Занятие "Глобус и карта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дата проведения: 12.12.2018г.

Место проведения: зал

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

Цель: продолжать знакомство детей с целостной картиной мира, пополнив их знания понятиями «глобус» и «карта».

Задачи:

  • познакомить детей с глобусом – моделью земного шара;
  • раскрыть смысл понятия «карта» - развёрнутого изображения поверхности земли на плоскости бумаги, её назначение;
  • дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному;
  • побуждать детей к соблюдению правильной осанки;
  • оптимизация функционального состояния организма по средствам проведения физкультминутки «Это тоже я могу», игра «лес, гора, пустыня»;
  • обогащать словарный запас воспитанников, развитие речи (обращать внимание воспитанников, что ответ должен быть развёрнутым, полным);
  • воспитывать интерес к занятию, любовь к путешествиям, любовь к Родине, бережное отношение к природе, уверенности в своих силах.

Предварительная работа: выполнение звёздного неба, муляжа костра, брёвен. Распечатка материалов к занятию. Подборка музыкальных отрывков, видео фрагмента «Планета Земля». Просмотр конспектов аналогичных занятий.

Материалы к занятию: Для воспитателя: Рюкзак, искусственные костёр и брёвна, глобус, детская карта мира, «звёздное небо». Фото с изображением планет Марс, Юпитер. Видео фрагмент «Планета Земля», карта пиратского клада формат А3, сундук с «сокровищами» (конфеты), флажки Тыва и России для обозначения на карте Мира.

Словарная работа: глобус, модель, карта, суша.

Использованные аудио, видеоматериалы, репродукции:

- Аудио: звуки леса, медленная композиция Laura Shigihara – «Zen Garden» из игры «Plants Vs Zombie», фонограмма (минус) песни «Дрын-дрын» ипс. Филипп Киркоров, звуки моря, видеофрагмент планета земля.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок!

Воспитатель: Ребята, сегодня среда,  (день недели), а значит пришла пора поговорить о путешествиях. У меня за спиной рюкзак и я приглашаю вас к началу нашего пути.

Читают вместе стих.Выполняют движения, повторяя за воспитателем.

Путешествовать мы любим

Это значит – погулять.

Побродить по всей планете!

Всё на свете разузнать!

- С давних времён люди любили отправляться в дальние путешествия. Но в пути их могла застать ночь. Вот и у нас наступила ночь…

Звучит композиция Laura Shigihara – «Zen Garden» из игры «Plants Vs Zombie»

- Смотрите, там горит огонёк! Давайте пройдём к костру.

Дети рассаживаются вокруг искусственного костра.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Хорошо в походе ночью у костра: тепло, светло, над головой звёздное небо. Обращает внимание детей на имитацию звёздного неба на потолке. Как много звёзд, какие они разные. На самом деле это далеко, далеко, далеко от нас в тёмном космосе летают планеты. Мы с вами знаем, что чем дальше от нас объект, тем ….

Ответ детей: меньше.

- Представьте как от нас далеко огромные планеты, что кажутся маленькими светящимися точками. Например, найдите жёлтую звёздочку.

Дети ищут.

- на самом деле это (показывает фото) Планета Сатурн, известная вам по мультфильму «Маленькие Энштейны». Найдите красную звёздочку.

Дети ищут.

- Это (показ фото) Планета Марс. Они огромны, их форма напоминает шар. А вот так выглядит наша планета Земля! Показ видео фрагмента. И она тоже имеет форму шара. Но давным-давно люди думали, что земля плоская как тарелка. Стоит на трёх слонах, а они стоят на большой черепахе… И мечтали дойти до края земли. Показ фото. Но потом путешественники обратили внимание, что если идти вперёд, то никакого края земли нет, а вернёшься туда откуда пришёл. Значит Земля не плоская, а имеет форму шара. Свои знания путешественники передавали другим, то есть учи их. И, чтобы другим было понятно, придумали модель Земли – ГЛОБУС. Вы знаете, что такое модель. Например, есть большие машины, а есть маленькие модели машин. МОДЕЛЬ – это маленькая копия большого объекта. Глобус – это маленькая копия, модель планеты Земля.

Демонстрация глобуса.

- Ребята, какого цвета на нашей планете больше?

Ответ детей: синего.

- Как вы думаете, что это?

Ответ детей: моря, океаны, озёра. Ответы детей корректируются при необходимости, обращается внимание воспитанников на то, что ответ должен быть полным (развёрнутым).

- Какие ещё цвета есть на глобусе?

Обсуждение цветов и их значения на глобусе. Ответы детей корректируются по мере необходимости. Воспитатель обращает внимание на то, что ответ нужно давать полный.

- Теперь у нас есть глобус, и мы можем отправляться в путешествие. Дети, мы можем так просто уйти и бросить костёр?

Ответы детей: нет, он разгорится и загорится лес и т.п.

- Что же нам делать?

Ответы детей: залить его водой.

- Правильно (воспитатель заливает костёр струящейся из ведёрка тканью голубого цвета) Теперь можно ехать! Но на чём? Давайте поиграем!

Игра «Море волнуется». Проводится под муз. сопровождение (фонограмма (минус) песни «Дрын-дрын» ипс. Филипп Киркоров )

Воспитатель предлагает детям замереть в позе, а затем продемонстрировать на каком транспорте они отправились в путь. Наводит детей на мысль, что путешествовать с глобусом неудобно:

- Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их в путешествие неудобно. Для этого есть КАРТА – плоское изображение нашей планеты. Обратите внимание, это та же поверхность нашей планеты земля, только нарисованная на плоском листе. Карты бывают разные. У нас карта детская с изображением зверей и рыб, обитающих в той местности, где они нарисованы. На картах для взрослых вы такого не найдёте. А ещё обозначены города. Мы можем найти, где Мы живём. Дети, как называется наша страна?

Ответ детей: Россия.

- Верно. Она занимает вот эту территорию. (показывает указкой  на карте территорию России). А в каком республике мы живём?

Ответ детей: Тыва.

- Да. Вот он. Сейчас Лопсан, поможет мне обозначить на карте нашу республику флагом нашей республики.

воспитанник(ца) обозначает флажком на карте мира

-А как называется столица нашей Родины?

Ответ детей: Москва.

- Вот она!

воспитанник(ца) обозначает флажком-мини-копией флага Российской федерации место нахождения его города на карте мира

Как она далеко от нас!

«Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек»

На нашей карте, как и на Глобусе, есть те же океаны, моря, реки, суша, то есть сухая поверхность, пустыни, горы и равнины. Вы запомнили, какой цвет используется на картах и глобусах и для чего?

Ответ детей: Да

Давайте ребята играем сейчас игру  «Лес, горы, пустыни»

На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных, (использовать запись «Тропический лес»)

- сейчас мы это проверим. Пройдите за свои столы.

Практическая работа.

Дети будет лепить из пластилина макет глобуса. Работа воспитанников корректируется по мере необходимости, обращается внимание на осанку, полные ответы детей, аккуратность выполнения работы.

Физкультминутка «Это тоже я могу».

Кто скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Вправо – влево разведу (Это тоже я могу).
И как птица полечу,
Головою заверчу.
А потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу.

Если надо – побегу!

Всё на свете я могу!

Закрепление полученных знаний.

- Дети. Мой рюкзак не простой! Он мне достался от прадедушки – старого конфетного пирата. В рюкзаке есть карта сокровищ! Но на ней печать. Её можно сломать только, если ответить правильно на все вопросы.

1. Что такое глобус?

Ответы детей.

2. Что такое карта?

Ответы детей.

3. Каким цветом обозначаются реки, моря и океаны на карте?

Ответы детей.

4. Что обозначается зелёным, белым, коричневым и жёлтым цветом? Ответы детей.

5. Какой формы наша планета? 

Ответы детей.

Отлично, печать сорвана! Итак, это карта страны «Колокольчик». Здесь красным крестиком обозначено место, где находится клад. Давайте его найдём.

Ищут клад.

Раздача сладостей.

Итог.

- Вам понравилось начало нашего путешествия? Что понравилось больше? Ответы детей.

И мне понравилось с вами играть и готовиться к путешествию. В следующий раз мы узнаем ещё много интересного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_samoanaliz.docx16.49 КБ
Файл globus_i_karta.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

Тема: Помощники путешествия: глобус и карта.

Цель: продолжать знакомство детей с целостной картиной мира, пополнив их знания понятиями «глобус» и «карта».

На занятии решались следующие задачи: познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; раскрыть смысл понятия «карта» - развёрнутого изображения поверхности земли на плоскости бумаги, её назначение; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному; побуждать детей к соблюдению правильной осанки; оптимизация функционального состояния организма по средствам проведения физкультминутки «Это тоже я могу», игры «Море волнуется»; обогащать словарный запас воспитанников, развитие речи (обращать внимание воспитанников, что ответ должен быть развёрнутым, полным); воспитывать интерес к занятию, любовь к путешествиям, любовь к Родине, бережное отношение к природе, уверенности в своих силах.

Возрастная группа: старшая группа

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская,  конструктивная.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие.

При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН:проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников).

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:

- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии.

- Создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

- Разнообразие видов детской деятельности.

- Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный материал.

В занятии можно выделить части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть (2 минуты) образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

В основной части (15 минут) дети отправляются в дальние путешествия. Они с интересом разбирали каждый случай поведения на дороге.     ….была проведена физминутка «это тоже я могу»,игра «лес, гора, пустыня». Во время путешествия  был использован сюрпризный момент. Дети с удовольствием искали клад с помощью карты.  Итогом занятия была изобразительная  работа, где дети лепили из пластилина макет глобуса.

Заключительная часть (3 минуты) образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации.

Во время всего занятия дети были эмоциональны, доброжелательны, внимательны.

Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий, детского творчества.

Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.

Во время всей образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.

На занятии были использованы следующие методы и приемы:

Наглядный метод: показ и рассматривание иллюстраций.

Словесный метод: вопросы детям

Словесные приемы: рассказ, пояснение, объяснение как искать клад.

Игровой метод: создание игровой ситуации – «Это тоже я могу»,  игра «лес, гора, пустыня».

Практический метод: ситуативная игра – разговор, лепка.

На занятии были применены следующие технологии:

Педагогические технологии: игровые (создание игровой ситуации, дидактические игры).

Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности, физминутки.

ИКТ: музыкальное сопровождение.

ТРИЗ: теория решения изобретательных задач.

В ходе всего занятия, осуществлялся дифференцированный подход к детям. Общение с детьми проходило эмоционально, на протяжении всего занятия мы были партнерами. Разнообразие оборудования и материала, использованных на занятии позволили удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. Считаю, что с поставленной целью и заданиями дети успешно справились.



Предварительный просмотр:

Дата проведения: 12.12.2018г.

Место проведения: зал 

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

Цель: продолжать знакомство детей с целостной картиной мира, пополнив их знания понятиями «глобус» и «карта».

Задачи:

  • познакомить детей с глобусом – моделью земного шара;
  • раскрыть смысл понятия «карта» - развёрнутого изображения поверхности земли на плоскости бумаги, её назначение;
  • дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному;
  • побуждать детей к соблюдению правильной осанки;
  • оптимизация функционального состояния организма по средствам проведения физкультминутки «Это тоже я могу», игра «лес, гора, пустыня»;
  • обогащать словарный запас воспитанников, развитие речи (обращать внимание воспитанников, что ответ должен быть развёрнутым, полным);
  • воспитывать интерес к занятию, любовь к путешествиям, любовь к Родине, бережное отношение к природе, уверенности в своих силах.

Предварительная работа: выполнение звёздного неба, муляжа костра, брёвен. Распечатка материалов к занятию. Подборка музыкальных отрывков, видео фрагмента «Планета Земля». Просмотр конспектов аналогичных занятий.

Материалы к занятию: Для воспитателя: Рюкзак, искусственные костёр и брёвна, глобус, детская карта мира, «звёздное небо». Фото с изображением планет Марс, Юпитер. Видео фрагмент «Планета Земля», карта пиратского клада формат А3, сундук с «сокровищами» (конфеты), флажки Тыва и России для обозначения на карте Мира.

Словарная работа: глобус, модель, карта, суша.

Использованные аудио, видеоматериалы, репродукции:

- Аудио: звуки леса, медленная композиция Laura Shigihara – «Zen Garden» из игры «Plants Vs Zombie», фонограмма (минус) песни «Дрын-дрын» ипс. Филипп Киркоров, звуки моря, видеофрагмент планета земля.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок!

Воспитатель: Ребята, сегодня среда,  (день недели), а значит пришла пора поговорить о путешествиях. У меня за спиной рюкзак и я приглашаю вас к началу нашего пути.

Читают вместе стих.Выполняют движения, повторяя за воспитателем.

Путешествовать мы любим

Это значит – погулять.

Побродить по всей планете!

Всё на свете разузнать!

- С давних времён люди любили отправляться в дальние путешествия. Но в пути их могла застать ночь. Вот и у нас наступила ночь…

Звучит композиция Laura Shigihara – «Zen Garden» из игры «Plants Vs Zombie»

- Смотрите, там горит огонёк! Давайте пройдём к костру.

Дети рассаживаются вокруг искусственного костра.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Хорошо в походе ночью у костра: тепло, светло, над головой звёздное небо. Обращает внимание детей на имитацию звёздного неба на потолке. Как много звёзд, какие они разные. На самом деле это далеко, далеко, далеко от нас в тёмном космосе летают планеты. Мы с вами знаем, что чем дальше от нас объект, тем ….

Ответ детей: меньше.

- Представьте как от нас далеко огромные планеты, что кажутся маленькими светящимися точками. Например, найдите жёлтую звёздочку.

Дети ищут.

- на самом деле это (показывает фото) Планета Сатурн, известная вам по мультфильму «Маленькие Энштейны». Найдите красную звёздочку.

Дети ищут.

- Это (показ фото) Планета Марс. Они огромны, их форма напоминает шар. А вот так выглядит наша планета Земля! Показ видео фрагмента. И она тоже имеет форму шара. Но давным-давно люди думали, что земля плоская как тарелка. Стоит на трёх слонах, а они стоят на большой черепахе… И мечтали дойти до края земли. Показ фото. Но потом путешественники обратили внимание, что если идти вперёд, то никакого края земли нет, а вернёшься туда откуда пришёл. Значит Земля не плоская, а имеет форму шара. Свои знания путешественники передавали другим, то есть учи их. И, чтобы другим было понятно, придумали модель Земли – ГЛОБУС. Вы знаете, что такое модель. Например, есть большие машины, а есть маленькие модели машин. МОДЕЛЬ – это маленькая копия большого объекта. Глобус – это маленькая копия, модель планеты Земля.

Демонстрация глобуса.

- Ребята, какого цвета на нашей планете больше?

Ответ детей: синего.

- Как вы думаете, что это?

Ответ детей: моря, океаны, озёра. Ответы детей корректируются при необходимости, обращается внимание воспитанников на то, что ответ должен быть полным (развёрнутым).

- Какие ещё цвета есть на глобусе?

Обсуждение цветов и их значения на глобусе. Ответы детей корректируются по мере необходимости. Воспитатель обращает внимание на то, что ответ нужно давать полный.

- Теперь у нас есть глобус, и мы можем отправляться в путешествие. Дети, мы можем так просто уйти и бросить костёр?

Ответы детей: нет, он разгорится и загорится лес и т.п.

- Что же нам делать?

Ответы детей: залить его водой.

- Правильно (воспитатель заливает костёр струящейся из ведёрка тканью голубого цвета) Теперь можно ехать! Но на чём? Давайте поиграем!

Игра «Море волнуется». Проводится под муз. сопровождение (фонограмма (минус) песни «Дрын-дрын» ипс. Филипп Киркоров )

Воспитатель предлагает детям замереть в позе, а затем продемонстрировать на каком транспорте они отправились в путь. Наводит детей на мысль, что путешествовать с глобусом неудобно:

- Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их в путешествие неудобно. Для этого есть КАРТА – плоское изображение нашей планеты. Обратите внимание, это та же поверхность нашей планеты земля, только нарисованная на плоском листе. Карты бывают разные. У нас карта детская с изображением зверей и рыб, обитающих в той местности, где они нарисованы. На картах для взрослых вы такого не найдёте. А ещё обозначены города. Мы можем найти, где Мы живём. Дети, как называется наша страна?

Ответ детей: Россия.

- Верно. Она занимает вот эту территорию. (показывает указкой  на карте территорию России). А в каком республике мы живём?

Ответ детей: Тыва.

- Да. Вот он. Сейчас Лопсан, поможет мне обозначить на карте нашу республику флагом нашей республики.

воспитанник(ца) обозначает флажком на карте мира

-А как называется столица нашей Родины?

Ответ детей: Москва.

- Вот она!

воспитанник(ца) обозначает флажком-мини-копией флага Российской федерации место нахождения его города на карте мира

Как она далеко от нас!

«Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек»

На нашей карте, как и на Глобусе, есть те же океаны, моря, реки, суша, то есть сухая поверхность, пустыни, горы и равнины. Вы запомнили, какой цвет используется на картах и глобусах и для чего?

Ответ детей: Да

Давайте ребята играем сейчас игру  «Лес, горы, пустыни»

На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных, (использовать запись «Тропический лес»)

- сейчас мы это проверим. Пройдите за свои столы.

Практическая работа.

Дети будет лепить из пластилина макет глобуса. Работа воспитанников корректируется по мере необходимости, обращается внимание на осанку, полные ответы детей, аккуратность выполнения работы.

Физкультминутка «Это тоже я могу».

Кто скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Вправо – влево разведу 
(Это тоже я могу).
И как птица полечу,
Головою заверчу.
А потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу.

Если надо – побегу!

Всё на свете я могу!

Закрепление полученных знаний.

- Дети. Мой рюкзак не простой! Он мне достался от прадедушки – старого конфетного пирата. В рюкзаке есть карта сокровищ! Но на ней печать. Её можно сломать только, если ответить правильно на все вопросы.

1. Что такое глобус?

Ответы детей.

2. Что такое карта?

Ответы детей.

3. Каким цветом обозначаются реки, моря и океаны на карте?

Ответы детей.

4. Что обозначается зелёным, белым, коричневым и жёлтым цветом? Ответы детей.

5. Какой формы наша планета? 

Ответы детей.

Отлично, печать сорвана! Итак, это карта страны «Колокольчик». Здесь красным крестиком обозначено место, где находится клад. Давайте его найдём.

Ищут клад.

Раздача сладостей.

Итог.

- Вам понравилось начало нашего путешествия? Что понравилось больше? Ответы детей.

И мне понравилось с вами играть и готовиться к путешествию. В следующий раз мы узнаем ещё много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...