Вода и её свойства.Конспект для подготовительной группы по экспериментированию.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 
 
Форма обучения: нетрадиционная исследовательская деятельность детей.
 
Цель: совершенствовать представления детей о воде.
 
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать экологическую культуру; развивать умение делать выводы, умозаключения; воспитывать аккуратность при работе.
         Предварительная работа:
 - беседа с детьми о значении воды
 -просмотр презентации о воде
 
 
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка,  салфетки, картинки на тему: «Вода»,термос с горячей водой,зеркальце, ложки пласмассовые,кувшин с водой.
 
Организация детей: дети  располагаются возле столов для опытов и исследования.
 
Ход :
 
— Тихонько усаживаемся.
 
— Давайте отгадаем загадку. 
 
              Если на нос сели кляксы,
              
              Кто тогда нам первый друг? 
 
              Снимет грязь с лица и рук?
 
              Без чего не может мама,
 
              Ни готовить,ни стирать?
 
              Без чего мы,скажем прямо,
 
              Человеку умирать?
 
              Чтобы лился дождик с неба,
 
              Чтоб росли колосья хлеба,
 
                Чтобы плыли корабли,
            
               Чтоб варились кисели,
 
               Чтобы не было беды-
 
               Жить нельзя нам без ...(воды).
 
— Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
 
— Кому и зачем  нужна вода?
 
Ребята, а что было бы,  если бы не было воды?
 
Что бы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
 
Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки о воде .
 
Вы слыхали о воде?
 
Говорят, она везде!
 
В луже, в море, в океане
 
И в водопроводном кране,
 
Как сосулька, замерзает,
 
В лес туманом заползает,
 
Ледником в горах зовётся,
 
Лентой серебристой вьётся,
 
Мы привыкли, что вода
 
Наша спутница всегда.
 
Без нее нам не умыться,
 
Не наесться, не напиться!
 
Смею вам я доложить:
 
Без нее нам не прожить.
 
Н. Рыжова 
 
         Воспитатель:Ребята,мы с вами находимся  в волшебной  лаборатории.Что делают в лаборатории?       Правильно,проводят опыты,ставят эксперименты.
 
         Как вы думаете,какие правила надо соблюдать,работая в лаборатории?(Быть аккуратными,не спешить,внимательно слушать и не толкаться).       
     
Сегодня мы поговорим о воде,её свойствах.  
 
— Давайте  мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
 
— Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. 
 
— Приступим к нашему исследованию. 
 
 Опыты:
 
      1.Какой формы вода?
 
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Затеп перельем эту воду в колбочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. 
 
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
 
      2.Прозрачная ли вода?
 
На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком.
 
—Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?    (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
 
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость.     Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на     картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
 
     3.Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?Имеет ли вода запах?
 
   А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар.Что случилось с сахаром,который мы положили в воду?Он растворился.
Вывод:вода растворитель.
    После растворения сахара, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вывод: своего вкуса у воды нет.
    У воды есть запах?Дети нюхают воду в стаканчиках с водой. Предложить детям добавить в стаканчики кусочек лимона.Размешать и понюхать. (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).От лимона у воды появился запах.
Вывод:у воды нет запаха.
 
— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и разомнемся. 
 
                                               Физкультминутка:
Море очень широко
(дети широко разводят руки в сторону)
 
Море очень глубоко.
(Приседают,коснувшись руками пола)
 
Рыбки там живут,друзья,
(Выполняют движение "Рыбка")
 
А вот воду пить- нельзя.
(разводят руки в сторону,приподняв плечи).
 
  
 — Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим эксперименты.
 
        Давайте вспомним,в каком состоянии бывает вода?
        Жидкая,твердая,(лед,снег) и газообразная(пар,туман).Показ картинки.
 
         4.Двум детям(один в рукавичках,другой -нет)предложить детям взять в руки кубики льда и наблюдать,как лёд растает и превратится в воду.Сравнить,у кого быстрее растает лёд:кто держал его в рукавичках или в голых руках.Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
 
         Вывод:Лед тает,превращаясь в воду,от соприкосновения с теплом.В голых руках лед такт быстрее,а в рукавичках медленнее,потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.
          
        5.Из термоса налить в стаканчик горячую воду и обратить внимание детей,как над поверхностью с горячей жидкостью поднимается пар.Подержать над стаканом зеркальце и показать,как с него стекают капельки.
 
        Вывод:Если нагреть воду,то она превратится в пар,при охлаждении он снова превратится в жидкое состояние.
        
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)
 
— прозрачная
 
— нет запаха
 
— без вкуса
 
— растворитель.
У воды есть три состояния:жидкое,твердое,газообразное.
 
Вывод.
—  Для жизни человека вода имеет очень важное значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письмо с необитаемого острова" занятие в подготовительной группе по экспериментированию

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи:   * развивать поисковую деятельность детей...

Проект по экспериментированию для детей подготовительной группы «Чудеса экспериментирования»

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие у...

Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию «Песок и глина»

Программное содержание:• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость,...

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментированию «Вода - водица»

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментированию "Водица - вода"...

Проект в подготовительной группе "Детское экспериментирование. Вода и воздух"

ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации проекта «Детское экспериментирование. Вода и воздух»      Образовательная деятельностьФорма организации детской деятельности Социа...