Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Владимирова Алёна Ильинична

Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

1. Наблюдение за воробьем

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Беседа:                           Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

                           

- Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на участке детского сада.  Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

2. Труд. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

3. П/и: "Попади в цель". "Встречные перебежки". Метание снежков вдаль и в цель.

4. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше". "Угадай".

5. Самостоятельная игровая деятельность. обеспечиваю выносным материалом, дети играют, наблюдаю, помогаю.

2. Наблюдение за облаками

Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небес ной сферы.

Беседа:            Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются  - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в  ясную погоду, а кучевые — перед дождем   или снегопадом.

Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи?

Вытканы из кружев

Птицы-облака.

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Труд. Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

П/и: "Наседка и коршун". "Хоккей на снегу". Прыжки через

бревно.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание скороговорки. Повторение стихотворений.

Пальчиковая гимнастика "Облака".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры в прятки.

3. Наблюдение за елью на участке

Цель:  уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной. воспитывать бережное отношение к деревьям.

Беседа:

- Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия?

Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пласт массы), у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Труд. Расчистка дорожек от снега; строительство горки для ка тания кукол на саночках.

П/и:  "Лиса в курятнике"

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "Звери, птицы".

Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.

4. Наблюдение за ветром.

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра. Дать представление о флюгере.

Художественное слово: Загадки о ветре:

  Без рук, без ног,

  А ворота открывает.

  Фырчит, рычит, ветки ломает,

  Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

  Слышишь его, да не видишь его.

Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? – дети рассуждают о ветре, описывают его. Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар.

Подвижная игра «Ветер и лужа». Выбирается ребенок - ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь). Остальные дети - листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

5. Наблюдение за солнцем.

Цель:  Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Ход наблюдения:

Загадка

 Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером. Рассмотреть модель характеризующую длину дня.

Какое значение имеет солнце для живых организмов

Художественное слово:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.   (М. Пожаров)

Беседа по содержанию стихотворения.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам» - из камней выложить солнышко.

Трудовая деятельность: Ремонт выносного материала.

Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок!» Различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход:
дети заводят хоровод. В центре круга стоит ведущий с корзиной и говорит: – Рябиновый листок, лети в мой кузовок. Дети, у кого рябиновый лист кладут его в корзину.

Исследовательская деятельность: Изготовление солнечных часов.

6. Наблюдение за туманом.

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.  (И. Токмакова)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

Беседа по содержанию стихотворений.

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Трудовая деятельность: Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.

7.Наблюдение за изменениями в природе.

Цель: закрепить признаки осени.

Ход наблюдения:

Загадка: Несу я урожаи,

                Поля вновь засеваю,

                Птиц к югу отправляю,

                Деревья раздеваю,

                Но не касаюсь сосен

                И елочек. Я - …     (осень)

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе и рассказать о них.

Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду.

8. «Рябина – доктор»

Задачи:

- Уточнить, расширить и конкретизировать знания детей о рябине

- Продолжать формировать обобщенные представления о приспособленности рябины к сезонно изменяющимся факторам внешней среды – листья начинают изменять цвет.

- Дать детям элементарные знания о целебных свойствах рябины.

- Воспитывать интерес к миру растений, позитивно-деятельное отношение к ним.

Ход наблюдения:

Воспитатель читает стихотворение:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

- Ребята, что это за красный факел зажгла осень?

- Это дерево с коричневым гладким стволом. Несколько маленьких листиков овальной формы собраны в большой лист, красные ягоды растут гроздьями.

- Что нового произошло с рябиной с тех пор, как мы за ней наблюдали?

- Обратите внимание на то, что иногда к рябине подлетают птицы и лакомятся ягодами. Сейчас они делают это редко, но с каждым днем корма у птиц становятся все меньше и меньше. Рябина спасает многих птиц от голода зимой. Как красный факел светят ягоды рябины даже под снегом.

- Рябина после морозов становится сладкой, в ней много витаминов. Ягоды рябины едят и люди. Отвары и настои ягод и цветов используют при различных заболеваниях. Саша, какую же пользу приносит рябина людяи и животным?

- Ребята, я вам предлагаю сорвать несколько гроздей рябины. Давайте возьмем их в группу, помоем и тоже полакомимся ягодами рябины.

9. Солнце — источник тепла и света

Цели:

- формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

- развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

- Ребята, какой сегодня день?

Как можно разными словами назвать сегодняшний день?

Как вы думаете какую роль играет солнце в жизни живых организмов?

Что произойдёт если исчезнет солнце?

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Давай те свами вспомним загадки и стихи о солнце?

10. Наблюдение за птицами.

Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр . Подготовительная к школе группа.

Картотека подвижных игр для подготовительной группы детского сада....

Картотека подвижных игр (подготовительная к школе группа)

Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" ( под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе....

Наблюдения в подготовительной к школе группе

Наблюдения осенью, в подготовительной группе помогут сделать прогулку интересней и увлекательнее...