Конспект занятия по экологии в средней группе Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ренье Ирина Геннадьевна

Конспект занятия по экологии в средней группе

Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе

Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

Мультимедийная доска; ватман; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря,  спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов, экспериментов с водой, просмотр мультфильмов и научных фильмов для детей  про подводный мир.

Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.

Ход занятия

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель.  Ребята, я хочу пригласить вас отдохнуть…. Отгадайте, где?

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы! Поехали? А на чем мы поедем? (Выбор транспорта обыграть!) (гудит пароход) Ребята, а вы слышите какой-то звук? Что это? (Ответы детей)

Воспитатель.  Я думаю, пароход захотел нам помочь. Поедем, ребята, на пароходе? Занимайте места, и в путь.

Слайд -  берег моря

Беседа:

Воспитатель. А  можно воду из моря пить? Почему? (Ответы детей)

Обращает внимание на бутылку, которая появляется на слайде.

Воспитатель. А это что за бутылка? (предположения  детей, если дети не дают правильный ответ, рассказать, что так путешественники сообщали, что попали в беду). Ой, тут записка, ребята! От кого же она? Ребята, это записка от Мудрой Черепахи. (открывает, в ней записка, читает)

Воспитатель. Послушайте внимательно, возможно им понадобится помощь! Читает: «Мы – жители волшебного подводного царства, просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, но для этого надо выполнить трудные  задания. Помогите нам!»

Воспитатель. Ребята, что будем делать? Ответы детей. Какие вы добрые и смелые у меня!

2. Основная часть

Воспитатель. А чтобы помочь морским жителям, мы должны отправиться в опасное путешествие в царство подводного мира на морское дно. Для этого нам надо превратиться в спасателей. Вы согласны? (ответы детей). А не испугаетесь? Ну, что же, я знала, что вы отзывчивые! В путь!

Воспитатель. Здесь нам  помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На дне морском все мы очутились.

На экране слайд: морское дно без животных и растений, лишь разноцветные камни и раковины. Под экраном ватман синего цвета с камнями и раковинами для коллективной работы.

Воспитатель. Вот мы и на морском дне. Что вы видите, ребята? (ответы детей)

А вы знаете, кто еще живет на дне морском? (ответы детей)

Воспитатель. Молодцы,  ребята! Посмотрите, под раковиной что-то есть.

Читает записку.

1 задание: «Найдите морские растения»  конверт с иллюстрациями растений (морские и земные)

Воспитатель. Ребята, ведьма специально перепутала растения. Нам надо выбрать картинки с изображением морских растений, кораллов и  водорослей, и  разместить в нашем подводном царстве. Дети выбирают и наклеивают на ватман. Объясняют, почему не взяли наземные растения.

 Воспитатель. Молодцы, ребята! А скажите мне, пожалуйста, какие картинки вы разместили? Что это? Для чего они нужны морским жителям?

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, смотрите, а вот еще один конверт.  Это, наверное, следующие задание. Готовы  помочь?

2 задание: «Загадки»

слайд

Воспитатель. А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, на слайде появляются морские животные, а на ватман выкладывают и приклеивают картинки с изображением животных)

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан. (кит)

Воспитатель. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда он плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

2.- Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)

Воспитатель. Морской конек - небольшая рыба, одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3- Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (медуза)

Воспитатель. Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

4-. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

Воспитатель.  Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, что они обитают в море, значит они морские.

Воспитатель. Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех  животных. Но мне, почему то, кажется, что не всех?  Посмотрите, ребята.

(ответы детей)

3 задание: «Чья тень?»  раздается голос с экрана: Вы, ребята, поспешите,  и друзей моих спасите, от них осталась только тень, разгадайте их быстрей!

Воспитатель.  (слайд с тенями морских животных) Ребята, посмотрите внимательно на тень. Как вы думаете, кто это? (дети  называют животное,  по мере отгадывания тени на слайде заполняются. Дети на столе выбирают изображения этих животных и  наклеивают на ватман)

По ходу разгадывания и наклеивания педагог ведет беседу об этих животных:

1. Воспитатель. Ребята, а почему осьминога зовут осьминогом? Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

2. Акулы - это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

3. Черепахи - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

4. Морская звезда - хищник. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

5. Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

Воспитатель. Ребята, мы с вами справились уже с тремя заданиями, и я вам хочу предложить отдохнуть. А затем с новыми силами приступать к следующим заданиям.

4. Задание «Подводное царство»

Правила игры: дети хлопают в ладоши, если услышат название животного или предмета, который присутствует в подводном царстве. Если предмет не из подводного царства, то дети надувают щечки и молчат как рыбки.

Воспитатель. Зайчата   Креветка  Машинка  Рыба-еж  Водоросли  Поросята  Морская звезда  Ракушки  Волны  Игрушки  Кактус Окунь Песок Хлопушка Кубики Дельфин Портфель Очки  Кит  Корова  Осьминог

Воспитатель. Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.

5.Задание « Собери рыбку»:

Воспитатель. Ребята, как вы думаете,  о ком я говорю?

Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы.

Воспитатель. А что у рыбы вместо крыльев? Ног нет, а что есть? Зачем рыбе нужны хвост и плавники? А что еще у рыбы есть? А чего у рыбы нет? (ответы детей)   

Воспитатель. Ребята,  посмотрите, что это такое? Тут ещё что-то внутри раковины есть! Давайте посмотрим?

Воспитатель достает еще одно письмо.

Воспитатель. А здесь задание для нас, ребята. Мудрая Черепаха просит нас собрать рыбок. Вы  готовы?

Воспитатель. Слушайте задание. Нужно  собрать рыбок, главное, ничего не перепутать: плавники, хвост, голова, туловище, всё должно быть на своих местах. Еще нужно рыбок вернуть в подводный мир. Но и это ещё не всё. Должны сказать, как зовут эту рыбку. Только тогда рыбка расколдуется.

Воспитатель. Давайте попробуем выполнить задание парами, так будет быстрее. Кто с кем будет собирать рыбку? (дети делятся парами по желанию)

Воспитатель дает знакомых рыбок: рыба клоун, сельдь, форель радужная, морской окунь, камбала.

Воспитатель.  Молодцы, с этим заданием справились.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим наш «Подводный мир»  и назовём, кого сегодня мы с вами расколдовали. (ответы детей)

 Воспитатель. В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.

Педагог проводит игру на ориентировку в пространстве.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, где у нас находится морской конек? (ответы детей)

Воспитатель. А где находится морская звезда? (ответы детей)

Воспитатель. Где же спрятался осьминог? (ответы детей)

Воспитатель. Скажите, где у нас на картинке дельфин? (ответы детей)

 Воспитатель.  Молодцы! А где же живут все морские животные и растения?  (ответы детей)

на слайде появляется морская черепаха.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто приплыл к нам?

Черепаха (голос с экрана).  Ребята, спасибо вам огромное! Вы справились со всеми заданиями. Все морские жители расколдованы, и я вместе с ними радуюсь, что всё в нашем подводном царстве хорошо. А ещё, ребята,  все жители морских глубин передали вам в знак благодарности чудо корзинку. В ней угощения для вас. Ну, а мне пора возвращаться  в море. До свидания,  ребята, до новых встреч!

Дети прощаются.

Воспитатель. Ну вот, и Мудрая Черепаха уплыла.

Воспитатель. Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много разных морских обитателей! Но нам, ребята, пора возвращаться на берег моря,  чтобы немного отдохнуть, а затем отправиться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три! На берег моря

Всех нас верни!

 Воспитатель. Вот мы с вами и на берегу. Ой,  как я устала, ребята! Давайте отдохнём после такого трудного путешествия. Давайте сядем или ляжем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы. Как хорошо, приятно… Греет солнышко! Мы лежим на теплом песочке.

Аудиозапись шума моря.

Воспитатель. На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)

Воспитатель. Совершенно верно! Это шум моря.

Раздается гудок парохода.

Воспитатель. Ой,  ребята, вы слышите? Пароход нас завёт. Значит, пришло время возвращаться в детский сад. Занимаем места, поехали!

Итог: Воспитатель. Вот мы и в детском саду! Ребята, вы сегодня молодцы! Мне понравилось, как вы справлялись со всеми заданиями. Я сегодня так много узнала о морских животных и растениях. А вам понравилось путешествовать? И какая прекрасная картина с изображением морских обитателей у нас получилась. Мы её обязательно покажем родителям и расскажем, где были.  О чем расскажешь ты, Кирилл? (спросить 2-3 ребят) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема «Путешествие капельки»

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.Поэ...

Конспект НОД по экологии в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес».

Занятие направлено на закрепление знаний о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект занятие по экологии в подготовительной группе Тема: «Путешествие капельки»

Конспект занятие по экологии в подготовительной группеТема: «Путешествие капельки» Программное содержание:Формировать представление о круговороте воды в природе.Учить умению устанавли...

Конспект ООД по экологии в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес»

Конспект ООД по экологии в средней группеТема: «Путешествие в осенний лес»...