конспект "Посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филиппова Татьяна Александровна

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда»

Программное содержание:

Цели: Совершенствовать представления детей о посуде, о классификации посуды по принципу её предназначения.

Совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с придаточным причины.

Закреплять навык употребления простых предлогов В, НА, ПОД, ЗА.

Совершенствовать представления детей о материалах, из которых сделана посуда. Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными.

Расширять представления детей о керамической и одноразовой пластиковой посуде. Совершенствовать умение сравнивать предметы.

Учить работе со схемой.

Совершенствовать экологические представления детей о посуде.

Совершенствовать умение сервировать стол.

Вырабатывать целенаправленную воздушную струю.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать зрительное восприятие, наглядно – действенное мышление, воображение, внимание.

Развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.

Совершенствовать координацию речи с движением.

Совершенствовать восприятие музыкального ритма.

Развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право»«лево»).

Воспитательные цели:

Воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, договариваться.

Формировать эстетический вкус, аккуратность.

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Необходимое оборудование: кастрюля – Хитрюля; письмо и записки от Федоры; конверты с разрезными картинками «чашки»; бумажные блюдца с соответствующими узорами и зеркалами на обороте; схемы артикуляционных упражнений; картинка с наложенными друг на друга контурными изображениями посуды; салфетки; чашки для дыхательной гимнастики; таблички с номерами, 1- столовая посуда; 2-кухонная посуда,3-чайная посуда, 4-одноразовая посуда, 5-столовые приборы; посуда из разных материалов (дерево, стекло, фарфор, металл, пластмасса); схема «Какой бывает посуда; осенние листочки, пенёк, корзина, ёлка, подсолнух, гриб; схемы предлогов; схема «Из чего сделана посуда»; запись «битая посуда»; стаканы одноразовые и обычные, грустные смайлики; горе, чайник с кипятком; схема опыта; салфетки, тарелки, столовые приборы; медали, волшебная музыка; схема сервировки стола.

 

 

 

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие зрительного восприятия. Воспитание чувства сострадания, взаимопомощи).

Дети входят в группу, воспитатель предлагает им встать в круг.

Игра «Как живешь?»

воспитатель: На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия

• Как живешь?

• А идешь?

• Как бежишь?

• А плывешь?

• Ждешь обед?

• Машешь в след?

• Ночью спишь?

• А шалишь?

• Как ты будешь умываться?

• А как будешь заниматься?

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, Кастрюля – Хитрюля принесла нам письмо от Федоры. Вы помните, кто такая Федора? (отвечают) Она просит помочь ей вернуть то, что от нее сбежало. Воспита. показывает лист №1 (контурные изображения посуды, наложенные друг на друга).

Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, что сбежало. Я что-то ничего не пойму.

Дети перечисляют предметы на картинке и обобщают:

ложка, вилка, кастрюля, кувшин, чашка, бокал, тарелка, чайник.

Дети: Сбежала посуда.

Воспитатель: Все понятно.

Снова горе у Федоры:

Не пошел ей впрок урок;

Чистоты, порядка нет,

И опять переполох!

Разбежалась вся посуда,

Обувь, мебель и белье,

И рыдает вновь Федора;

- Это ж было все мое!

Поможем Федоре, ребята?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Посмотрите, на столе какие-то конверты! Предлагаю каждому из вас взять по конверту и присесть за столы. (Выполняют)

2. Основная часть.

1. Игра «Разбитые чашки». (Развитие наглядно – действенного мышления. Воспитание умения взаимодействовать друг с другом, договариваться).

Воспитатель: Ребята, давайте откроем конверты и посмотрим, что в них лежит. (Достают разрезные картинки с изображением чашек). Ах, ведь это разбитые чашки Федоры. Поможем их склеить? (Дети собирают картинки) Обратите внимание, у вас на столах лежат блюдца. Сравните узор на чашке и на блюдце. Совпадают ли они? (Отвечают) А сейчас аккуратно возьмите свои чашки и пересядьте на то место, где лежит подходящее блюдце! (Дети меняются местами)

3. Дыхательная гимнастика. (Выработка целенаправленной воздушной струи).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, пора нам отправляться в путь на помощь Федоре. Хотите попить чаю перед дальней дорогой? (- Да) Чай горячий! Давайте его студить. Для этого вдохнем носом воздух, сделаем трубочку из губ и, не надувая щек, сильно подуем на чай. (Выполняют).

4. Дидактическая игра «Расставь посуду». (Совершенствование представлений детей о посуде. Изучение классификации посуды по принципу её предназначения. Совершенствование навыка согласования числительных с существительными. Совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом. Закрепление умения употреблять сложноподчиненные предложения с придаточным причины).

(Раздается звук битого стека).

Воспитатель: Ребята, слышите звон убегающей посуды?

Дети: Да!

Воспитатель: Значит мы уже в сказке. Скорее за мной.

(Дети встают из-за столов, подходят к воспитателю, видят пять пронумерованных столов и таз с различной посудой).

 

 

 

Воспитатель: А вот и наше первое испытание. (Читает записку)

Нас Федора перемыла,

На места не положила!

Нас расставьте поскорей,

Мы тогда вернемся к ней!

Дети расставляют посуду на столы: 1- столовая; 2-кухонная,3-чайная.

1 ребенок: Я положу чашку на 3 стол, потому, что чашка – это чайная посуда.

2 ребенок: Я положу кастрюлю на 2 стол, потому что кастрюля – это кухонная посуда…и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

5. Игра «Найди посуду». (Развитие внимания. Закрепление навыка употребления простых предлогов В, НА, ПОД, ЗА. Совершенствование представлений детей о материалах, из которых сделана посуда. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными).

(Снова слышится звук битого стека).

Воспитатель: Ребята! Слышите, снова гремит посуда! И кажется, совсем близко! Давайте пройдем на эту осеннюю полянку и поищем посуду здесь.

Дети по одному ищут посуду.

1 ребенок: Я нашел чашку.

Воспит: Где она лежала?

1 ребенок: Она лежала на пеньке.

2 ребенок: Я нашла вилку.

Воспит: Где она лежала?

2 ребенок: Она лежала под кленовым листочком… и т. д.

Воспитатель: (после того, как дети нашли все предметы, читает очередную записку)

Вот и новое посланье,

А в послании заданье!

Жду, ребята, я ответа,

Из чего посуда эта!

Вам помогут образцы,

Начинайте, молодцы!

Да, ребята, чтобы Федоре правильно ухаживать за своей посудой, ей нужно знать, из какого материала она сделана. Вот схемы: дерево, картон, пластмасса, металл, глина, стекло, фарфор. Например, я нашла ложку. Она сделана из дерева, значит она деревянная. Я положу её к схеме «Дерево». А ты, Ваня?

1 ребенок: Я нашел чашку. Она сделана из фарфора. Это фарфоровая чашка. Я положу её к схеме «Фарфор».

2 ребенок: Я нашла банку. Она сделана из стекла. Это стеклянная банка. Я положу её к схеме «Стекло»… и. т. д.

Воспитатель: Молодцы!

6. пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой и крупной моторики. Совершенствование координации речи с движением. Совершенствование восприятия музыкального ритма).

Воспитатель: Что ж, немного отдохнем,

 

7. Опыт «Лаборатория». (Расширение представлений детей о керамической и одноразовой пластиковой посуде. Совершенствование умения сравнивать предметы. Обучение работе со схемой. Совершенствование представлений детей об экологически чистой и экологически вредной посуде).

(Раздается звук битого стека).

Воспитатель: Снова этот звук! Откуда?

Посмотрите, что за чудо?

Здесь стаканчики стоят!

Как на нас они глядят? (На тарелках керамических и пластиковых грустные смайлики).

Дети: Грустно!

Воспитатель: Мы записку прочитаем,

Что случилось здесь, узнаем! (Читает)

Мы поссорились, когда-то!

Рассудите нас, ребята!

Будет всем нам интересно,

Из чего же пить полезно!

Ребята, поможем определить, какая посуда лучше: глиняная или пластиковая?

Дети: Да!

Воспитатель: А поможет нам в этом опыт. Давайте присядем за столы и проведем эксперимент. (Дети садятся на места). У каждого из вас два стакана. Сначала возьмем глиняный стакан и попробуем измять его. (Выполняют). А теперь проделаем то же самое с пластиковыми стаканчиками. (Выполняют). Какой вывод вы можете сделать? (Если дети не могут сформулировать вывод, логопед задаёт дополнительные вопросы). Какая посуда более прочная?

Дети: Глиняная, пластиковая.

Воспитатель: Как вы думаете, какая посуда быстрее нагревается и может испортиться от горячей пищи? (Предположения детей). Давайте проведем ещё один опыт. Я налью кипяток в пластиковый стаканчик. (Выполняет) Что произошло?

(Дети отвечают) А теперь проделаем то же самое с глиняным стаканчиком. Что произошло? (Дети отвечают) Как вы думаете, из какой посуды пить и кушать опасно, а какая безопасная? (Отвечают).

Воспитатель: Молодцы!

8. Практическое задание «Сервировка стола». (Совершенствование умения сервировать стол. Развитие пространственной ориентировки. Закрепление понятий «право»«лево». Воспитание эстетического вкуса, аккуратности).

(Раздается звук битого стека).

Воспитатель: (подходит с детьми к столу)

Вновь звенит посуда хором,

Видно, здесь была Федора!

Кого-то в гости поджидала,

Стол сама сервировала! (Разглядывают неправильно сервированный стол. Дети называют ошибки).

Предлагаю Вам присесть,

На столах предметы есть,

Каждый должен показать,

Как может стол сервировать! (Выполняют).

Воспитатель: - Где лежит ложка?

- Где лежит вилка?

- Как лежит ложка?

- Как лежит вилка?

- Как сложены салфетки?. (Дети отвечают полным ответом).

Молодцы, ребята!

3. Заключительная часть. (Закрепление пройденного материала. Подведение итогов работы. Оценка работы детей. Поощрение детей).

Звучит волшебная музыка. В кастрюле – Хитрюле вновь лежит письмо от Федоры:

Вам Федора пишет, дети!

Жаль, что не смогла вас встретить!

Вы порядок навели,

Мне отлично помогли.

И теперь я не ленюсь,

К чистоте во всем стремлюсь.

Дружно в садик вы спешите,

Письма в сказку мне пишите!

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Звучит волшебная музыка. Дети «возвращаются» в детский сад.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие? (Да)Предлагаю Вам рассказать об этом путешествии вашим родителям! А сейчас вы все награждаетесь медалями знатоков.

Награждение детей медалями «Знатоки посуды».

Необходимое оборудование:

кастрюля – Хитрюля;

письмо и записки от Федоры;

конверты с разрезными картинками «чашки»;

бумажные блюдца с соответствующими узорами

картинка с наложенными друг на друга контурными изображениями посуды;

салфетки;

чашки для дыхательной гимнастики;

таблички с номерами, 1- столовая посуда; 2-кухонная посуда,3-чайная посуда;

посуда из разных материалов (дерево, стекло, глина, металл, пластмасса, картон);

схема «Какой бывает посуда;

осенние листочки, пенёк, корзина, ёлка, подсолнух, гриб;

схемы предлогов;

схема «Из чего сделана посуда»;

запись «битая посуда»;

стаканы одноразовые и обычные;

грустные смайлики;

чайник с кипятком;

схема опыта «Сравнение глиняной и пластиковой посуды»;

салфетки, тарелки, столовые приборы;

Медали Знатоков;

волшебная музыка;

схема правильной сервировки стола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нас Федора перемыла,

На места не положила!

Нас расставьте поскорей,

Мы тогда вернёмся к ней!

 

Вот и новое посланье,

А в послании – заданье!

Жду, ребята, я ответа,

Из чего посудам эта?

Вам помогут образцы -

Начинайте, молодцы!

 

Мы поссорились когда-то!

Рассудите нас, ребята!

Будет всем нам интересно,

Из чего же пить полезно!

 

Вам Федора пишет, дети!

Жаль, что не смогла вас встретить!

Вы порядок навели,

Мне отлично помогли.

И теперь я не ленюсь,

К чистоте во всем стремлюсь.

 

Дружно в садик вы спешите,

Письма в сказку мне пишите!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_posuda_v_starshey.docx2.3 МБ

Предварительный просмотр: