Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Сергеева Лариса Ивановна

Мастер класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_eksperementirovaniyu.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13,9-81-68

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер класс.

Материал из опыта работы   воспитателя

первой квалификационной

категории Сергеевой Л.И.

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

     -Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в     области опытно-экспериментальной деятельности.

      -Обобщить педагогический опыт по данной теме.

       -Повысить уровень мастерства педагогов.

       -Создать положительный эмоциональный климат у педагогов.

Методы и приемы:

Репродуктивный, практический

Оборудование:

Пищевые красители, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, сырые и варёные яйца, мандарины, сильногазированный напиток, виноград, ватные палочки, моющее средство.                    

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, изучение специальной литературы по данной теме.

I часть.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

II Практическая часть.

Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. А как она называется вы должны отгадать:

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу …( Золушка.)

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. Но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

Опыт 1. «Сырые, вареные яйца».

Проведение: определить (вареное яйцо крутиться – сырое, нет). Объяснить: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Ещё Золушка хотела помыть мандарины к завтраку

Опыт 2. «Мандарины и вода».

Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

И тут Золушка заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать.

Опыт 3. «Засохшие цветы»

Проведение: бумажные цветы с длинными лепестками, закрученными к центру, выкладываются в тарелку с водой. Постепенно цветы распускаются. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? (цветы из разной бумаги и картона)

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что это был королевский салют. Салют ей так понравился, что она решила его нарисовать. А нарисовать решила на молоке.

Опыт 4. «Цветные узоры на молоке»

Проведение: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Золушка справилась со всей работой и решила немного отдохнуть. Она захотела полюбоваться своими любимыми виноградными рыбками.

Опыт № 5. «Волшебный виноград»

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Вот так в трудах и заботах прошел у Золушки день.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному.  Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

1 слайд.

Я считаю эту тему актуальной, потому что проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

2 слайд.

Цель экспериментирования:

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3 слайд.

Задачи.

Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место их активности в процессе познания окружающего мира.

Учить анализировать, высказывать свою точку зрения.

Расширять представления о предметах и явлениях природы, о растительном и животном мире.

Выработать навыки грамотного поведения в природе и быту.

4 слайд.

Детское экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребенка.  

   Таит в себе огромный  потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей.      

    Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической   культуры дошкольников.

5 слайд.

Выделяют 4 этапа организации и проведения экспериментов.

6 слайд.

Проблемная задача:

  • Может предложить педагог (изучив интересы детей, на основе программы)
  • Могут предложить дети (в процессе игровой, трудовой или учебной деятельности)

Должна:

  • находиться в зоне ближайшего  развития ребенка (не слишком  простая и не слишком сложная)
  • быть интересна детям.

  1. Слайд.

Анализируем поставленную задачу.

  • Что мы знаем об этом?
  • Что мы хотим узнать?
  • Варианты ответов на вопрос задачи.

Очень важно

  •  привлечь всех детей к обсуждению
  • доброжелательная, эмоциональная обстановка.

9 слайд

Проводим опыт.

При проведении опытов и экспериментов оборудование должно быть безопасным. Не допускаются бьющиеся, колющие ,опасные для жизни предметы.

Детское экспериментирование-это деятельность, в результате которой ребёнок самостоятельно или под незаметным руководством взрослого делает для себя открытие. Воспитатель-равноправный партнер. Знания нерассказанные воспитателем, а полученные самостоятельно являются более прочными.

  1. Слайд.

Выводы:

  • Должны сделать сами дети
  • Формулировка очень краткая и четкая
  • Если дети делают неправильные выводы или сомневаются,                      опыт надо повторять по той же структуре.

  1. слайд.

          Закончить сою презентацию я хочу такими словами:

          Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...