Как оформить центр опытов и экспериментов в детском саду
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания центра экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Как оформить центр опытов и экспериментов в детском саду.

Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Наличие центра экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формирует умение для успешного обучения в будущем.

Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания центра экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

В центре экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей.

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы центра экспериментирования:

- Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

- создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

- воспитание усидчивости и аккуратности;

- развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;

- развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Центр экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества.  Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей центр, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория.

Требования к оформлению центра:

Оптимальное расположение в помещении группы. В центре должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому центр находится в тихом месте группы.

Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.

Безопасность. В центре опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром. Не рекомендуется обустраивать центр навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка, предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Воспитатель подготавливает паспорт центра опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в центре группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта центра опытов и экспериментов:

название центра;

номер группы/название, возрастная категория детей;

цели и задачи функционирования центра;

предметы мебели, их количество;

материалы, инструменты, приборы, их количество;

дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);

картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях центра: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Название центра должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия центра.

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в центре — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира. Для эффективного функционирования опытного центра необходимо наличие в нём оборудования:

Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

Рабочая зона: демонстрационный стол, парты и стулья для проведения опытов.

Проекторное оборудование: полотно/доска и проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций.

Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: столик, полка.

Центр экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»

АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка"      «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»   Составила воспитатель Ермакова С.И....

Опыты и эксперименты в детском саду

Значимость экспериментирования при работе со старшими дошкольниками...

Опыты и эксперименты в детском саду. (методическая разработка)

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.Задачи:Формировать знания детей о явлениях природы весной.Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делат...

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию....

Опыта и эксперименты в детском саду

Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....

"Опыты и эксперименты в детском саду"

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней....

Опыты и эксперименты в детском саду

Предлагаю доступные экперименты для детей дошкольников....