Картотека наблюдений за не живой природой в младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Владимирова Алёна Ильинична

Картотека наблюдений за не живой природой в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._kartoteka_nablyudeniy_za_nezhivoy_prirodoy.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

МЛАДШАЯ ГРУППА

№1. Рассматривание сухого песка.

Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

Ход наблюдения: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Дидактическая игра «Что я построю из песка»

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

№2. Наблюдаем за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Дидактическая игра. «Ласковые слова» Подвижная игра

«Пузырь».

№3. Наблюдаем за небом и облаками

Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

Наблюдение: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.). Предложить детям посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».

Дидактическая игра. «Какое небо?»

Подвижные игры «Пузырь».

№4. Наблюдаем за ветром

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?)

Дидактическая игра. «Какой ветер?»

Подвижные игра «Самолеты».

№5. Наблюдение за погодой.

Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Подвижная игра «Догони мяч» 

№6. Наблюдение за туманом

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

Наблюдение: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро?(В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья?(В густой туман видимость очень плохая)

Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»

№7. Наблюдение за снегопадом

Цели: Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Подвижная игра: « Снег кружится»

СРЕНЯЯ ГРУППА

№1. Наблюдение за снегом и льдом

Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды, формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения: Из чего состоит лед? Какие свойства льда ( снега) вам знакомы? Как образуются снежинки?

Мы – снежинки! Это мы – Парашютики зимы. Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим.

Лед – замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости, ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики  соединяются в звёздочки-снежинки. Какой снег в тёплую погоду? (Липкий, тяжёлый,  влажный, сырой). Какой снег  в морозную погоду? (Сухой, пушистый, лёгкий, рассыпается). Плотный,  утоптанный снег  тает медленнее рыхлого; тёмный грязный снег сходит раньше  чистого и светлого.

.

№2. Наблюдение за камнями

Цель:  знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Ход наблюдения: На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки, заела мошкара. Но не уйду я от реки, наверно, до утра. И вдруг я камешки нашел, что излучают свет! Один – как мамины глаза – прозрачно – голубой; как виноградная лоза – зелененький – другой. А третий – солнышка светлей, а вдруг это алмаз?! Я отнесу его в музей, учительнице в класс.

Кто из вас находил камни? Где это происходило? Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

№3. Наблюдение за небом

Цель: познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес  к внешним особенностям неба.

Ход наблюдения: Потемнело все  кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи  по небу бегом и гремит:- Грох, грох, грох!

 Небо в начале осени - голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли  облака. Солнце выглянуло из - за туч. Тёмные тучи на небе - будет дождь или снег. Почему небо голубое? Небо кажется нам голубым,  однако ночью или в космосе  небо выглядит чёрным. Голубизна дневного неба создаётся находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.

П/И: « Совушка».

№4. Наблюдение за солнцем.

Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом.

Ход наблюдения: Перед началом прогулки подойти к окну и прочитать стихотворение.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Ярко светит солнышко? Как вы думаете, солнце также греет, как летом?

Давайте проверим, вынесем на участок вот эти мокрые резиновые мячи и посмотрим,  быстро ли они высохнут на солнце. На участке найти самое освещенное место, положить мячи. Понаблюдайте за ними самостоятельно.

После высыхания. Куда делась вода? Долго ли сохли мячи? Как они высыхали летом? Почему? (жаркое солнышко). Почему долго высыхали сегодня?

Результат: Мы установили, что солнце осенью не такое жаркое, как летом. Мокрые резиновые мячи высыхали долго

№5. Наблюдение в облачный день.

Цель. Устанавливать, что в начале осени ещё видны кучевые облака.

Ход наблюдения: Посмотрите на небо. Что вы увидели? Я знаю загадку про облака, послушайте: «Белая вата плывёт куда – то». Посмотрите, похожи облака на кусочки белой ваты? Рассмотрите облака. Какие они? (красивые, белые, пушистые). Давайте споём припев песни нашим облакам: «Облака – белогривые лошадки, Облака, что вы мчитесь без оглядки? Ну, спуститесь, вы, пожалуйста, свысока И по небу прокатите нас облака.

Результат: Правильно отметили, что в начале осени ещё можно увидеть белые, пушистые облака, похожие на кусочки ваты.

№6. Наблюдение за дождём из окна.

Цель. Определить силу дождя.

Ход наблюдения: Послушайте стихотворение:

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

А на лужице круги – это дождика шаги»

Почему мы сегодня не идём гулять? Посмотрите в окно, понаблюдайте за дождём. Что видите на дорожках участка? Много ли луж? Какие они? Большие,  почему? (сильный дождь). Посмотрите на стёкла окна. Быстро ли стекает вода по стёклам? Почему быстро? (сильный дождь). Закройте глаза, послушайте дождь? Как он стучит по стёклам? (барабанит). Почему? (сильный дождь). Как можно назвать такую погоду?

Результат: Мы установили, что идёт сильный дождь, дети в такую погоду не гуляют. Погода дождливая.

№7. Наблюдение за лужами.

Цель. Развивать наблюдательность (отметить, что лужи покрыты тонкой корой льда).

Ход наблюдения: Что это? (показ на замёршую лужу).«Утром на лужицах

Тонкий ледок». Давайте проверим, разобьём лёд лопатой. Рассмотрите льдинки. Они прозрачные,  как стекло. Это лёд. Вам интересно узнать, откуда лёд появился? Посмотрите, нет солнышка на небе, небо серое, хмурое,  тучи всё закрыли, холодная сегодня погода, вода замёрзла, превратилась в лёд.

Результат: Сегодня холодно, вода в луже замёрзла,  превратилась в лёд.

СТАРШАЯ ГРУППА

№1. Наблюдение за ветром

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра.

Художественное слово: Загадки о ветре:

*Без рук, без ног,

  А ворота открывает.

*Фырчит, рычит, ветки ломает,

   Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

   Слышишь его, да не видишь его.

.

Подвижная игра «Ветер и лужа»

№2. Наблюдение за облаками.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая прилагательные с существительными.

Ход наблюдения  за облаками в солнечный день: По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят, что они увидели в том или ином облаке. Далее дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. «Это ветер гонит облака», - догадываются они. Педагог уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры. 

Художественное слово: Загадки и пословицы.

   Пушистая вата                              Голубая простыня

   Плывет куда-то.                            Весь свет покрывает.

   Чем вата ниже –                                            (Небо.)

   Тем дождик ближе. (Туча.)

Осенью серенькое утро, красненький день.

№3. Наблюдение за почвой.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход наблюдения: В начале прогулки предложить детям потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая – ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. Затем можно посмотреть, какой цвет земли в огороде. Сравнить с песчаной и глинистой почвой.

Художественное слово:

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели.  (Н.Некрасов)

Дидактическая игра «Обгон»:

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ручеек

№4. Наблюдение за дождем.

Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения: Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным. После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Далее дети вместе с воспитателем сравнивают летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.

Художественное слово: Заучивание стихотворения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

                         (Г. Ладонщиков)

Подвижная игра: «Мы – веселые ребята» (бег)

№5. Наблюдение за солнцем.

Цель:  Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Ход наблюдения: Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.   (М. Пожаров)

Беседа по содержанию стихотворения.

№6. Наблюдение за инеем.

Цель: Научить чувствовать детей предвестников зимы; учить различать снег и иней, устанавливать связи; наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

Ход наблюдения: В конце осени дети отмечают, что становится все холоднее и земля делается холоднее. Показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Дети делают вывод: скоро почва покроется снегом.

Художественное слово:

В октябре, в октябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа по содержанию стихотворения.

Отгадывание загадок о природных явлениях:        
Летел пан,                                        Летит без крыльев и поет,             
На воду пал.                                    Прохожих задевает.                       
Сам не тонет                                    Одним проходу не дает,   

И воды не мутит. (Лист)             Других он подгоняет. (Ветер)            

       Без пути и без дороги

       Ходит самый длинноногий

       В тучах прячется во мгле

       Только ноги на земле. (Дождь)

№7. Наблюдение за туманом.

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.  (И. Токмакова)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

Беседа по содержанию стихотворений.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

№1. Наблюдение за небом.

Цель: Выяснить причину быстрого движения туч. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу.

Загадка: Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

№2. Наблюдение за ветром

Цели:  продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,        

Других он подгоняет. (Ветер.)

Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)  Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Подвижные игры «Коршун и наседка», «Ветер».

№3. Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами?  Почему снег бывает рыхлый?

№4. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Из чего состоит лед? Какие свойства льда (снега) вам знакомы? Как образуются снежинки?

Мы — снежинки!

Это мы — Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

  • Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)
  • Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

№5. Наблюдение за водой

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы. Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже? Что станет с водой, если ее вынести на мороз?

Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая  вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

№6. Наблюдение за листопадом

 Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦      Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

♦       Все листочки падают одинаково? (Нет.)

№7. Наблюдение за камнями

Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Какие бывают камни?  Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.) Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте? К какой природе они относятся? Почему? Какие камни прочнее?  Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? Могут ли камни издавать звуки? Сравните камни на участке и в овраге. Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Трудовая деятельность.

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Живая природа" (Вторая младшая группа)

ПРОЕКТ "Живая природа" (Вторая младшая группа)...

Картотека наблюдений за не живой природой

Картотека наблюдений за не живой природой...

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данном материале содержится планирование наблюдений за обьектами природы для детей младшего возраста....

Картотека наблюдений за живой природой в младшей группе

Картотека наблюдений в младшей группе...

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа...

Картотека наблюдений на прогулке с детьми первой младшей группы.

Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной приро...

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы в младшей группе на тему: «В гости к осени»

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы в младшей группе Тема: «В гости к осени»Цель: знакомство с признаками осени.Задачи:Обучающие:1. Учить детей определять состояние погоды (хо...