Познавательно-исследовательский проект: «Наши соседи - насекомые».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Паркина Татьяна Николаевна

Познавательно-исследовательский проект: «Наши соседи - насекомые».Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx92.64 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

            «Детский сад №98 комбинированного вида»

Познавательно-исследовательский проект: «Наши соседи - насекомые».

http://www.playing-field.ru/img/2015/051815/5912538

                                       

                                                      Саранск

Актуальность проекта:

   Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

   Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

   Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили   радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Тип проекта: — познавательный , исследовательский, творческий, игровой,

Групповой.

Сроки реализации: долгосрочный ( 3 месяца:  июня –август).

Участники проекта:

• Воспитатели группы

• Дети  4-5 лет

• Родители

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации  проекта «Наши соседи- насекомые».

Задачи проекта:

• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

• Формировать у детей элементарные представления о насекомых , их строении, способах передвижения.

• Воспитывать бережное отношение к живому.

• Развивать эмоциональную отзывчивость

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:

• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.

• Умение различать и называть насекомых.

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Сотрудничество с семьёй:

• Консультации «», «Первая помощь при укусах насекомых».

• изготовление книжки-малышки о насекомых.

Продукты проекта:

• папка-передвижка «Наши соседи-насекомые».

• Презентация для детей « Насекомые в загадках» .

• Аппликация с элементами рисования «Бабочка».

• Рисование «Божья коровка».

• Лепка «Паук».

•   Книжки-малышки: «Бабочка», «Паук», «Божья коровка», «Стрекоза», «Муравей», «Кузнечик», «Пчела».

Ожидаемый результат :

Для детей:

— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.

— Развитие познавательной активности, любознательности.

— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.

—  Проявление у детей креативности, воображения.

— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.

— Развитие музыкально-творческих способностей.

• Для родителей:

— Посещение с детьми выставки «Насекомые».

— Совместное чтение художественной литературы о насекомых, составление книжки-малышки о насекомых.

— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.

• Подбор литературных произведений о насекомых.

• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые».

• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности

• Подбор музыкальных произведений по теме.

• Составление плана основного этапа.

• Определение целей и задач проектной деятельности.

• Диагностика экологических знаний о насекомых детей.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме проекта.

• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых.

• Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; Т.А.Шорыгина «Дождевой червяк», «Катя и божья коровка», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»,В.А.Берестов «Честное гусеничное»,   В.А.  Драгунский «Он живой и светится»,Е.Пермяк «Белая бабочка».

• Разучивание считалок; примет, пословиц.Отгадывание загадок по теме.

• Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», «Две сороконожки».

• Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»

• Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;

• Фонопедическое упражнение «Муха», дыхательные  упражнения «Жуки». «Мотылек,журавль,жаба», «Поймай пчелу»,дыхательная гимнастика «»Жуки», «Поймай пчелку».Речевые игры  : «Песенка стрекозы», «Обгони».

• Физкультминутки «Бабочка», «Видишь ,бабочка летает», «Кузнечики», «Паучек», «Зеленый жук», «Аэропланчик».

• Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Как муравьишка домой спешил», «Лунтик».

• Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок», речевые игры: «Доскажи», «Угадай кто улетел», «Где бабочка».

• Экологические игры: «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе», «Пчела защищается вынуждено». «Представь себя маленьким червяком».

• С/Р игры, свободная деятельность детей( обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)

• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Пауки и мухи»,бодрящая гимнастика «Жучки и паучки», «Пчелки и ласточка»

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских работ.

• Проведение развлечения «Как найти дорожку на пасеку» с приглашением детей из другой группы.

• оформление папки –передвижки.

• Создание презентации проекта.

Приложение

Познавательные беседы:

Цель:

— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.

— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка)

С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу, гужу,

И мед вожу

(Пчела)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?

— Под березовым листом

Ехал Филя-коновал,

Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,

Золотая холка,

Полети на лужок

Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чек да чек,

Но сломался каблучок –

И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Дидактические игры

• «Угости насекомое»

Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.

Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

• «На лугу»

Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры.

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:

Бабочки в небе …. (летают),

Крыльями… (машут),

Нас забавляют.

Я по небу не … (летаю),

На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу,

Как кузнечик… (поскачу)

В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик

Только ветер зашумел

Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

• «Как сказать правильно»

Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.

Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:

— Бабочка летит, а бабочки… (летят)

— Жук ползет, а жуки… (ползут)

— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.

— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

• «Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением

«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью. (показывают нос)

Улетел мой майский жук (машут руками)

Зажужжали крылья.

Используемая литература

1. Л.Г. Горькова, «Сценарии занятятий по комплексному развитию дошкольников».

2. В.И.Коваленко, «Азбука физкультминуток для дошкольников».

3. Т.А. Шорыгина, «Экология для малышей».

4. Т.А. Харченко, «Бодрящая гимнастика для дошкольников».

5.Е.А.Алябьева, «Природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...

Проект "Наши соседи насекомые"

Экологический проект...

Экологический проект "Наши соседи - насекомые"

Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят б...