Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Светлана Викторовна Козловская

В данной статье описывается опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре своей страны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Козловская С.В.

Воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №82»

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.

К.Д.Ушинский

Духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно – нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно – нравственное развитие и воспитание дошкольников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания также связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно – нравственное воспитание – проблема комплексная, и решить её можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно – нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Но не раз было отмечено, что представления выпускников детского сада о русской культуре весьма отрывочны и поверхностны. Это происходило потому, что в программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общими фразами. При этом совсем не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Следует отметить, что многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные и смысловые оттенки или пересказывали русские сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать их к месту.

В настоящее время федеральный государственный стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания – «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Это основано на том, что в методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г). Поэтому к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Исходя из этого, нашим МБДОУ выбрана часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, затрагивающая именно духовно – нравственное воспитание. На базе ДОУ разработан и реализуется проект «Дом, в котором мы живем». В рамках данного проекта в моей группе осуществляется долгосрочный проект (на 5 лет) «От потешки к народным праздникам», где на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа формируются знания о предметах национального характера, о праздниках и традициях русского народа, воспитываются особенные черты русского характера: доброта, красота, честность, правдивость, трудолюбие, верность.

В первый год обучения (ранний возраст) взят потешный фольклор, который занимает значительное место в духовно – нравственном воспитании детей. Воспитание осуществлялось такими средствами фольклора, как колыбельные песни, потешки, заклички, приговорки. Во всех старинных колыбельных песнях мы услышим приобщение к родным мелодиям, описание богатой счастливой жизни, прогнозы на будущее, описание опасностей, выражение чувств и переживаний. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Второй год обучения – игровой фольклор.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добра и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народная игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Стоит обратить внимание, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только той известной местности, семейной жизни, той среды, что его окружает. В нашем случае это был игровой фольклор Забайкалья. Это такие игры, как «Дедушка», «Бочка», «Змея», «Коршун», «Как у бабушки Маланьи», «Колечко – малечко», «Сова», «Казаки – разбойники», «Золотые ворота» и др. Народные подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

В средней группе (третий год обучения), согласно пожеланию детей, была выбрана тема «Сказка – ложь, да в ней намек…». За этот учебный год мы прочли и обыграли не только русские народные сказки, но и сказки народов Забайкалья: «Про кота Котофеича», «Дорого яичко к Христову дню», «Мужик и медведь» (из фольклорных записей В.П.Зиновьева); сказка о ленивой Палаше» (из фольклора семейских Забайкалья).

Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана. Русская народная сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысление некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания.

Сказка – это одно из самых древних средств нравственного, патриотического, эстетического воспитания, которое формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

В старшей группе (четвертый год обучения) приоритетным направлением в реализации проекта стали народные промыслы России.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

На пятом году обучения основной темой станут народные праздники, которые играют важную роль в приобщении ребенка к народной культуре. Тут следует отметить, что основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни, т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных  и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник. Народные праздники  выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. Без единства родителей, педагогов ДОУ невозможно было бы осуществление данного проекта. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия педагогов и родителей, потому что огромное значение в воспитании детей имеет пример взрослых. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируется понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому родителям необходимо осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В результате решения данной задачи, в рамках  проекта был разработан детско – родительский клуб «Забавушка», где на основе единства педагогов и родителей детям прививается культура русского народа. Но хотелось бы отметить, что при встречах на заседаниях клуба, знакомство с народными праздниками и их проведение  не было ориентировано на старину, это - реализация традиционных ценностей русского народа в современных условиях. Только подлинность и глубокая продуманность рождают настоящую атмосферу праздника, который отражает традицию и несет в себе духовные и эстетические функции, что актуально на сегодня.

Таким образом, завершая реализацию данного проекта, дети имеют представления о жизни и быте русского народа, узнают и называют предметы народного быта, элементы костюмов, свободно разбираются в народных промыслах России, имеют представления о народных календарных праздниках и традициях русского народа.

Решая проблемы духовно – нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно – нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закре...