Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Золотова Лариса Анатольевна

Область: Познание.

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.

Программное содержание:

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –мыльной пеной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха»

Область: Познание.

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.

Программное содержание:

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –мыльной пеной.

Оборудование: аудиозаписи, пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, коктельные трубочки, шарики, колпачки от фломастеров, фрукты и овощи, веера.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними на двух языках, русском и татарском. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам  начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте присядем.

Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около нашей группы.

Интересно, что в ней, давайте посмотрим….

Письмо.

Отгадайте что я,

Отгадайте, какой я,

Расскажите для чего я….

Ребята, что это может быть? ( ответы детей)

В коробке что-то должно быть, но я, например, ничего не вижу, а вы?....ответы

Может  быть понюхаем?(дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют.

Я ничего не понимаю….

Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки…(мы видим только стенки и дно).

Может кто-то догадался, что это может быть? (ответы детей)

 (Если дети не догадаются ,то можно использовать загадку)

Его не видим и не слышим,

Зато мы все всегда им дышим.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой,  очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

Это воздух!

Ребята, а мы ещё должны узнать какой он! Чтобы узнать какой воздух, его нужно исследовать в ЛАБОРАТОРИИ.

Что такое лаборатория?  (это место где исследуют что-нибудь, ставят опыты)

 Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей воздушной лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, и без разрешения ничего не трогать. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные).

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать).

В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды, а без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Попробуйте задержать свое дыхание.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).

Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх, вниз, вы видите воздух? (нет)

А он есть, значит он какой?(прозрачный, невидимый)

Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

ОПЫТ № 1.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на ….подушку. Воздух занял всё место в пакете. Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете (воздух)

ВЫВОД: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, проткнув  пакет, пакет  пуст, воздуха в нём нет.

ОПЫТ № 2.

Кладу лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привожу салфетку в движение, салфетка падает со стола.

Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась (её сдул ветер)

Хотите почувствовать, как движется воздух. Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.

ВЫВОД: ветерок –это воздух, который движется.

ОПЫТ № 3.

Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите его увидеть?

 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в трубочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик.

В:Возьми те по  трубочке  и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли трубочки, колпачки  и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой). Прослушивание аудио.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется –рисование мыльной пеной.

В: Хотите попробовать?

Рисование пеной. Смешайте в стакане воду, шампунь и немного краски. Возьмите трубочку для коктейлей, опустите ее в стакан и дуйте в нее до тех пор, пока пузыри не поднимутся выше стакана. Затем прикладывайте бумагу к этой пене и смотрите, что получилось (дети рисуют воздушные шарики).

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Какой техникой мы с вами сегодня рисовали?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята.

Анализ занятия.

Мною проведено занятие в подготовительной группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».

Была поставлена основная цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория,  эксперимент; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — рисование мыльной пеной.

Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

         Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»

·       Этот конспект поможет закреплению знаний детей о свойствах воздуха; способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений...

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: " Удивительные свойства воздуха"

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: " Удивительные свойства воздуха"...