Занятие "Вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Комарова Лидия Антоновна

Опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voda.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Свойства воды».

Цель: совершенствовать представления о свойствах воды.

Задачи:

1.Развитие интереса к лабораторной деятельности.

2. Обучать разным способам определения свойства воды (текучесть не имеет формы, растворяет вещества, не имеет вкуса).

3. Развивать умение перевоплощаться и импровизировать в составлении рассказа о себе - капельке.

Материалы: Тазики для воды, воронки, резиновые перчатки, стаканы разной формы, песок, самовар, соль, сахар, маски – шапочки «капельки», магнитофонные записи «звуки воды», слова самовара, выставка рисунков.

Ход занятия:

1.Создание эмоционального настроя.

Игра «Морская фигура».

Воспитатель: поиграли мы в игру и как – будто на море побывали.

- Что такое море?

Дети: море – это большая река, это когда много воды и т д.

Воспитатель: да, ребята про море можно сказать, что это вода.

- Что вы ещё представляете при слове «вода»?

Дети: реки, снег, дождь….

Воспитатель: да, вода бывает разной. Она как любой волшебник умеет превращаться: то быстро – быстро бежит в ручейке, то плещется в море, то станет холодными льдинками и т.д. (обобщение ответов детей).

2. Актуализация знаний о воде.

Звучит музыка воды.

Воспитатель: Вы слышите! Это сама волшебница вода к нам идёт. Становитесь в круг, беритесь за руки, закрывайте глаза и считайте до 10, а я пойду её встречу. (надевает голубую накидку).

Вода: Здравствуйте ребята! Я – волшебница вода. Наконец – то я до вас добралась. Боялась, что не успею. Столько у меня работы каждый день. А это что за рисунки? (обращает внимание на детские работы, расположенные на мольбертах).

Дети: я рисовал снегопад, потому что – это вода; Я нарисовал, как идёт дождь – это вода и т.д.

Вода: Где ещё можно встреть меня?

Дети: сосульки, узоры на окне, иней, туман, пар, и д. т.

Вода: вы очень наблюдательны, Отгадайте мои загадки:

***

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило (дождь).

***

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы –

Мелковатые пруды (лужа).

***

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт и гвоздь упадёт (сосулька).

***

Вился, вился белый рой,

Лег на землю, стал горой (снег).

Вода: молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. А дождь, лужа, сосулька, снег - что это?

Дети: вода.

Вода: Да, ребята. Я бываю разной. Поэтому мой портрет очень сложно нарисовать. Вот и вы нарисовали воду каждый по-своему. (обратить внимание на выставку).

-Когда вода бывает пушистой?

Дети: когда в виде снега, снежинок, облаков.

Вода: когда вода бывает скользкой?

 Дети: когда гололёд, сосульки, лёд на реке.

Вода: когда вода бывает высокой?

Дети: когда сугробы, водопад, волны на море.

Вода: когда вода бывает быстрой?

Дети: когда это ручей, река, водопад…

Вода: где можно встретить воду в доме?

Дети: в кране, в чайнике, в холодильнике…

Вода: откуда вода берётся в кране?

Дети по водопроводу из реки.

Вода: всё – то вы знаете, а поиграть со мной хотите?

Дети: да.

Вода: сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в маленькие капельки. Раз- два – три! Теперь вы не девочки и мальчики, а мои друзья – капельки. (надеть шапочки – маски капелек). Каждая капелька где-то путешествует. Расскажите о себе, где вы бывали, кого напоили, кого спасли. А начать надо так: «я маленькая капелька …. А дальше продолжить о своём путешествии».

Дети рассказывают свои маленькие истории.

Вода: замечательно вы рассказали о своём путешествии, много добрых дел совершили. Сейчас я взмахну палочкой, и вы снова превратитесь в ребят. Раз – два – три!

3.Исседовательская деятельность детей.

Вода: Ребята, а хотели бы побывать в моей лаборатории?

Дети: да.

Вода: что такое лаборатория?

Дети: в лаборатории проводят опыты, исследования, изучают науку.

Опыт № 1

Вода: посмотрите у нас на столе стоят тазики с водой. Возьмите воду в руки. Что происходит?

Дети: вода вытекает.

Вода: почему?

Дети: потому что вода льётся.

Вода: значит, вода какая?

Дети: текучая.

Вода: где можно удержать воду?

Дети: в стакане, тазу….

Опыт № 2

Вода: посмотрите у вас на столах есть различные предметы, сосуды. Назовите их.

Дети: резиновые перчатки, колбы, стаканы…

Вода: попробуйте налить воду в эти предметы, сосуды. Чем можно это сделать?

Дети: зачерпнуть из тазика стаканом, взять другой стакан…

Вода: выберите себе тот сосуд, в который хотите налить воду и налейте её.

Дети выполняют задание по выбору.

Вода: какая форма у воды получилась?

 Дети перечисляют: форма стакана, печатки…

Вода: у каждого из вас получилась разная форма. Как думаете, почему?

Дети: вода не имеет формы.

Вода: да, вы правы вода не имеет своей формы, а принимает такую же форму, как и сосуд или предмет, в который налита.

Опыт № 3

Вода: ребята, вы говорили, что я могу быть разной: льдом, лужей, паром. А на вкус я какой могу быть?

Дети: сладкой, солёной, кислой…

Вода: как получить такую воду?

Дети: добавить соль, лимон, сахар…

Вода: посмотрите у нас на столе стоят в стаканчиках соль и сахар. Только как определить где соль и сахар? Ничего на подписано.

Дети: попробовать на вкус.

Вода: давайте попробуем и узнаем, где сахар, а где соль.

Дети пробуют на вкус (на разносе находятся чайные ложечки, стаканы с чистой водой для опыта).

Вода: возьмите стаканы с водой. Добавим соль или сахар в воду и посмотрим, что с ней произойдёт.

Дети по выбору добавляют ложкой соль или сахар в свои стаканы.

Вода: какая вода на вкус? (индивидуальные задаются вопросы). Что вы добавили? Посмотрите, что произошло с солью и сахаром.

Дети: они исчезли, растворились.

Вода: значит, вода что может делать?

Дети: растворять вещества.

Опыт № 4.

Вода: как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?

Дети: да, нет.

Вода: давайте проверим. У вас на столе есть песок. Добавите его в воду. Что произошло с песком? Какой стала вода?

Дети: песок не растворился он осел на дно стакана. Вода стала грязной и мутной.

Вода: что можно сказать о песке?

Дети: он не растворяется в воде.

Вода: можно ли пить такую воду?

Дети: нет.

Вода: почему?

Дети: можно заболеть, в ней много микробов…

Вода: что нужно делать, чтобы вода стала снова чистой?

Дети: очистить её.

 Вода: как очистить воду?

Дети высказывают свои предположения.

Опыт № 5

Вода: я знаю самый простой способ очистки воды. Хотите покажу?

Дети: да.

Вода: сначала сделаем фильтр. Для этого свернём бумагу кулёчком. Насыплем в него песок. Фильтр готов. Вставим его в воронку (воспитатель показывает, как делать фильтр). Сделайте так же фильтры. Теперь вставим их в воронки. А воронки в стакан. Теперь осторожно выливаем воду, в которой находится песок в фильтр. Посмотрите, какая вода вытекает из фильтра?

Дети: вытекает чистая вода.

Вода: в природе всегда чистая вода?

Дети: нет.

Вода: да, в ней могут быть песок и травинки, мелкие насекомые и микробы.

Как же её очищают, что бы мы могли ей пользоваться?

Дети: специальными фильтрами.

Вода: верно, всё то вы знаете. Скажите, для чего же нужна вода?

Дети: варить, пить, рыбы живут в воде, растениям нужна вода…

Вода: ребята, вода имеет большое значение. Что произойдёт, если вода в природе исчезнет?

Дети выдвигают предложения.

Вода: что необходимо делать, чтобы вода никогда не исчезла?

Дети выдвигают свои предположения.

Вода: как вы поступите, если увидите на берегу реки мусор? Если увидите, что кран открыт и из него бежит вода?

Ответы детей.

4. Закрепление полученных знаний.

Звучит музыка и стук.

Вода: ой, ребята кто это к нам стучится? Сейчас посмотрю. (вносят дымящийся самовар).

Посмотрите, кто пришёл к нам в гости.

Дети: самовар.

Вода: (удивлённо), а мы посуду в гости не приглашали.

Самовар: (в записи) так – то вы меня встречаете!

 Так – то вы меня привечаете!

А ведь не зря я к вам в гости пришёл.

Посмотрите – ка сюда:

У меня внутри вода.

 На вопрос ваш отвечаю:

 Без меня не выпить чаю.

 Я блестящий самовар.

 Из-под крышки вьётся пар.

 Пор – водичка или нет?

Ну – ка, дайте мне ответ!

Вода: ребята, пар – это вода?

Дети: да.

 Вода: почему?

Дети: пар – это маленькие капельки, они лёгкие и поэтому поднимаются вверх.

Вода: значит придётся мне извиниться перед дядюшкой самоваром. Он правильно сделал, что к нам пришёл.

Самовар: садитесь за стол, я вас чаем своим угощу.

Вода: вкусный чай, но мне пора, у меня ещё много дел. Становитесь в круг, закройте глаза и сосчитайте до 10. (воспитатель снимает накидку). Дети открывают глаза.

5. Рефлексия.

Воспитатель: вот и я. Где же вы были, ребята?

 Что вы делали? Что показалось интересным? Трудным? Что нового узнали?