Проект "Часы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Комисар Людмила Михайловна

Проект "Часы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chasy.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Путешествие в мир часов»

Проблема, её актуальность:

Проект реализуется в средней группе детского сада.   Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Трудно представить нашу жизнь без часов! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.  Но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.  Рассказ о часах вызвал интерес у детей – онизахотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому было принято решение в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».

Цель проекта:

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

- Развивать познавательную и творческую активность детей. Обогащать словарный запас, привлекать родителей к развитию познавательной деятельности детей, умение заниматься общим делом.

Формы работы: групповая.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: информационно-  исследовательский.

Участники проекта:

•        Дети средней группы

•        кукла Незнайка

•        воспитатель

•        родители

•        другие участники (бабушки, дедушки)

Ожидаемый результат :

 Мы увеличим словарный запас:

Секунды, минуты, час, год, век, механические часы, солнечные, песочные, часовая стрелка, минутная стрелка, секундная стрелка, временные отрезки.

 Знают приборы измерения времени.

Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого

Различают длительность отдельных временных интервалов. Расширение словарного запаса детей. Сближение и взаимодействие детей друг с другом, улучшение отношений между взрослыми и детьми.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной   литературы.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

-Выставка детских рисунков по теме «Часы». – Цель: развитие творчества детей.

-Открытие музея часов ( с последующим пополнением экспозиций) . Цель: развитие интереса к миру вещей.

-Развивающие игры «Кто быстрее произнесет скороговорку», «Расскажи руками»., «Отгадай, звук работающих часов»

-Составление рассказов детей «Часы в моем доме»

-Самостоятельная деятельность детей в ДОУ и в семье.

-Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Составление пазлов «Часы». Цель: развитие зрительного восприятия детей.

-Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов», «Часовая мастерская» . Цель: закрепление знаний о функционировании магазина, формирование желания работать так же ловко и красиво, как мастер.

-Раскрашивание раскрасок с изображение часов. Цель: привитие художественного вкуса.

-Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.

-Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни.

-Рассматривание фото, иллюстраций часов и часового механизма. Цель: формирование чувственного восприятия мира.

-Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Ключи от времени», «Путешествие в страну великанов», развивающие мультфильмы для детей в 3D «Тик-так», «Приключение часов», «Математика. Определяем время по часам», «История часов для детей», «Сказка о потерянном времени», «Фиксики-часы». Цель: расширять кругозор детей.

Изготовление макета песочных часов.

Образовательная деятельность.

Презентация «Что мы знаем о часах» Познакомить с историей возникновения часов.

Чтение С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах», С. Жупанин «Лесные часы»,Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома часовщика», Й.Змай «Часы»

Знакомство детей с пословицами, поговорками, загадками о времени и часах. Цель: развитие мышления, памяти, внимания.

Пальчиковая гимнастика. «Долго мы часы заводим» Цель: развитие мелкой моторики.

Дидактические игры - Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
консультация для родителей «Какие бывают часы.»

НОД . Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы

3 этап- заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини- музея «Мир часов»

- Создание коллекции современных часов (наручные)

- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».

- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».

- Подборка детских книг о часах и времени.

Подборка загадок,стихов,пословиц о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:

Рекомендации, консультации для родителей , стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии .

При создании мини- музея «Мир часов» были  поставилены следующие задачи:

-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

О. Корнеева « Определяем время по часам»

М.Безруких, Т.Филиппова «Время. Часы»

Т.И. Тарабарина «Детям о времени»

Г.П. Шалаева «Справочник дошкольника»

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение :детский сад «Колокольчик».                                              

   Проект  «Мини-музей часов»    

                                                  (средняя группа)

        Выполнили:Комисар Л.М.

        Семенчук Н.В