашего края, нарисовать эмблему и девиз. На столе у вас бумага и фломастеры.

Звучит музыка.

Итак, дорогие земляки! Да-да, вы не ошиблись, дорогие земляки – так называют людей, живущих на одной земле. И даже уезжая ненадолго в другие города и страны, у нас начинает биться сердце при  приближении к своему родному, красивому, радушно встречающему нас городу. Одни родились и выросли в этом городе, другие нашли здесь свою судьбу, и наш Агрыз стал для них родным.

2 задание.

Итак,  следующий конкурс, назовём его «Агрыз – город наш родной».

  1. В каком году был основан Агрыз как поселение? (В 1646 году).
  2. В каком году он получил статус города? (В 1938 году).
  3. Кто был основателем этого поселения? (Князья Яушевы).
  4. Почему он так называется?

Агрыз – наша малая родина. У каждого из нас есть малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Наш город по-своему красивый, чистый, хотя и небольшой. Здесь есть парк, где отдыхают дети с родителями. Рядом с городом – лес, там растёт много грибов, ягод, водятся дикие животные. Город стоит на берегу реки Иж. Татарстан земледельческий край. Здесь выращивают рожь, пшеницу. Наш край всегда славился своими традициями, самобытностью.

3 задание.

Какие татарские национальные праздники вы знаете? С чем они связаны?

1. Нардуган – встреча нового рождения солнца, день зимнего солнцестояния, т.е. 22 декабря.

2. Навруз – встреча нового года по мусульманскому календарю, празднуется в день весеннего равноденствия, т.е. 21-22 марта и означает «новый день».

3. Карга боткасы – дети едят гречневую кашу, часть которой оставляют птицам. Означает гречневая каша.

4. Сабантуй – праздник после посева урожая, т.е. окончание весенних полевых работ и празднуется в первом месяце лета.

5. Сомбелэ – праздник урожая, отмечается осенью после окончания полевых работ.

6. Каз омэсе «Аулак ой» - посиделки.

А какой праздник без угощенья.

Пальчиковая игра.

Приезжайте в Татарстан наш!

Приходите в гости к нам!

Здесь бэлеш, лапша, чак-чак, (показывают большой круг – «бэлеш»; по три пальца на каждой руке – лапша; большим и указательным пальцем – колечки – чак-чак).

Аппетитный очпочмак (указательными и большими пальцами обеих рук образуют треугольник – очпочмак).

Кыстыбый и баурсак (складывают ладони вместе – кыстыбый указательными пальцами; указательными пальцами обеих рук делают колечки – баурсак).

Беккэн и коймак (лепят пирожки беккэн, коймак едят из воображаемой ложки);

Пэрэмэч, гобэдия (показывают круги – маленький – пэрэмэч, большой – гобэдия).

Ждут вас всех мои друзья!

4 задание.

Предлагаем вам конкурс «Цветик-семицветик».

Вы должны подумать и решить, что произойдёт если:

  1. Будет больше белочек (будет больше семян, прорастёт больше растений);
  2. Увеличится количество грибов, будут (сытыми и здоровыми животные, люди смогут приготовить блюда из грибов);
  3. Больше птиц, меньше (вредителей: гусениц, личинок);
  4. Сохранится больше трав, деревьев (будет красиво, больше кислорода, гнёзд для птиц, лекарств для животных и людей);
  5. Чистое озеро – это (много рыбы, щедрый стол, отдых людей);
  6. Знать и любить природу, помогать ей (красивая здоровая жизнь на планете Земля).

5 задание.

1 команда. Какие звери живут в нашем лесу?

  • Лось, заяц, лиса, медведь, ёж, кабан, волк, рысь.

2 команда. Какие птицы обитают в лесах?

  • Синицы, вороны, воробьи, снегири, ласточки, сороки, голуби, трясогузки, тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, стриж.

1 команда. Какие дикие животные Татарстана занесены в Красную книгу.

  • Бурый медведь (Высокогорский район, Арский, Сабинский, Кукморский, Шаршада);
  • Куница, пеструшка, норка, горностай.

2 команда. Какую птицу называют лесным доктором?

  •  Дятел – лечит деревья.

! Есть и редкие виды птиц – фламинго, сова ушастая, белая цапля, филин, дрофа, сыч.

Звучит музыка.

Вспомните, как красив лес в любое время года, чистый и свежий воздух. Слышите, как поют птицы. Авы знаете правила поведения в лесу?

Не разжигать костров; не рвать паутину; не сбивать грибы, а срезать ножом; не разорять птичьих гнёзд; не убивать насекомых; не рвать цветы; не ломать ветки; не оставлять за собой мусор.

Часто дети задают много вопросов: Что это? Почему?

От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы. Вот и наш следующий конкурс «Кто есть кто, что есть что?».

6 задание. Конкурс эрудитов. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Итак, будьте внимательны!

Вопросы:

  • Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая);
  • Почему сосну называют пионером леса? (сосна первой появляется на открытых местностях);
  • Какая птица лает? (самец куропатки);
  • Какая рыба вьёт гнездо? (корюшка);
  • Есть ли у комара зубы? (и не мало – 22);
  • Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд);
  • Зачем кашляют рыбы? (они очищают жабры от растений);
  • Почему красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет – сигнал опасности).

7 задание.

  1. Назовите цветы, занесённые в красную книгу. (Ландыш, колокольчик, безвременник, белоязычковый одуванчик);
  2. Назовите лекарственные растения (одуванчик, зверобой, крапива, мать и мачеха, подорожник).

Глаза распахните, смотрите:

Растущая дико, цветёт земляника.

Не рвите! И любку не рвите – ночную фиалку,

Не делайте палку на случай

Из маленькой ёлки колючей.

Цветка не сорвите, а лучше скажите!

Купальница, ландыш, лесная гвоздика

Не исчезайте, растущие дико! Цветите.

                                                            Людмила Николаенко

8 задание.

Назовите произведения татарских писателей и поэтов, где чувствуется связь с природой.

  • «Шурале», «Коварная лиса», «Лиса и журавль», «Три совета отца», «Киска озорница», «Баран и козёл», «Водяная».

9 задание. Угадайте название сказок  и автора.

Абдулла Алиш «Глупый зайчонок». Зайчиха разыскала валенки и надела на зайчонка. Он опять снял. И так несколько раз. Мать наденет, зайчонок снимет, бегает разутый по снегу. День бегал, другой, а на третий день захромал и говорит матери: «Мама, мама, а у меня ноги болят».

Абдулла Алиш «Скворцы и старый воробей». Старый воробей понял, что произошло. Он затрясся от страха, слова вымолвить не может. Потом немного пришёл в себя и говорит: «Легко отделался кот. Вовремя сбежал. Показал бы я ему, где раки зимуют».

10 задание. «Музыкальная пауза».

Итог. Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы многое узнали о своём любимом городе, о природе своего края, закрепили всё то, что знали. И мы очень рады, что наша встреча прошла с пользой для нас всех, и надеемся, что сможем донести до своих воспитанников, всё то, что мы узнали на нашем семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите и изучайте природу родного края.

Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

Мы изучаем природу родного края

Знакомство детей с природой Коми края и воспитание любви к природе. а так же к окружающему миру....

Проект«Мы изучаем природу Родного края»

Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...

Проект «Мы изучаем природу Родного края»

Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...