Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
статья по окружающему миру (младшая группа)

Головчиц Ольга Юрьевна

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

     Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. 

 С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой эти предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность и являются объектом наблюдений   

  Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и само выражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «я хочу», «я не буду» и т.д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества. Взрослые это хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно с помощью языка-важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом, зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира. Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. Поэтому некоторые формы работы нужно проводить на улице. Это могут быть наблюдения за живым объектом, игровые задания, экскурсии на природе. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи с живой и неживой природой.                      

В моей работе больше нравится метод исследовательской деятельностью, который помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия!

            Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

            Например: зелёный цвет-трава, листья, желтый-солнце, одуванчики, синий-небо, колокольчики, красный-жучки, тюльпаны и все другое разноцветье.

Дети младшего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать.

Например, в дидактической игре «Волшебные мешочки» дети быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А, если положить в мешочек что-то новое, незнакомое, - они его тщательно изучают, исследуют прежде, чем назвать и сделать свои выводы (если это огурец-он гладкий, овальный, с бугорками, а если помидор-он круглый и гладкий). Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а моя задача-как воспитателя, помочь им в этом. Так, вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски она становится цветной. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет. Сухой песок сыплется, а мокрый - нет.

В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

В своей работе я активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком.

Приведу примеры некоторых из них.

Экспериментирование «Вода прозрачная»

Цель: дать представление о том, что вода прозрачная, развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.

Содержание: Дети берут камешек, ракушки и опускают предметы в воду, осторожно, не разбрызгивая. Они видят, что сквозь воду видно их предмет и понимают, что вода прозрачна.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».

Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.

Игра «Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Игра «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание: для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

Также использую различные покупные игрушки и игрушки-самоделки.

Игра-не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом не ощупь, затем по описанию, и наконец по ответам на поставленные вопросы к загадке.

При ознакомлении в окружающим особое место отводится компьютерным технологиям и нетрадиционным методам в продуктивной деятельности (ИЗО, художественный труд).

При знакомстве с социальным окружением используются следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В подготовительной к школе группе мы продолжаем знакомиться с такими темами: «Моя семья», «Моя улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», « Моя страна-Россия», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем.

Так же процесс изучения мира тесно связан с чувствительным восприятием ребёнка, что обогащает чувственный опыт, удовлетворяет потребность в сенсорных знаниях. Например, какие звуки запахи сейчас пропали, а летом мы их слышали, чувствовали? Или первый подснежник выглядывал из-под снега, что он видел? Дети начинают творить, размышлять, фантазировать.

Познавательна деятельность должна опираться на технологии развивающего обучения. Организуя занятия, я опираюсь на взаимодействие с детьми, создаю позитивный эмоциональный фон, поэтому мои методы и приемы доступны и просты. И как сказал В.А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка через основной вид деятельности -игру, экспериментирование я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать человеком.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Головчиц О.Ю.

                                                                                    Воспитатель 2 младшей группы  

                                                                            ГБДОУ детского сада №31      

                                                                             Красногвардейского района

                                                                 г. Санкт-Петербурга  

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. 

 С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой эти предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность и являются объектом наблюдений   

  Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и само выражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «я хочу», «я не буду» и т.д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества. Взрослые это хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно с помощью языка-важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом, зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира. Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. Поэтому некоторые формы работы нужно проводить на улице. Это могут быть наблюдения за живым объектом, игровые задания, экскурсии на природе. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи с живой и неживой природой.                 

В моей работе больше нравится метод исследовательской деятельностью, который помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия!

        Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

         Например: зелёный цвет-трава, листья, желтый-солнце, одуванчики, синий-небо, колокольчики, красный-жучки, тюльпаны и все другое разноцветье.

Дети младшего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать.

Например, в дидактической игре «Волшебные мешочки» дети быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А, если положить в мешочек что-то новое, незнакомое, - они его тщательно изучают, исследуют прежде, чем назвать и сделать свои выводы (если это огурец-он гладкий, овальный, с бугорками, а если помидор-он круглый и гладкий). Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а моя задача-как воспитателя, помочь им в этом. Так, вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски она становится цветной. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет. Сухой песок сыплется, а мокрый - нет.

В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

В своей работе я активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком.

Приведу примеры некоторых из них.

Экспериментирование «Вода прозрачная»

Цель: дать представление о том, что вода прозрачная, развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.

Содержание: Дети берут камешек, ракушки и опускают предметы в воду, осторожно, не разбрызгивая. Они видят, что сквозь воду видно их предмет и понимают, что вода прозрачна.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».

Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.

Игра «Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Игра «Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание: для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

Также использую различные покупные игрушки и игрушки-самоделки.

Игра-не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом не ощупь, затем по описанию, и наконец по ответам на поставленные вопросы к загадке.

При ознакомлении в окружающим особое место отводится компьютерным технологиям и нетрадиционным методам в продуктивной деятельности (ИЗО, художественный труд).

При знакомстве с социальным окружением используются следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В подготовительной к школе группе мы продолжаем знакомиться с такими темами: «Моя семья», «Моя улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», « Моя страна-Россия», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем.

Так же процесс изучения мира тесно связан с чувствительным восприятием ребёнка, что обогащает чувственный опыт, удовлетворяет потребность в сенсорных знаниях. Например, какие звуки запахи сейчас пропали, а летом мы их слышали, чувствовали? Или первый подснежник выглядывал из-под снега, что он видел? Дети начинают творить, размышлять, фантазировать.

Познавательна деятельность должна опираться на технологии развивающего обучения. Организуя занятия, я опираюсь на взаимодействие с детьми, создаю позитивный эмоциональный фон, поэтому мои методы и приемы доступны и просты. И как сказал В.А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка через основной вид деятельности -игру, экспериментирование я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.

Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОСМир так многообразен!И всё что окружает нас: и небо, и земля, прекрасный мир р...

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»

Реферат «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире»...