Проект "Кормушка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Фоменкова Татьяна Александровна
Проект "Кормушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kormushka.docx933.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема: «КОРМУШКА»

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна на современном этапе. Период дошкольного детства – это период формирования начал экологической культуры. Поэтому в этот возрастной период очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимний период – это время интересных праздников, веселых прогулок на улице. Однако для птиц – это время суровых испытаний. В холода у зимующих птиц возникают проблемы с питанием. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Часто естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы зимой погибают.

Знакомство детей с зимующими птицами, их видами, особенностями обитания и питания – помогает научить их заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.

Цель: расширить и обогатить знания о зимующих птицах, способах оказания помощи птицам в зимнее время.

Задачи проекта:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

2. Развивать речь, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание оказывать им помощь в трудных зимних условиях.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Статус проекта: законченный.

Методы проекта:

1) словесный:

– чтение художественной литературы,

– составление описательных рассказов и пересказов прочитанного;

2) наглядный:

– выставка творческих работ;

– рассматривание иллюстраций;

3) практический:

– изготовление кормушек и наблюдение за прилетом птиц к кормушкам;

– продукты творческой деятельности;

4) игровой:

– подвижные игры на прогулке.

Продукт проекта: выставка кормушек.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Срок исполнения проекта: с 3 декабря 2018 года по 22 марта 2019 года.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора о зимующих птицах.

2. Развитие речи и мелкой моторики дошкольников.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Кормушка».

I этап

Предпроектная подготовка:

– подбор методической, познавательной и художественной литературы;

– подбор иллюстраций;

– задание для родителей – изготовление совместно с детьми кормушек для зимующих птиц.

II этап

Подготовка проекта

Перед началом проектной деятельности было проведено анкетирование родителей «Наша помощь птицам зимой» и беседа с детьми «Что я знаю о зимующих птицах».

1. Анкетирование родителей:

– Рассказываете ли Вы своему ребенку о жизни птиц (в т.ч. зимующих)?

– Читаете ли Вы книги о птицах?

– Смотрите ли Вы с ребенком телепередачи о жизни птиц?

Результаты анкетирования родителей показали, что:

– 20% родителей во время прогулок рассказывают детям о птицах, 80% – не беседуют на подобные темы;

– 20% родителей читают своим детям книги о домашних и диких птицах, 70% – читают только о домашних птицах, 10% – не читают о птицах;

– никто из родителей не дал положительного ответа на последний вопрос.

2. Беседа с детьми «Что я знаю о зимующих птицах» дала следующие результаты:

– 55% детей знают два-три названия зимующих птиц, 35% – знают только одну зимующую птицу, 10% – не помнят названия зимующих птиц;

– 10% детей имеют неполное представление о питании зимующих птиц в естественной среде, 90% – не помнят, либо говорят о подкормке птиц людьми;

– 10% детей изготавливают каждый год вместе с родителями кормушки для птиц, 40% – не принимают участия в изготовлении кормушки (только родители), 50% – вообще не делают кормушки.

Результаты проведенных диагностических исследований отражены в диаграммах 1,2.

Диаграмма 1

Результаты анкетирования родителей

Диаграмма 2

Результаты беседы с детьми

После проведенного диагностического исследования была намечена работа по двум направлениям:

– работа с детьми (составление перспективного плана мероприятий);

– работа с родителями.

3 этап

Реализация проекта

В ходе реализации проекта были использованы следующие виды детской деятельности:

Игровая деятельность

Подвижные игры на прогулке.

Изобразительная деятельность

– рисование «Дятел», «Снегири на ветке»;

– лепка «Летим к кормушке!»;

– аппликация «Птицы у кормушки».

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц.

Коммуникативная деятельность

– пересказ прочитанных произведений;

– разучивание стихотворений о зимующих птицах.

Формы и методы работы с родителями

– беседа с родителями о поддержании интереса у детей к окружающему миру (в т.ч. к зимующим птицам);

– привлечение родителей к совместной работе с детьми над изготовлением кормушки для зимующих птиц.

4 этап

Презентация проекта

Выставка кормушек.

Заключение

В завершении проекта была проведена повторная диагностика.

Результаты повторного анкетирования родителей показали, что:

– 70% родителей во время прогулок рассказывают детям о птицах, 20% – изредка беседуют, 10% – не беседуют на подобные темы;

– 50% родителей читают своим детям книги о диких птицах, 50% –читают только о домашних птицах;

– 50% родителей с детьми смотрят телепередачи о птицах, 30% – дети смотрят самостоятельно, 20% – говорят об отсутствии интереса у детей к подобным телепередачам.

2. Беседа с детьми «Что я знаю о зимующих птицах» дала следующие результаты:

– 75% детей знают два-три названия зимующих птиц, 25% – знают только одну зимующую птицу;

– 70% детей хорошо осведомлены о корме птиц в зимнее время, 20% –имеют неполное представление о питании зимующих птиц в естественной среде, 10% – не помнят, либо говорят о подкормке птиц людьми;

– 60% детей изготавливают каждый год вместе с родителями кормушки для птиц, 40% – не принимают участия в изготовлении кормушки (только родители).

Результаты повторных диагностических исследований отражены в диаграммах 3,4.

Диаграмма 3

Результаты анкетирования родителей


Диаграмма 4

Результаты беседы с детьми

По диаграммам можно наблюдать положительную динамику в познавательном развитии дошкольников и активном участии их родителей в плане приобщения детей к окружающему миру, к наблюдению за зимующими птицами и оказания им помощи в виде кормушек и подкормки. Родители стали чаще читать книги своим детям о диких птицах. Дети чаще стали смотреть телепередачи о диких птицах, в том числе зимующих птицах.

Проект оказался интересным для всех его участников. Создание кормушек и заготовки кормов для птиц создало атмосферу единения между детьми, родителями и воспитателями.

Литература:

I. Нормативно-правовая документация.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституция Республики Башкортостан.

3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закон РБ «Об образовании».

5. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Нормативные акты Российской Федерации, Республики Башкортостан.

8. Устав и локальные акты ДОУ.

II. Основная литература.

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 160 с.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
  6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
  7.  Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 150 с.
  8.  От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.          Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

III. Интернет-ресурсы.

  1. Свободная энциклопедия – Википедия: https://ru.wikipedia.org
  2. «О детстве» – интернет-журнал для детей, родителей и педагогов: http://www.liveinternet.ru

3. Педагогический сайт для воспитателей: http://www.maam.ru/


                                                                                    Приложение 1

Сроки

Мероприятия

Декабрь

1 неделя

1. Диагностическое исследование родителей.

2. Диагностическое исследование детей.

Декабрь

2 неделя

1. Консультация для родителей «Помогите птицам!».

2. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Декабрь

3 неделя

1. НОД образовательной области «Речевое развитие» «Зимующие птицы».

2. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Декабрь

4 неделя

1. НОД образовательной области «Речевое развитие» В.Бианки «Кузя двухвостый».

2. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Январь

3 неделя

1. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

2. НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Дятел».

Январь

4 неделя

1. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Февраль

1 неделя

1. НОД образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) «Летим к кормушке!» (способом пластилинографии).

2. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Февраль

2 неделя

1. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Февраль

3 неделя

1. НОД образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Снегири на ветке» (способом тычка).

2. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Февраль

4 неделя

1. Наблюдения за птицами, подвижные игры на прогулке.

Март

1 неделя

1. НОД образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»  (аппликация) «Птицы у кормушки» (способ обрывания).

2. Выставка продуктов творческой деятельности.

Март

2 неделя

1. Повторное диагностическое исследование родителей.

2. Повторное диагностическое исследование детей.

Март

3 неделя

1. Выставка кормушек.


Приложение 2

КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе.

Тема: «Зимующие птицы».

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающее слово «птицы».
  2.  Развивать навыки словообразования, координацию речи с движением.
  3. Воспитывать интерес к зимующим птицам.

Оборудование: предметные картинки, мяч.

Речевой материал: зимующие, синица, снегирь, воробей, голубь, ворона, дятел, сорока, клест, голова, туловище, крылья, лапки, клюв, перья, глаза, хвост, белобокая, красногрудый, желтогрудая, короткоклювый, драчливый, шустрый, ленивый и т. д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог показывает картинки с изображением птиц и называет их.

– Как можно назвать их одним словом?

– Где живут эти птицы?

– Чем питаются?

2. Игра «Один – много»

– Ребята, сейчас поиграем в игру. Я называю одну птицу, а вы должны  назвать их много. Воробей … (воробьи), снегирь … (снегири), дятел … (дятлы), синица … (синицы), голубь … (голуби), сорока … (сороки), клест … (клесты).

3. Игра «Веселый счет»

Давайте встанем в круг, будем по кругу передавать мяч и пересчитывать до пяти птиц, которых я вам назову. Начали. Синица (одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц), голубь (один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей), ворона (одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон), дятел (один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов), снегирь (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

4. Игра «Кто как голос подает?»

– Я задаю вопрос, а вы отвечаете. Как кричит ворона? (каркает)

Как подает голос сорока? (стрекочет)

Как кричит  воробей? (чирикает)

– Как подает голос голубь? (воркует)

5. Физкультминутка «Дятел»

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

6. Игра  »Подбери признак».

– Ребята, дайте описание каждой птице. Воробей какой? (шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, удалой, коричневый, маленький)

– Голубь какой? (сизый, голубоватый, дружелюбный, смелый)

 – Ворона какая? (серая, большая, драчливая, смелая, крикливая, боевая, шумная)

 – Снегирь какой? (красногрудый, маленький, боязливый, шустрый)

 – Синица какая? (желтогрудая, маленькая, смелая, шустрая)

7. Беседа о строении птиц.

– Назовите части тела птиц. (голова, туловище, хвост, две лапки, клюв)

 Чем покрыто тело птиц? ( перьями)

– Чем перья помогают птицам? (помогают сохранить тепло)

8. Игра «Назови ласково».

– Разделимся на две команды. Поочередно одна команда называет птицу, а другая называет эту птицу ласково. Начали.

(воробей – воробышек, воробьишко, синица – синичка, галка – галочка, голубь – голубок, снегирь – снегирек, ворона – воронушка, ворон – воронок,)

9. Итог занятия.

– О чем мы сегодня говорили на занятии? Каких зимующих птиц вы запомнили? Понравилось вам занятие? А что понравилось больше всего? Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы!


КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Речевое развитие»

 в старшей группе.

Тема: В.Бианки «Кузя двухвостый».

Задачи:

1. Учить внимательно слушать сказку, определять жанр произведения, понимать средства выразительности.

2. Развивать образность речи.

3. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Чтение стихотворения

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири...

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери!

                                                     (Г. Ладонщиков)

– О ком сегодня мы будем говорить на занятии?

2. Чтение художественной литературы. В.Бианке «Кузя двухвостый».

3. Коммуникация. Беседа по вопросам.

– Это сказка или рассказ?

– Назовите название рассказа.

– Кто написал этот рассказ?

– О ком этот рассказ?

– Как звали птицу?

– Это зимующаяе птица или перелетная?

– Найдите ее на рисунках.

– Почему птицы называются зимующими?

– Назовите других зимующих птиц.

– Вам понравился этот рассказ? Чем он вам понравился?

4. Физкультминутка: 

На березу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)
И с кровати не встает (встать, развести руками в стороны).

5. Игра «Прилетели птицы».

– А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Игра называется «прилетели птицы». Я буду вам читать стихотворение, если что-то в стихотворении не так вы должны хлопнуть в ладоши, а затем объяснить в чем я ошиблась.

– Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, куницы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы.

– Все вы – молодцы!

6. Подведение итогов занятия.


КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе.

Тема: «Дятел».

Задачи:

  1. Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
  2. Развивать навыки изображения птиц.
  3. Воспитывать интерес к рисованию.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина «Зимующие птицы», лист белой бумаги, краски, карандаши, баночка с водой, кисточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Первым сядет тот, кто скажет, какое слово не подходит?

Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, софа, совушка, совет, совята, совиный.

Ворона, воронка, вороний, вороненок.

2. Работа по сюжетным картинкам.

– А сейчас посмотрите на картинки и ответьте на вопросы.

– Кто сидит на дереве? (на дереве сидят воробьи)

– Кто сидит на стволе дерева? (на стволе дерева сидят дятлы)

– Кто летит к кормушке? (к кормушке летят вороны)

– Кто сидит под кормушкой? (под кормушкой  сидят сороки)

– Кто сидит на кормушке? (на кормушке сидят синицы)

– Кто сидит рядом с деревом? (рядом с деревом сидят голуби)

– Молодцы ребята справились с этим заданием. А сейчас предлагаю посмотреть на картинки, и исправить ошибки. У вороны впереди хвост? (сзади)

– У воробья сзади клюв? (спереди)

– У совы вверху лапы? (внизу)

– У снегиря сбоку хвост? (сзади)

– Тело птиц покрыто шерстью? (перьями)

3. Физкультурная минутка.

Я по дереву стучу,                (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец

Червячка добыть хочу,         другой руки – клюв дятла, на каждую строчку

Хоть он скрылся под корой,        четыре удара пальца по ладони)

Все равно он будет мой.

4. Рисование дятла.

– Какую птичку можно встретить в лесу? (дятла)

– Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает? (чтобы червяка поймать)

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков. Сейчас мы с вами будем рисовать дятла.

(непосредственное рисование)

5. Итог занятия.

– Ребята, о чем мы сегодня говорили? Кого мы рисовали? Что вам больше всего понравилось? Из ваших рисунков сделаем в группе выставку.


КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) в старшей группе.

Тема: «Летим к кормушке!»

Задачи:

1. Расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).

2. Развивать навыки техники пластилинографии (отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, выкладывать  их по контуру).

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: разрезные картинки птиц; нарисованная кормушка на ватмане; шаблоны птиц, пластилин, дощечка, стека, салфетка на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем в игру «Улетает – не улетает».  (называть птицу, а дети отвечают, улетает она на зиму или нет).

2. Работа с разрезными картинками.

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь, ласточка, синица, воробей, скворец, ворона, грач).

 Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разрезаны. Выберите картинки и соберите их. Что у вас получилось? (птицы).
 Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали? (ответы детей)

– Как называются птицы, которые улетают на зиму? (перелётные).

– Как называются птицы, которые не улетают? (зимующие).

– Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Вспомним, чем они питаются.

  1. Отгадывание загадок.

1) Кличет маленьких детей,

Скачет, скачет … (воробей).

– Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

2) Высоко на кроне клена

Спеть готовилась … (ворона).

– Ворона – важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности,  питаются очистками и остатками пищи.

3) Пусть горят, как фонари
Чудо-птички … (снегири).

– Снегирь – самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах калины, обрывая ягоды и расклевывая семена. Посмотрите, какой  у него толстый, прочный и короткий клюв. Чтобы было удобно расклевывать семена и доставать зернышки.

4) Прилетит с утра к кормушке
 Всех разбудит погремушка.
 А сама-то невеличка
 И зовут её … (синичка).

 Синичка – это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму. А какое у них любимое лакомство? (сало несоленое)

5) Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

– Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. - И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)

5. Физкультминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. - И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
6. Лепка кормушки техникой пластилинографии.

– Обратите внимание, перед вами стоит мольберт, на нем лист ватмана на котором изображена кормушка. Давайте мы с вами «пригласим» зимующих птиц на нашу кормушку. У каждого из вас лежат шаблоны птиц из картона: синичка, снегирь, ворона, воробей. Давайте их раскрасим с помощью пластилина. Будем раскатывать жгутики и выкладывать их по шаблону птиц, а потом поселим птиц на кормушке. (дети выполняют задание, после того как задание будет выполнено, воспитатель вместе с ребятами распределяет  птиц на кормушке)

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать, одним словом? (Зимующие)

7. Итог занятия.

– Что вам понравилось сегодня делать больше всего? О чем мы сегодня говорили? Почему же птицы прилетают к нам? А как мы можем помочь птицам зимой?


КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе.

Тема: «Снегири на ветке».

Задачи:

1. Учить рисовать снегирей, сидящих на ветках, закреплять прием рисования жесткой кистью – тычком и правила композиции.

2. Развивать навыки рисования простым карандашом, мелкую моторику и творчество детей;

3. Воспитывать интерес к зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: дерево с кормушкой, силуэты птиц: воробей, голубь, синица, снегирь, ворона, сорока, простые карандаши, гуашь, кисти (жёсткая и мягкая №3), ватные палочки, тонированные листы А4.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Что за ствол среди берез

Под открытым небом.

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

                                      (кормушка)

– Для чего нужна кормушка? Почему нужно подкармливать птиц зимой?

(воспитатель обращает внимание на  дерево с кормушкой, и читает стихотворение)

2. Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая»

(по ходу чтения выставляет силуэты птиц на кормушку)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

3. Беседа

– Какие птицы прилетели на нашу кормушку? Чем можно угостить голубя, снегиря, воробья, синицу? Как называют этих птиц? Почему? Какая из этих птиц прилетает в наши края только зимой? Как узнать снегиря из множества птиц? Сегодня мы нарисуем снегирей, сидящих на ветках.

4. Объяснение и показ рисования простым карандашом

– Посмотрите внимательно как нужно рисовать снегиря. Туловище – широкий овал с небольшим наклоном, голова – круг, хвост – треугольник, крыло – дуга от головы к хвосту. (самостоятельная работа детей простым карандашом)

5. Физкультминутка

Вот на ветках посмотри                      дети хлопают ладонями по бокам

В красных майках снегири                 кивают головой

Распустили пёрышки

Греются на солнышке                         трясут кистями рук

Головой вертят                                    повороты головы вправо-влево

Улететь хотят                                       взмах руками.

6. Объяснение и показ кистью

– Рисуем тычком жесткой кистью – туловище, голову птицы, веточку на которой сидят птицы, снег, лежащий на ветках; мягкой кистью – клюв птицы, пальцы птицы, зрачок глаза; ватной палочкой – глаз птицы, падающий снег.

(выполнение  работы гуашью, воспитатель следит за тем, чтобы дети: правильно пользовались кистью, рисуя тычком, соблюдали последовательность в закрашивании, использовали ватную палочку, рисуя снег и глаза птиц; не путали  приемы рисования жесткой и мягкой кистью).

7. Итог занятия.

– Каких птиц вы сегодня научились рисовать? Нужно ли подкармливать птиц зимой? Покормите птиц зимой, и они весной споют для вас.


КОНСПЕКТ НОД

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) в старшей группе.

Тема: «Птицы у кормушки».

Задачи:

  1. Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, учить  отрывать и наклеивать маленькие кусочки бумаги по контуру птицы.
  2. Развивать умения и навыки методом обрывания.
  3. Воспитывать любовь к птицам.

Оборудование: изображение окошка, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит запись «Голоса птиц».

– Ребята определите, кому  принадлежат голоса? (воробью, синичке, голубю, вороне, сороке)

2. Отгадывание загадок.

1) Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Все  равно он будет мой.       ( Дятел)

2) Птичка – невеличка

Ножки имеет

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

получается прыжок.  (Воробей)

3) В теплый край не улетает,

На морозе распевает,

Эти птички – невелички

Называются …(синички)

4) Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

известная персона,

Кто она…. ( ворона)

3. Беседа.

– Какие это птицы? Почему они называются зимующими? Чем птицы питаются  зимой? Что для  птиц страшнее  зимой  холод  или  голод? Кто может помочь птицам? Какие птицы к нашим кормушкам  прилетают?

4. Физкультминутка «Птички»

Птицы к дому подлетели

На кормушку птички сели

Стали зернышки клевать,

И головками кивать.

5. Выполнение аппликации.

– Я  предлагаю вам сегодня изобразить с помощью аппликации птиц. Давайте  попробуем  изобразить их из маленьких  кусочков бумаги, выполним аппликацию с помощью обрывания.

– Наклеиваем перышки птицам,  чтобы они не замерзли, а потом покормим. Назовите части тела птиц. С чего мы начнем свою работу? Как будем наклеивать?

6. Итог занятия.

– Ребята чем мы сегодня занимались? Какие птицы к вам прилетели на окошко? Чем вы покормили птиц? Чья птица вам понравилась больше всего?


Приложение 3


Консультация для родителей

«Помогите птицам зимой».

В холодное время года зимующим птицам очень трудно добывать себе пищу. Природный корм исчезает, но потребность в нем возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых – прививать детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир. Надеюсь, что вы выберете подходящий вариант и сделаете кормушку для птиц вместе с вашим ребенком. Ребенку любого возраста такое занятие будет полезно и интересно.

Об этом нужно помнить!

Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!

Мало корма находят птицы зимой, т.к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав 0 под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть. Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.

Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!

Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!

Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно помнить несколько основных правил:

1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залетать в кормушку.

2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.

4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.

5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть наша кормушка.

Запомните несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

ВИДЫ КОРМУШЕК

kormushki

Приложение 4

\

         Виталий Бианки

Кузя двухвостый

Сергейке очень хотелось поймать какую-нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые.

Клетка у Сергейки была, а западню ему дали товарищи. На три дня дали. И в первый же День Сергейке попался в западню кузя.

Сергейка принёс его домой и стал пересаживать из западни в клетку. Но Кузя так бился, дрался и клевался, что Сергейка ненарочно выдрал у него несколько перьев из хвоста. И стал кузя двухвостый: сзади по бокам торчат перья вилочкой, а посередине ничего нет.

Сергейка подумал: «Куда мне двухвостого! Мальчишки засмеют, скажут: «общипанный, в суп его надо».

И решил Кузю выпустить и наловить других птиц. Два дня ещё оставалось у него.

А Кузя прыгает себе с жёрдочки на жёрдочку, перевёртывается вниз головой, как обезьяна, и долбит своим крепким клювиком зёрна. Солнце в комнату заглянет, он запоёт:

– Зин-зи-вер, зин-зи-веррр! – так весело, звонко. Будто никогда и на воле не был, всегда жил в клетке.

Сергейка стал его выгонять из клетки, – Кузя как крикнет:

– Пинь-пинь-черрр! – как зашипит на него!

Пришлось выставить клетку в окно и открыть дверцу. Улетел кузя. Сергейка опять западню поставил.

Утром приходит и ещё издали видит: захлопнута западня, кто-то попался. Подошёл, а в западне кузя сидит. Да не какой-нибудь, а тот самый: двухвостый!

– Кузенька! – взмолился Сергейка. – Ты же мешаешь других птиц ловить. Один только день и остался мне ловить их.

Он взял западню с кузей и пошёл прочь от дома. Шёл-шёл, пришёл в середину леса и там выпустил кузю. Кузя крикнул:

– Пинь-пинь-черрр! – и скрылся в чаще.

Сергейка вернулся домой и опять поставил западню.

На другой день приходит, – опять кузя двухвостый б западне!

– Пинь-пинь-черрр!

Чуть не расплакался Сергейка. Выгнал кузю И отнёс западню хозяевам.

Прошло несколько дней, Сергейка скучал и уже стал думать: «Зачем я кузю выгнал? Хотя и двухвостый, а какой весёлый».

Вдруг за окном:

– Пинь-пинь-черррр!

Сергейка открыл окно, и кузя сейчас же влетел в избу. Прилепился к потолку, перелетел на стену, увидал таракашку, тюкнул его носом и съел.

И стал кузя жить в избе у Сергейки. Захочет, – в клетку залетит, зёрнышек поклюёт, выкупается в ванночке и опять вылетит: Сергейка клетку не закрывал, Захочет, – по всей избе летает, тараканов ищет.

Склевал всех тараканов, крикнул «пинь-пинь-черрр!» и улетел.


Виталий Бианки

Про одного мальчика

Дробинка

Отец подарил мальчику маленькое дробовое ружьё. Мальчик устроил себе на берегу пруда шалашик и стал ждать уток.

Наконец прилетели два чирка. Селезень был очень красив: весь пёстрый и на ржавой голове две ярко-зелёные полосы. А уточка была серенькая, скромная, только на крыльях у неё блестели зелёные пёрышки.

Когда чирки подплыли к шалашу, мальчик выстрелил. И случилось так, что целился он в красивого селезня, а попал в уточку.

Тогда селезень взвился в небо, дал в воздухе один круг, другой круг, потом вдруг сложил крылья – и камнем полетел вниз. Он упал на берег и, конечно, разбился насмерть.

Мальчик подумал: «Ах, зачем я убил уточку! Вот и селезень не захотел жить без неё».

Мальчик прибежал домой в слезах и стал рассказывать отцу, как он попал в уточку и как селезень тогда нарочно взвился в облака и оттуда камнем упал на землю.

А отец хорошенько рассмотрел птиц и показал мальчику, что у селезня в голове маленькая ранка.

Значит, селезень не потому упал, что не хотел без подруги жить, а оттого, что ему в голову тоже попала одна дробинка, – смертельная.

Птичья песенка

Через год этот мальчик научился хорошо стрелять из своего ружья. Попадал в птиц даже на лету.

Один раз он шёл лесной просекой. Снег только ещё начинал таять. Только что прилетели стайки зябликов.

Зяблики прыгали по голым ветвям деревьев, слетали на проталинки – поискать себе еду. Все они были, как на подбор, красавцы: краснощёкие, лиловогрудые, с белыми перевязками на крылышках.

Мальчик знал, что это были самцы: зябличихи прилетят позже, через несколько дней. Зяблики не пели.

«Не время ещё им петь, – думал мальчик. – Пока не прилетят зябличихи, не услышишь их песен».

Вдруг что-то серое мелькнуло сбоку между деревьями и упало на проталину.

Как ветром сдуло зябликов с просеки. С тревожным пиньканьем и рюмканьем они скрылись в лесу.

А с проталины перед мальчиком взлетел небольшой серый ястреб. В когтях у него был зяблик.

Пока мальчик снимал с плеча ружьё, ястреб повернул и полетел вдоль просеки. Теперь мальчик видел только его спину. И выстрелил в неё.

На миг ястреб остановился в воздухе. Когти его разжались, из них выпорхнул зяблик.

Ястреб мёртвый упал на землю.

Спасённый зяблик взлетел на дерево, отряхнулся, повернулся к мальчику и вдруг запел.

Сперва он будто захлёбывался песней, пел тихо. Потом звонче и звонче. И вдруг оборвал на самой весёлой ноте.

Мальчику очень понравилась песенка. Он подумал: «Ведь это он благодарит меня за то, что я спас его от ястреба».

Мальчик снял шапку и замахал зяблику:

– Не за что, не за что! Лети себе на здоровье.

Зяблик улетел.

Тогда мальчик подобрал застреленного ястреба и побежал домой.

Дома он рассказал отцу, как спас зяблика и как зяблик поблагодарил его звонкой песенкой.

Но отец сказал:

– Всё-то ты выдумываешь. Совсем не для того пел зяблик, чтобы поблагодарить тебя.

– А для чего же? – спросил мальчик.

– Ни для чего. Ушёл из когтей ястреба, вот и запел. Поёт и сам не знает, – почему, отчего, для кого он поёт. А что это ты освободил его от ястреба, он даже и не подумал.

СТИХИ

В. Берестов

Воробушки

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы, живы мы!

М. Пляцковский

Голуби

Белые голуби
Слетались к проруби.
Им  водицы ледяной
Хочется напиться —
Всего по капельке одной,
Чтоб не постудиться!

И. Мазнин

Воробей

Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,
просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.

Помогите воробью,
Я вам песенку спою!

А. Прокофьев

Снегири

Выбегай поскорей 
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели, 
Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос 
Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил 
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.

А. Барто

Лебединое горе

В холодном парке, 
Среди льдин, 
Зимует лебедь. 
Он один. 

Не повредил ли 
Он крыло? 
Сломал, быть может? 
Бедняга! 
Вот не повезло — 
Летать не может. 

Я возле лебедя 
Стою. 
Я знаю всю его 
Семью. 
С большим семейством 
Лебедят 
Он плыл куда-то, 
И вдруг над парком 
Как взлетят 
Все лебедята! 

В холодном парке, 
Среди льдин, 
Остался лебедь. 
Он один. 
А я всё думаю о нём, 
Бегу к нему на водоём. 

Решил я 
Притвориться: 
Я тоже
Лебедь-птица. 

Я тоже белый, 
Весь в снегу. 
Я выгнул шею, 
Как могу. 

Заносит снегом 
Водоём, 
А я кричу:
— Послушай, 
Мы будем плыть 
С тобой вдвоём, 
Но только я — 
На суше! 

Я поднял руку, 
Как крыло. 
Но ничего 
Не помогло. 

В холодном парке, 
Среди льдин, 
Скучает лебедь. 
Он один.

Я. Аким

Синица

Я приехал
В деревенский тёплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядрёный
За окном.

Только сел
Чайку напиться —
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!

Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.

А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.

Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!

Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.

Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку —
И в окно ко мне глядит.

Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С тёплым домом —
И домой.

Людно в городе,
Машины, трескотня...
Как ты там живёшь,
Синичка,
Без меня?

Зинаида Алесандрова

Новая столовая

Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог 
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье 
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.


Приложение 5

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Дата

Погодные условия

Виды корма в кормушке

Примерное количество птиц

Виды прилетевших птиц

Поведение птиц

03.12.18

0◦ С, снег

семечки, сало

3

воробьи

с опаской

11.12.18

–5◦ С, пасмурно

хлебные крошки

2

синицы

с опаской

21.12.18

–10◦ С, ясно

хлебные крошки, пшено

3

синицы

с опаской

11.01.19

–12◦ С, ясно

крупа, сало

3

воробьи

с опаской

27.01.19

–15◦ С, ясно

крупа, сало

4

воробьи, синицы

уверенно

04.02.19

–2◦ С, пасмурно

ягоды шиповника, хлебные крошки

6

синицы, воробьи, снегири

уверенно

13.02.19

–9◦ С, пасмурно

крупа, сало

4

воробьи, синицы

уверенно

22.02.19

+3◦ С, ясно

крупа, сало

5

воробьи, синицы

уверенно

28.02.19

–3◦ С, ясно

хлебные крошки, пшено

6

воробьи, синицы

уверенно


Приложение 6

F:\Документы на аттестацию\для атестации\Для меня\IMG_0193.JPGF:\Документы на аттестацию\Проекты фото\IMG_0161.JPG

F:\Документы на аттестацию\Проекты фото\IMG_0203.JPG