нод "Культура моей Родины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ольга Витальевна Иванова

Формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальной культурой северной народности ненцы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kultura_rodiny.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Культура моей Родины»

Подготовил: воспитатель МДОУ

«Детский сад «Росинка»

О. В. Иванова

.


 Цель: формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальной культурой северной народности ненцы. 

Задачи:

  • способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей, развитию гуманных чувств;
  • формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде, основы национального самосознания;
  • воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов, воспитывать уважение и принятие иных культур.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор или телевизор, набор иллюстраций по теме, контуры для раскрашивания (национальные костюмы), цветные карандаши. 

Ход занятия.

Беседа сопровождается показом соответствующих иллюстраций. Воспитатель показывает детям глобус. 

 - Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей.) А что такое глобус? (Предположение детей.) Глобус – это изображение нашей планеты Земля. На глобусе показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озера. А еще на глобусе могут быть показаны разные страны. На нашей планете очень много стран. У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. У каждой страны есть свой главный город.

- Как называется главный город страны? (Столица.) Знаете ли вы, как называется столица нашей страны? (Москва.) А как называется наша страна? (Россия.) Мы живем в России.

- Кто сможет показать ее на глобусе? Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. Права народов, проживающих на территории России, защищены Конституцией Российской Федерации – это самый главный закон нашей страны. Все народы имеют право сохранять свой родной язык, древние традиции и народную культуру.

- На каком языке разговариваем мы с вами? (На русском языке.) 
В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга. 
Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В нашей стране люди разных национальностей живут рядом, помогают в беде, радуются победам, стремятся всегда жить в мире и согласии. 
Россия – это наша с вами большая Родина. Но у каждого человека есть еще и своя – малая Родина. Это – то место, где он родился и вырос.

 - Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Даже в нашем небольшом поселке живет много людей разной национальностей: русские, белорусы, украинцы, татары, ненцы, коми. 

- Мы с вами поговорим, сегодня о традициях и культуре северного народа – ненцы. 

Физминутка

Национальная п/и.

Ненцы - это народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого автономного округа (7,7 тыс. чел.). Раньше ненцев называли самоеды и юраки. 

У всех людей есть свой дом, где можно укрыться от дождя и снега, согреться. Дома строят из дерева, из камней, из глины, из веток, из бетона и стекла и даже из снега. Кто может сказать, из чего строят свой дом ненцы? (Предположение детей.) Оленеводы собирают свои дома из оленьих шкур.

- Как называется этот дом? (Предположение детей.) Это небольшой, но уютный дом называется чум. В чуме живет дружная семья.

- Что такое семья? (Ответы детей.) И у вас есть семья. Семья – это вы и ваши родители, сестры, братья, бабушки, дедушки.

- Чем занимаются ваши мама и папа? (Ответы детей.) 

Основным занятием ненцев является оленеводство. Трудолюбивый северный народ пасет огромные стада оленей. Папа – пасет стадо, мама хлопочет по хозяйству: готовит еду, шьет одежду. 

У каждого народа есть свой традиционный костюм. Это не просто нарядная одежда, которая одевается по национальным праздникам. Образ костюма складывается исторически и передается из поколения в поколение. На то как выглядит национальный костюм влияет и климат, и география места обитания народа, и национальные цвета и символы, и даже возраст и семейное положение того кто носит этот костюм. Национальные костюмы отражают культуру народа и делают каждый народ уникальным. 

- Что одеваем мы с вами зимой? (Ответы детей.) Ненцы по традиции носят одежду, сшитую из оленьих шкур. Даже обувь шьют из шкур. Верхняя одежда называется мужская – малица, женская паница, обувь – пимы. Олень одевает и кормит семью оленеводов. 

 - Во всем мире люди любят съесть что-нибудь вкусненькое и придумывают новые рецепты. Но не забывают и свои национальные, традиционные блюда. В ненецком чуме вас угостят шаньгами (блины с добавлением крови оленя), жаркое из мяса оленя и строганину (замороженное тонко нарезанное мясо). 

 - Я знаю, что вы очень любите играть. Назовите свои любимые игры и игрушки? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, дети оленеводов любят играть? (Ответы детей.) Конечно, любят, потому, что они точно такие же как и вы: любят бегать, прыгать, а иногда и пошалить. У них тоже есть любимые игрушки. Кроме обыкновенных – которые можно купить в магазине, у ненецких детей есть свои традиционные игрушки. Как необычны сами игрушки, так необычны и их названия: жужжалка, игрушка "дедушка", "оленьи рога", шарик (погремушка из засушенного зоба куропатки), ненецкая кукла, олешек, маленькие игрушечные сани и др. Все они сделаны из природных материалов, например: гусиных клювиков и косточек, оленьих копыт. 

Так же как и вы, ненецкие дети любят петь и танцевать и, конечно же, слушать сказки. Сказки необычные и интересные: "Как медведь хвост потерял", "Медведь и заяц теваси", "Олешек и мышка", "Лиса, птица и ворон", "Кукушка" и еще много других. 

 - В нашей стране живут дети разных национальностей. Как и вы, они любят играть и рисовать, петь и танцевать. Они по-разному одеваются, говорят на разных языках, у них разные песни и танцы. Но все дети, не только в России, но и на всей Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и мирно. И все мы вместе – жители и хозяева одной на всех планеты земля. 

 - Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением национальных костюмов. Выберите себе одну и раскрасьте ее. 

В случае нехватки времени  предложить закончить работу в другое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уральская берёза-дерево моей Родины"

Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений жизнедеятельности берёзы; экологическое воспитание дошкольников; отражение данной тематики в литер...

"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....

символы моей Родины

Конспект занятия...

Символы моей Родины

Конспект по патриотическому воспитанию...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"

Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....