Главные вкладки

    Картотека игр и опытов с воздухом.
    картотека по окружающему миру (младшая группа)

    Орехова Наталья Александровна
    Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребёнок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Файл kartoteka_igr_i_opytov_s_vozduhom.docx105.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

    д/с  №2 «Ласточка» общеразвивающего вида

    городского поселения - г. Семилуки Воронежской области

    http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Opyty-i-eksperimenty/0012-012-Opyty-s-vozdukhom.jpg

    Подготовила воспитатель

    Орехова Наталья Александровна 

    Группа «Улыбка»

    Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребёнок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Процесс познания творческий, и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Занимательные опыты, эксперименты обсуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

    Мы с вами остановимся подробнее на таком объекте неживой природы, который особенно интересен детям - это воздух. В младшем дошкольном возрасте главная цель при опытах с воздухом - это обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

    Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

    Опыт. «Что в пакете»

    Цель: обнаружить воздух.

    Оборудование: полиэтиленовый пакет

    Рассмотреть пустой пакет.

    Вопрос: Что находится в пакете?

    Проблемная ситуация.

    Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.

    Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, и зажимают их руками

    Вопрос: А сейчас что в пакете?

    Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.

    Почему казалось, что пакет пустой?

    Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

    Опыт. «Игры с соломинкой»

    Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

    Оборудование: соломинки, емкость с водой,

    Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха.

    Вопрос: Что почувствовали? Откуда появился ветерок?

    Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее.

    Проблемная ситуация

    Откуда появились пузыри, куда исчезли?

    Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

    Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

    Опыт. «Лодочка»

    Цель: показать, что воздух обладает силой.

    Оборудование: таз с водой, лодочка,

    Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы:

    «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».

    Проблемная ситуация

    почему плывёт лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берётся ветер-воздух (мы его выдыхаем).

    Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

    Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку.

    Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

    Опыт. «Что в пакете»

    Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

    Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом,

    Обследовать 2 пакета, узнать, что в них.

    Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают.

    Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

    Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.

    Различия: вода - жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

    Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

    Опыт. «Загадочные пузыри»

    Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.

    Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины.

    Дети рассматривают предметы и погружают их в воду.

    Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

    Проблемная ситуация

    Вопрос: Откуда появляются пузырьки?

    Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

    Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

    Опыт. «Надувание мыльных пузырей»

    Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

    Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,

    Дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают

    разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

    Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

    Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.

    Опыт. «Пузырьки-спасатели»

    Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

    Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин.

    Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина.

    Дети наблюдают.

    Возникает проблемная ситуация

    Обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

    Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

    Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

    Опыт. «Упрямый воздух»

    Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.

    Оборудование: шприцы, емкость с водой.

    Дети рассматривают шприц, выясняют его устройство (цилиндр, поршень). Взрослый демонстрирует действия с ним: перемещает поршень вверх и вниз без воды. Пробует отжать поршень, когда отверстие закрыто пальцем, набирает воду в поршень, когда он вверху и внизу. Дети повторяют действия.

    Результат: отжать поршень очень трудно, когда отверстие закрыто. Если поршень поднят, воду набрать невозможно.

    Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

    Опыт. «Где спрятался воздух?»

    Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

    Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

    Значит, воздух, какой? (невидимый).

    Давайте поймаем воздух.

    Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты.

    Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

    Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

    Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

    А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

    Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

    Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

    Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

    Что вы чувствуете? (шипение).

    Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

    Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

    Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

     

    Опыт. «Как увидеть воздух?»

    Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

    Подуйте через трубочку на свою ладошку.

    Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

    Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

    Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

    Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

    На воде появились пузырьки.

    Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

    Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

    (Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

    Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

    Вывод: Воздух легче воды.

     

    Опыт. «Воздух - невидимка»

    Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

    На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

    Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

    Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

    Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

    Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

    Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

     

    Опыт. «Движение воздуха»

    Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

    Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

    На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

    А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

    Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

    Возьмите веера и помашите им в лицо.

    Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

    Вывод: Воздух движется.

    Опыт. «Имеет ли воздух вес?»

    Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

    Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

    Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

    Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

    Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

    Проткните зубочисткой второй шарик.

    У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

    Вывод: Воздух имеет вес.

    Вывод:

    Восторг и море положительных эмоций – вот что даёт экспериментирование.

    Проведенные опыты вместе с любопытными детьми, дали много интересного, обогатили знания детей для дальнейших проведений опытов и экспериментов.

    В нашей экспериментальной работе мы сделали вывод, что, воздух прозрачный, невидимый, легкий. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть, для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть, из трубочки выйдет воздух, он легкий, поднимется через воду вверх пузырьками и лопнет.

    У воды и воздуха есть сходства и различия, воздух проникает в некоторые предметы, в каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь, лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

    Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно, воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

    Список используемой литературы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека опытов с воздухом

    Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках)....

    Картотека опытов с воздухом для дошкольников

    Картотека опытов с воздухом для дошкольников...

    Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста....

    картотека опытов с воздухом

    описание опытов с воздухом для детей...

    Картотека опытов с воздухом

    Картотека опытов с воздухом«Воздух и его свойства». опыты и эксперименты...

    Картотека опытов с воздухом

    Картотека опытов с воздyхом для детей старшего дошкольного возраста....

    Картотека "Опыты с воздухом"

    Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы...