Познавательно-исследовательский проект «Песочное царство»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова Светлана Станиславовна

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных,

которых они не могут изменить по своему желанию …

лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться …

для детей лучшая игрушка – куча песка».

 (К.Д. Ушинский)

   

Технологический паспорт проекта

1. Название проекта: «Песочное царство».

2. Тип проекта:  познавательно-исследовательский. 
3. Участники проекта: педагоги, дети, родители старшей группы. 
4. Масштаб - кратковременный, 2 недели. 

5. Актуальность

     Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

     В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

6. Цель проекта:  создать условия для развития познавательного интереса детей к неживой природе в процессе реализации проекта «Песочное царство». 

7. Задачи:

  1. Формировать у детей представление о неживой природе и ее свойствах.
  2.  Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  3. Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка (строительство, песочные часы и т.д.), глины (производство посуды, игрушек, строительство).
  4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы. 

 

 

8. Стратегия и механизмы реализации: 

Для детей: 

  1.  Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину»,

« Животные и песок».

  1.  Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду». 
  2.  Игровая ситуация «Норки для мышек». 
  3.  Практическая деятельность: 
    - опыты с песком и глиной; 
    - игры-эксперименты: 
    • «Песчаный конус» 
    • «Песчаные бури» 
    • «Свойства мокрого песка» 
    • «Волшебный материал» 
    • «Где вода?» 
    • «Ветер» 
    • «Песочные часы» 
    • «Замок из песка» 
    • «Строительство из «жидкого песка» 

 

Для родителей: 
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома». 
2. Памятка по развитию любознательности. 
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком». 
4. Картотека «Игры с песком». 

9. Ожидаемые результаты 
У детей повысится интерес к исследовательско -экспериментальной деятельности 


10. Трансляция проекта 
1. Информационный лист для родителей. 
2. Фоторепортаж «Юные исследователи». 
3. Презентация проекта на родительском собрании. 

 

11. Перспектива проекта - создание условий для проекта «Рисуем на песке» («Песочная терапия») 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx2.44 МБ
Файл pesok_-_.docx666.25 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА    

ОПЫТОВ  С ПЕСКОМ

C:\Users\compaq\Downloads\photos0-800x600.jpeg

№ 1.  Песчаный конус.

      Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

      Оборудование:

1.     Сухой песок.

2.     Поднос, на который можно высыпать песок.

      Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

      Вывод:  Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

C:\Users\compaq\Downloads\333.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\i.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\pesok8.jpg

        

                                           C:\Users\compaq\Downloads\оо.jpg

№ 2.    Свойства мокрого песка.

      Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     2 подноса.

3.     Формочки и совки для песка.

      Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

      Вывод:  Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

       C:\Users\compaq\Downloads\pesok8.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\i.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\IMG_89e27badbbfa.jpg

 Описание: C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\i.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\3614_.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\detskaya-pesochnica-svoimi-rukami-2.jpg

№ 3.   Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

      Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

      Оборудование:

1.     Сухой песок и мокрый песок.

2.     Сито.

3.     Два тазика.

4.     Тяжелый стальной брусок.

5.     Маркер.

      Опыт:  Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

      Вывод:  В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

C:\Users\compaq\Downloads\зз.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\тт.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\952464384cf647690ff68.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\img178004_1-1_ZHelezo.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg

C:\Users\compaq\Downloads\20080912-black-marker.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\IMG_89e27badbbfa.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\952464384cf647690ff68.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\img178004_1-1_ZHelezo.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg

C:\Users\compaq\Downloads\20080912-black-marker.jpg

№ 4.  Песок и глина

      Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.

     Оборудование:

1. Два стакана: с сухим песком и глиной.

2. Лист бумаги.

3.Палочка.

      Опыт:  Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

     Вывод 1: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.

     Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.

C:\Users\compaq\Downloads\ьтт.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpgC:\Users\compaq\Downloads\pesok.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\орпи.jpg C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\ьтт.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg

C:\Users\compaq\Downloads\рп.jpgC:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg C:\Users\compaq\Downloads\орпи.jpg 

№ 5. Удивительный песок

           Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

         Оборудование:

1.  2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая  – с прозрачной водой),

2. лопатка,

3. пластинка,

4. три  оргстекла.

        Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

      Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

        Опыт 2: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

     Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

                         C:\Users\compaq\Desktop\Sureaqua dirty water to clean water webready - копия.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\тт.jpg  C:\Users\compaq\Downloads\item_3132.jpg  C:\Users\compaq\Desktop\Sureaqua dirty water to clean water webready.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

Познавательно - исследовательский проект "Песочные фантазии"

Проект разработан для внедрения с детьми 5-6 лет, проект разрабатывался с детьми на основании их вопросов и интересов. По мере поступления вопросов от детей, я искала ответы, придумывала ситуации и иг...

Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов".

Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов"....

Познавательно- исследовательский проект «Песочная страна»

Проект «Песочная страна» возник из интереса детей старшего дошкольного возраста.Во время прогулки детьми были заданы вопросы, которые нацелили на возникновение проекта о песке, который вме...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в Царство времени» в подготовительной к школе группе.

Проект ориентирован на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о единицах времени. Его назначение заключается в накоплении и систематизации детьми знаний о минуте, секунде, часе...

Познавательно - исследовательский. Игровой Проект «Песочная фантазия» вторая младшая группа

Актуальность На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только...

Познавательно-исследовательский проект"Песочная фантазия"

Дети не любят игрушек неподвижных,  которых они не могут изменить по своему желанию, лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться, для детей лучшая игрушка – куча песка».(...