НОД «Осенний переполох»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Закреплять представление детей о характерных признаках осени и осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_perepoloh.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории

Тема непрерывной образовательной деятельности: «Осенний переполох»

Форма непрерывной образовательной деятельности: занятие-путешествие

Форма организации непрерывной образовательной деятельности: фронтальная

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Цель НОД: Закреплять и уточнять представления детей об осенних изменениях в природе, о подготовке растений, животных и человека к зиме.

Образовательные задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень.
  • Закреплять представление детей о характерных признаках осени и осенних изменениях в природе.
  • Закреплять умение детей различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.
  • Закрепить и уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
  • Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
  • Уточнить знания детей о приспособленности людей к изменениям в природе осенью.
  • Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности.
  • Развивать слуховое и зрительное, восприятие, внимание, память и мышление.

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Осенний переполох», аудиозапись Амилькаре Понкьелли «Dance Of The Hours»; листья дерев, изображения деревьев (клен, рябина, дуб, береза); 4 мольберта, кукла, предметы кукольной одежды; свежие, консервированные, сушеные овощи и фрукты.

Содержание непрерывной образовательной деятельности:

Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Содержание деятельности педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Продолжительность (в минутах)

Мотивационно-побудительный этап

Создать положительный эмоциональный настрой. Формирование интереса к предстоящей деятельности.

Коммуникативная деятельность (приветствие, беседа).

Воспитатель предлагает детям

поприветствовать гостей.

Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнёмся!

Предлагает отгадать загадку и узнать, от кого необычное видео-сообщение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года как зовётся?

(М. Ходякова)

Воспитатель предлагает посмотреть видео-сообщение. Ребята,  поможем Осени проверить, все ли успели растения, птицы и животные подготовиться к зиме?

Фронтальная работа. Дети становятся полукругом и приветствуют гостей и произносят стихотворение.

Дети отгадывают загадку.

Дети слушают аудиозапись и отвечаю на вопрос.

Формирование внутренней мотивации на предстоящую деятельность.

Осознают и принимают поставленную задачу.

3

Организационно-поисковый этап

Актуализация имеющихся знаний и представлений

Уточнять и закреплять представления детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Коммуникативная деятельность (беседа, вопросы к детям), познавательная деятельность (показ презентации).

Воспитатель предлагает рассмотреть изображения осени (ранняя, золотая и поздняя осень). Вопросы к детям:

Какое время года изображено? Ребята, как вы думаете, если это осень, почему картинки разные? Какие еще приметы осени вы знаете? Скажите, что происходит с деревьями осенью?  

Фронтальная работа. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы воспитателя.

Знают характерные признаки осени.

3

Уточнять представления детей об осеннем явлении природы – листопад.

Коммуникативная деятельность (беседа).

Воспитатель с детьми рассматривает фотографии леса. Вопросы к детям:

 Что происходит осенью с листьями? Как называется природное явление, когда  листья становятся желтыми, красными и опадают с деревьев?

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы воспитателя.

Знают, что такое листопад.

2

Обобщение и уточнение имеющихся представлений

Закреплять умение детей различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

Игровая деятельность. (Экологическая игра «С какого дерева листок?»).

Проводит экологическую игру «С какого дерева листок?».

Фронтальная работа

Участвуют в совместной игре. Дети подбирают листочки к каждому дереву, называют дерево и листочек (береза – листочек березовый)

Различают по форме листья, определяют с какого дерева листок, называют какой листок – березовый, кленовый, рябиновый, дубовый.

2

Закреплять и уточнять представления детей о перелетных и зимующих птицах.

Коммуникативная деятельность (беседа, вопросы к детям), познавательная деятельность (показ презентации).

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии птиц. Вопросы к детям:

 Некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы вернуться обратно только весной. Какие птицы улетают на юг зимовать? Как называются  эти птицы одним словом? Каких  птиц мы можем встретить поздней осенью и зимой в наших краях? Как называют этих птиц? 

Фронтальная работа, дети рассматривают изображения птиц, отвечают на вопросы воспитателя.

Владеют представлениями о перелетных и зимующих птицах. Называют птиц и рассказывают, как помочь зимующим птицам.

3

Динамическая пауза

 Предупреждение физического и эмоционального переутомления.

Двигательная активность (логоритмика «Маленькие птички»).

Воспитатель предлагает отдохнуть детям и выполнять движения под музыкальное сопровождение.

Маленькие птички

Маленькие птички
Птички невелички

По лесу летают,
Семена собирают.
Вот буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там и сухо, и тепло.

Фронтальная работа. Дети выполняют действия в соответствии со словами воспитателя под музыку.

Эмоциональная и физическая разрядка.

2

Обобщение и уточнение имеющихся представлений

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Коммуникативная деятельность (беседа, вопросы к детям), познавательная деятельность (показ презентации).

Воспитатель просит детей посмотреть на изображения животных. Вопросы к детям:

Какие изменения в жизни животных происходит осенью? Как животные готовятся к зиме?

Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм и, проверить правильность ответов. Рассказ воспитателя.

Фронтальная работа.

 Рассматривают изображения. Участвуют в беседе, и отвечают на вопросы воспитателя. Просмотр мультфильма.

Владеют представлениями о том, какие изменения в жизни животных происходит осенью и как животные готовятся к зиме.

4

Закреплять и уточнять представления детей об осенних приготовлениях человека к зиме.

Коммуникативная деятельность (беседа, вопросы к детям), познавательная деятельность (показ презентации).

Вопросы к детям:

Ребята, скажите, как человек приспособился к осенним изменения в природе? Какие запасы на зиму делает?

Рассказ воспитателя.

Фронтальная работа

Рассматривают изображения. Участвуют в беседе, и отвечают на вопросы воспитателя.

Владеют представлениями о том, какую подготовку к зиме ведет человек, какую одежду носит, какие заготовки делает на зиму.

2

Уточнять представления детей о сезонной одежде.

Игровая деятельность. (Дидактическая игра «Одень куклу Таню по сезону»).

Воспитатель предлагает детям помочь одеть куклу Таню на прогулку.

Фронтальная работа. Участвуют в игре. Дети выбирают необходимую одежду для прогулки  осенью.

Различают предметы одежды и обуви, соотносят их с сезоном и погодными условиями.

2

Рефлексивно – корригирующий этап

Подведение  итогов НОД, обобщение полученных знаний, рефлексия.

Коммуникативная деятельность (вопросы к детям)

Вопросы к детям: Что нового вы узнали? Что понравилось? Что показалось вам трудным?

Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

2