познавательное "Стекло"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Воробьева Виктория Александровна

Возрастная группа:  средняя (4-5 лет)

Познавательное развитие

Тема «Стекло»

Цель: познакомить с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о его свойствах и качествах.

Задачи:

-обогатить знания детей о свойствах  и качествах стекла;

-развивать практические действия в процессе экспериментирования и опытов;

- развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений;

- воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, бережное отношение к вещам.

-воспитывать бережное отношение к вещам, умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Активизация словаря: гончар,прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое, режется.

Используемые технологии: игровая, ИКТ

Оборудование:  электронное письмо, стеклянные предметы :прозрачные- стакан, ваза; не прозрачные -стеклянные баночки из под лекарств, графин;  глиняные горшки, матрешка; пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка; компьютер, проектор, слайд-презентация; стеклянные и бумажные стаканы на каждого,  хрустальная посуда, деревянные палочки, полоски бумаги.

1этап. Формирование внутренней мотивации

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

(Дети заходят в группу , звучит сигнал сообщения.)

Что прозвучало?

(обратить внимание на экран)

Сегодня утром  нам на электронную почту  пришло письмо.

Давайте с вами вместе посмотрим от кого это письмо. ( воспитатель вместе с детьми смотрин на экран на который выведено письмо). Ребята это письмо прислала нам Королева стеклянной Страны, давайте его послушаем может там что-то очень важное.

Звучит голос, который зачитывает письмо.

«  Здравствуйте, дорогие ребята! 
Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вам нужно назвать вежливые слова. Поиграть в игру.

Проблемный вопрос: Ребята вы хотите познакомится с жителями стеклянной страны?

Тогда называйте вежливые слова.

Вы так много назвали вежливых слов, что Королева разрешает нам попасть в её страну.

( Звучит сказочная музыка)

Ребята посмотрите , что это такое, на что оно похоже(на стеклянный замок, на хрустальный дворец) (слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Давайте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да хотим.

 

Дети: Называют вежливые слова.

Спасибо, Пожалуйста, Здравствуйте, До свидание.

 

 

 

 

(ответы детей)

 

2 этап. Планирование деятельности детей

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

(Воспитатель рассказывает детям о происхождении стекла)

Стекло всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивишь. ( Слайд2)

(Дети присаживаются на стульчики)

Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло – это природный материал? или рукотворный? Это дело рук человека.

( На слайде фотография гончара, воспитатель рассказывает детям кто такой гончар)

В Древнем Египте неизвестный гончар при обжиге горшков заметил, что в некоторых местах поверхность горшка стала гладкой и прозрачной. А произошло это оттого, что на горшок попала смесь из песка и соды, которая при обжиге превратилась в стекловидную пленку, глазурь. Так появилось стекло, а вскоре египетские мастера стали делать из стекла вазы, кубки, украшения.

( Слайд , с изображением глины, огня, соды, печь с горшками)

(Слайд где изображены горшки

необоженные  и в глазури)

Что делал гончар?

 

Что он увидел на горшках после обжига?

Проблемный вопрос: Ребята, из чего образовалось стекло?

А теперь мы с вами поиграем в игру,   которую предлагает нам Королева. Называется она:

« Что из чего сделано?» 

Ребята знаете в гости к королеве приходят жители разных королевств; жители деревянной страны, пластмассовой и железных стран)

(На столе стоит коробка накрытая салфеткой.Поднять салфетку)

Красивая коробочка, она наверное волшебная, давайте посмотрим что в ней лежит.(мяч из резины - резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная).

 

 

Из какого материала сделан карандаш?

 

Житель какой он страны?

 

Из какого материала сделан мяч?

 

В какой стране живет мяч?

 

Кружа из какого материала сделана?

 

Кружка какая на ощупь?

 

(После игры воспитатель накрывает коробку салфеткой)

Интересная игра у нас, была ребята?

 

Молодцы ребята вы с ней очень хорошо справились.

 А теперь давайте поговорим о стекле, о его свойствах.

 Предметы из стекла как называются?

Предметы из стекла называются стеклянными. Повторите это слово -стеклянные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: горшки

 

Дети: Стекло

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( Ребенок опускает руку в коробку, на ощупь определяет, что за предмет.Из чего сделан? Какой на ощупь? Затем достает предмет из коробки и показывает его детям. Дети говорят что это за предмет.)

 

 

 

 

Дети: Из дерева.

 

Дети: Деревянной

 

 

Дети: Из резины.

 

Дети: В резиновой

 

Дети: Из Стекла

 

Дети: Гладкая, холодная

 

 

Дети: Да

 

 

 

 

 

Дети: Стеклянные

 

 

Дети повторяют за воспитателем называя слово- стеклянные

3 этап. Реализация детского замысла

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

Хотите поэкспериментировать со стеклом?

( Дети подходят к столу на котором стоят стаканы, матрешки накрытые салфеткой и присаживаются на стульчики.)

Дети а сейчас давайте определим свойства стекла: опустить в стакан маленькую матрешку.

Ребята, скажите, что вы увидели когда положили матрешку в стакан? Почему вы узнали, что там именно матрешка?

Ребята а теперь посмотрите в окно, что вы там видите? Как вы думаете почему мы с вами видим что на улице?

А где еще человек может  использовать стекло? ( Слайд 3)

Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки).

Посмотрите на экран на нем фотографии изделий из цветного стекла.(Слайд 4)

А еще предметы делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. ( Слайд 5)

Почему как вы думаете?

Ребята со стеклом нужно обращаться аккуратно, оно может разбиться и поранить вас. Со стеклом можно работать только в присутствии взрослого под его присмотром.

Ребята давайте возьмем предметы в руки и определим какие они на ощупь.( Берут полоску бумаги прикладывают к лампочке, и к коричневому пузырьку, определяют прозрачность стекла)

(Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство.Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

  А если уронить предмет из стекла?

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно (гладкое, холодное, скользкое).

 

 

Ребята, есть у стекла и еще одно свойство – оно может петь т.е. издавать мелодичный звук. Давайте посмотрим и послушаем.

Пойдемте дальше.

 (На столе стоят хрустальные предметы накрытые салфеткой)

Давайте подойдем к столу, на котором стоят предметы из хрусталя и палочки. Чтобы услышать как поет каждый предмет вы по очереди постучите по нему, только делать это нужно аккуратно( Воспитатель в месте с детьми берет палочку ударят палочкой по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому)

(Ударяется по хрустальному стакану палочкой)

Замечательно вы поиграли молодцы!

( Накрыть стол салфеткой)

А кто может рассказать, как человек использует стекло в своей жизни (предлагаю детям разные предметы, сделанные из стекла - рассказы детей).

 А как нужно обращаться со стеклом?

 

 

Ребята перед вами стоя два стакана,  какие они? Давайте нальем в них воду и посмотрим какой стакан пропускает воду а какой нет?

( На столе стоят одноразовые тарелочки с бумажными стаканчиками и стеклянные стаканчики на каждого ребенка накрытый салфеткой. Графин с водой у воспитателя)

Ребята мы налили в  бумажный стакан воду. Что произошло?

Почему вода из бумажного стакана вытекает?

А теперь давайте нальем воду в стеклянный стакан, и посмотрим что произойдет.

Что произошло с водой в стеклянном стакане?

( Накрыли стол салфеткой)

Вывод: Стеклянная посуда держит воду а бумажная нет. Правильно ребята?

Устали работать? Тогда давайте по отгадываете загадки

(Воспитатель загадывает загадки)

Загадки: 
Стеклянный домик на окне, 
С прозрачною водой. 
С песком и камешком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)слайд
Вот стеклянный пузырек, 
А живет в нем – огонек
Днем он спит, а вечером проснется, 
Ярким пламенем зажжется (Лампочка) слайд
Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш. 
Определит без докторов, 
Кто заболел, а кто здоров. (градусник) слайд
Гляди в меня 
Хоть целый день, 
Коль на себя
Смотреть не лень. (Зеркало) слайд

 

Дети: Да хотим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Матрешку

Дети:Потому что стекло прозрачное.

 

 

Дети: За окном деревья.

Дети: Потому что стекло прозрачное и через него можно все видеть

 

 

 

 

Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и  т. д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: ( Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Разобьется, им можно пораниться.

Дети: Стеклянными предметами нужно пользоваться аккуратно, они могут разбиться; не играй с мячом около окон.

 

Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое.

 Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

Дети: Прохладное, гладкое

 

 

 

Дети: Давайте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Наливает воду в стакан, готовит в кастрюле и т.д

 

 

Дети: Со стеклом нужно обращаться аккуратно, потому что оно может разбиться.

 

 

Дети: Бумажный и стеклянный

Дети наливают воду в стеклянный стакан

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Вода вытекла

 

Дети: Потому что бумага не может держать воду.

 

 

 

 

Дети: Вода осталась в стакане.

 

 

Дети: Да правильно

 

 

Дети: Нет

 

4этап. Проведение детской рефлексии по итогам детской деятельности.

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

 

С какими жителями вы познакомились?

Что вам больше всего понравилось?

 

 

Какие виды стекла существуют?

 

Кому вы расскажите о том что сегодня узнали?

Сегодня хорошо постарались, помогли мне. Вы большие молодцы!

 

Узнали как появилось стекло. Из чего оно появилось.

С разными видами стекла. Что стекло может играть музыку.

Выполняли задания Королевы стекла, называли вежливые слова, играли в игру « Что из чего сделано?»

Отгадывать предметы, из чего они сделаны, как можно играть на стеклянных предметах.

Есть разноцветное стекло.

 

Расскажем родителям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл призентация "стекло"2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект мероприятия по познавательному развитию в средней группе н а тему: « Стекло» Подготовила воспитатель: Воробьева Виктория Александровна

Слайд 2

« Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство , вам нужно назвать вежливые слова. П оиграть в игру.» « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство , вам нужно назвать вежливые слова и поиграть в игру.»

Слайд 5

Кто же такой «гончар»?

Слайд 6

Что делал гончар?

Слайд 7

Что он увидел на горшках после обжига?

Слайд 9

Ц в е т н о е с т е к л о

Слайд 12

Толстое стекло

Слайд 13

Тонкое стекло

Слайд 14

Стеклянный домик на окне, С прозрачною водой. С песком и камешком на дне И с рыбкой золотой.

Слайд 15

Вот стеклянный пузырек, А живет в нем – огонек Днем он спит, а вечером проснется, Ярким пламенем зажжется.

Слайд 16

Вот стеклянный карандаш- Он в беде помощник наш. Определит без докторов, Кто заболел, а кто здоров .

Слайд 17

Гляди в меня Хоть целый день, Коль на себя Смотреть не лень.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!