Главные вкладки

    Конспект "Насекомые"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    ПЛЕШКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

    Конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_nasekomye.doc73.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

    «Детский сад № 423 комбинированного вида «Золотой ключик»

    Конспект НОД «Насекомые»

    (старшая группа)

    Автор: воспитатель Плешкова Ольга Викторовна

    г. Новосибирск

    Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.

    Задачи:

    - Расширить и закрепить знания детей о насекомых, ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

    - Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что.

    - Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

    - Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

    - Развивать зрительную и слуховую память.

    - Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

    - Развивать связную речь.

    - Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

    - Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

    - Развивать общую моторику, координацию.

    - Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

    Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).

    Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).

    Мягкая игрушка гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

    Ход НОД:

    1.Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги».

    Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию

    Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

    Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

    Дети садятся на пол, накрытый зеленой тканью, на которой одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

    Воспитатель:

    - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

    Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

    3.Введение в тему.

    Воспитатель:- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

    Воспитатель читает текст

    Однажды над насекомыми

    Пронесся злой паук.

    На полянке разноцветной

    Он всех заколдовал.

    Чтоб бабочки порхали,

    Трудился муравей

    И пчелы чтоб жужжали,

    Ты помоги скорей.

    Возьми с собой ты знания,

    И доброту возьми, и этим шестипалым

    Малышкам помоги!

    Воспитатель:

    - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

    - Закройте все глаза и повторяйте за мной: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

    4.Загадки. Беседа по теме.

    Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

    1.У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела.

    И большие, большие глаза,

    Называют ее (стрекоза).

    Воспитатель:

    - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

    2. сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск и мед.

    Людям всем она мила,

    А зовут ее …(пчела).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

    3. Он работник настоящий

    Очень, очень  работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом (муравей)

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

    4. Она ярка и красива,

    Изящна, легкокрыла.

    Сама похожа на цветок

    И любит пить цветочный сок (бабочка)

    Воспитатель:

    - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

    5. Всех жучков она милей,

    Спинка алая на ней.

    А на ней кружочки,

    Черненькие точки (божья коровка)

    Воспитатель:

    - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

    - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

     - Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) - А паук – это насекомое? (нет. У него 8 лапок.)

    - Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

    - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

    - Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей.)

    - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

    - Назовите вредных насекомых (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

    - Молодцы, все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

    5.Физминутка «Сороконожка»

    Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

    По сухой дорожке.

    Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

    - Ой, промокнут сорок лап!

    Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

    Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

    И потопаю потом (дети топают ногами)

    - Ой, какой от лапок гром!

    Воспитатель:

    - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле магнитной доски. На доске расположены картинки.

     6. Игра «4 лишний».

    Составление предложений  с союзом «потому что».

     Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

    -Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

    -Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

    -Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

    -Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

    Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

    7. Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

    Воспитатель: - Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам.

    Воспитатель: - По какому признаку вы разложили бабочек?

    Ребенок объясняет: - Мы разложили бабочек по форме.

    Воспитатель: - А сейчас попробуйте разложить бабочек на группы, но по – другому. По какому признаку вы разложили бабочек?

    Ребенок: - Мы разложили бабочек по цвету.

    Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру.

    Воспитатель: - Разложите бабочек по размеру.

    Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

    Воспитатель: - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

    8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

    Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

    Воспитатель:

    -Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

    Воспитатель проводит беседу:

    - Что сначала откладывает бабочка?

    Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца.

    Воспитатель: - Кто появляется из яйца?

    Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница.

    Воспитатель: - Что делает гусеница?

    Ответы детей: - Она питается листьями и растет.

    Воспитатель: - В кого она превращается?

    Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку.

    Воспитатель: - Кто выходит из куколки?

    Ответы детей: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

    Воспитатель:- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

    9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

    Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

    У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)

    Спит без просыпа всю зиму (ладошки под левой щекой)

    Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

    Март, апрель, капель, весна…(хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

    Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

    Гусенице не до сна (грозят пальцем)

    Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)  

    10. Рассказы детей по цепочке:

    -Бабочка отложила яички на цветке.

    -Потом появилась гусеница.

    -Гусеница питалась листьями и росла.

    -Потом гусеница превратилась в куколку.

    -Вот из куколки появляется бабочка.

    -У неё мокрые крылья.

    -Бабочка сушит крылья на солнышке.

    -Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

    11. Итог занятия.

    Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым! Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

    Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

    - Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

    - Вам понравилось быть насекомыми?

    - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

    - Какая игра вам больше всего понравилась?

    Вы все сегодня были молодцы!

    12. Релаксация. «Порхание бабочки»

    Воспитатель:

    - Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу!