НОД "Мыльные пузыри"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Елена Владимировна

Конспект НОД "Мыльные пузыри" направлен на развитие любознательности, речи, умения делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_mylnye_puzyri_starshaya_gruppa.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

с использованием образовательных технологий:

 исследовательской деятельности, развивающего обучения и ИКТ

по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

На тему: «Мыльные пузыри»

     для старшей группы

Составила и провела:

Педагог-организатор

Васильева Елена Владимировна

Санкт- Петербург

2018г.

Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и способом образования мыльных пузырей.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
  • Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
  • Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
  • Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
  • Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Речевое развитие:

  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными (аромат, пузырьки), прилагательными (прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло, несъедобное), словообразование: яблочное, апельсиновое, ягодное, персиковое, ванильное, ромашковое, лимонное и глаголами (пенится, скользит, переливается на свету, размыливать), развивать связную речь, умение рассуждать.
  • Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
  • Умение самостоятельно делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца, не перебивать друг друга.

Физическое развитие:

  • Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем.

Используемые образовательные технологии:

  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование) с использованием моделирования
  • ИКТ (слайды:«Пузырик»)
  • Здоровьесберегающие (динамическая пауза: игра «Пузырь»)
  • Развивающее обучение (мнемотехника)

Материалы и оборудование: 

  • «Пузырик» (компьютерная презентация)
  •  таинственная коробочка
  • Модели органов чувств и свойств предметов
  •  рисунки-схемы «Как получить пузыри»
  •  пластмассовые ложки
  •  Ёмкости с водой
  •  Стаканы
  •  Салфетки
  •  Гуашь
  •  Бумага
  •  кусочки мыла
  •  коктейльные трубочки
  • Ноутбук
  • Мнемотаблица со стихотворением

Примерный ход проведения совместной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

«Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте:

Слайд № 2

- Здравствуйте, ребята! Я мыльный пузырь, а зовут меня Пузырик. Я очень красивый, но жизнь моя очень короткая, и нет у меня друзей. А без друзей хорошо жить?

Слайд № 2 

- А почему?

Дети:  ответы детей

Слайд № 3

- Вот и мне скучно без друзей, поэтому я прошу вас помочь мне подружиться с другими мыльными пузырями. Я прислал вам коробочку в этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику?

Дети:  да

Воспитатель: Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники, которые помогают познавать окружающий мир.

-Как вы думаете, что это за помощники?

Дети: глаза, нос, уши, рот, руки.

Воспитатель: - Как они называются одним словом?

Дети: - Органы чувств.

Воспитатель: - Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников, наших органов чувств.

Воспитатель: 

  • Первый наш помощник – ГЛАЗА (выставить модели).

-Что они говорят вам о предмете?

Дети: - Какой он формы?  (прямоугольный, овальный). Какого цвета? (розовый, зеленый, разноцветный). Какой предмет по форме? (прямоугольный, круглый,фигурный). Какого размера? (маленький, большой).

  • Следующий помощник – УШИ (выставить модели).

-О чем они говорят?

Дети: - предмет не издает звука

  • А рот с язычком нам помогут рассказать, о чем? (выставить модели).

Дети: - нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный

  • Возьмите этот предмет в РУКИ (выставить модели).

-Что они вам говорят о предмете?

Дети: - Какой он на ощупь? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).

  • Какой помощник нам еще может помочь? (НОС) (выставить модели).

 Что он говорит о предмете?

Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен?

Дети: - умываться, стирать, мыть руки.

Воспитатель: - Скажите, что это за предмет

Дети: - мыло

Воспитатель: - Давайте сделаем вывод, какими  свойствами  обладает мыло?

Дети:  - Имеет запах, цвет,  имеет разную форму.

Воспитатель: - Понюхайте, назовите аромат, что он вам напоминает? А как это мыло можно назвать, если оно пахнет клубникой?

Дети: -клубничное

Слайд № 4 – 10

Развивающая игра «Назови какое мыло»

Слайд № 11

Пузырик: Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят – моих друзей?

Дети: - версии детей.

Воспитатель: Давайте расскажем стишок о том, как можно сделать пузыри.

Слайд № 12, 13,14

Речь с движениями:

Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу:

 «Пузыри, чтоб получить, (Поочередно каждый палец касается большого)

Надо чудо совершить:

Взять простой кусочек мыла (показывают прямоугольник)

И водичкой намочить. (кистями трясут)

Все размылить, размешать (ладонь об ладонь потереть)

И немного подождать! (руки в стороны)

Полетели пузыри (одновременно двумя руками раскрывать кулаки)

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть, (хлопки)

Половить и полетать».

Интерактивная технология «Работа в тройках»

Воспитатель: Что нам пригодится для работы?

Дети: - вода, трубочка, мыло.

Воспитатель:  - Что надо помнить при работе с мылом?

Дети: - не трогать руками глаза, рот.

Воспитатель: - Встаньте по три человека и займите свои места вокруг столов.

- Посмотрите, что в тазиках? (вода).

- Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха)

- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

- Какое стало мыло? (скользкое)

- Что произошло с водой? (стала мутная, есть запах)

Воспитатель: - Какое же свойство ещё имеет мыло?

Дети: - Оно пенится, мылиться.

Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.

Слайд № 15

Пузырик: - Размылили мыло, а пузырьков нет!

Воспитатель: - Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри?

Дети:  - выдуть через трубочки.

Воспитатель: - Давайте расскажем и покажем, как сделать мыльные пузыри

Воспитатель: -  Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А можно пить мыльную воду?

Дети: - Пить эту воду нельзя.

Воспитатель: А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее.

- Какие пузыри у вас получились?

Дети: - большие, маленькие, прозрачные.

Воспитатель: - Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена).

Воспитатель: - Как вы считаете, какое мыло чище моет руки, то которое дает мало пены или то, которое дает много пены?

Дети: - То, которое дает много пены, чем больше мыльных пузырьков, тем больше они захватывают грязи с рук.

Воспитатель: - Я для вас приготовила стаканчики, в них тоже хотят поселиться  пузыри. Возьмите стаканчики, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок выдувают мыльные пузыри) На что они похожи?

- Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).

- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).

- Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии: в мыльную пену добавить краски).

Воспитатель:

Правильно, нужно добавить краску (лучше использовать гуашь) в воду с пузырями и еще раз подуть в трубочку, пузыри станут цветными.

Посмотрите, как это сделаю я, а потом мы вместе сделаем такие пузырьки. Смотрите, я беру кисточку макаю ее в краску и добавляю в мыльный раствор, размешиваю, беру трубочку и дую ее в стакан. Я предлагаю вам выбрать цвет, какой вам по душе, подуть еще раз в трубочки.

Воспитатель: - У нас получились замечательные пузыри. Предлагаю вам сделать рисунок для Пузырика и нарисовать ему друзей, для этого нам необходимо взять белый лист бумаги и поставить сверху стакан, слегка наклонить и выдувать из него, чтобы пузыри полились на бумагу и получится рисунок.

Воспитатель: - Теперь поднимите ваши рисунки и смотрим, что получился за рисунок.

 Посмотрите на свои мыльные пузыри и расскажите, на что они похожи.

Дети: ответы

Воспитатель: - Положите рисунки на стол, чтобы они высохли. А теперь посмотрим на, что похож наш Пузырик, будьте внимательны, я буду вам задавать вопрос и называть предмет, а вы отвечаете «да или нет»

Развивающая игра «Да – нет».

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)

- А он похож на мандарин? (Да)

- А на яблоки в саду? (Да)

- А на рыбку в пруду? (Нет)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)

- А на мячик надувной? (Да)

- Он похож на телефон? (Нет)

- А на магнитофон? (Нет)

- Круглый он, как солнце в небе? (Да)

- И как колесо на велосипеде? (Да)

- А ещё похож на дом? (Нет)

- А на белый снежный ком? (Да)

Слайд № 16

Пузырик: Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.

Воспитатель: - Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).

Слайд № 16

Пузырик: - Спасибо, вам ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!

Воспитатель:

- А что вам показалось самым сложным сегодня?

- Что вы узнали сегодня нового?

- Что больше всего понравилось?

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы! Вы научились сами делать мыльные пузыри.

22.04.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Праздник мыльных пузырей"

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ "ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"...

Праздник мыльных пузырей

Развлечение было подготовлено с целью познакомить детей с новыми загадками,техникой изготовления и надувания мыльных пузырей,а также закрепления техники наклеивания готовых форм на лист бумаги....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста.Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть».Мыльные пузыри. Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «мале...

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «маленький» - «большой». Развивать мелкую моторику рук. Развивать дыхание.Учить понимать содержание...

Конспект ООД «Сказка мыльных пузырей» в нетрадиционной технике – рисование мыльными пузырями.

Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности...