Картотека опытов и эксперименов в подготовительной к школе группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Владимирова Алёна Ильинична

Картотека опытов и эксперименов в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт1

«Наблюдение за притяжением к полюсам магнита»

Цель: дать детям представление о полюсах магнита

Материал: на двоих детей  - 1 полосовой и 2 подковообразных магнита, железные стружки.

Ход опыта:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими интересными свойствами обладает магнит (свойством притягивать железные предметы)

- Ребята, посмотрите, что лежит на этой тарелочке?

- А как вы думаете, они будут притягиваться к магниту?

- А они будут притягиваться ко всему магниту? (Проводится эксперимент – стружки притягиваются к концам магнита)

- Концы магнита – это его полюс. На полюсах магнита как раз и сосредоточена его основная сила. Раз стружки притянулись к концам, и мы говорим, что сила магнита в основном содержится на его концах, что мы можем сказать о середине магнита?

- В конце опыта, детям предлагается еще раз самостоятельно подвести итог тому, что нового они узнали: вся сила магнита сосредоточена на его концах – на полюсах.

Опыт 3

«Воздух сжимается»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Ход: поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт 2

«Испарение»

Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы: горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Ход: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Вывод: при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт 5

«Какую форму может принять вода»

Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в каком она находится.

Материал: ведро с водой, пластмассовые формочки

Ход опыта:

- Ребята, посмотрите, что я принесла.

- Как вы думаете, для чего нам с вами сегодня нужна будет вода?

- Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со свойствами воды.

- Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма.

- Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в веде?

- А теперь я дам вам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воду.

- Какую форму приобрела вода в наших формочках?

- А теперь, поменяйтесь формочками? (Дети производят опыт)

- Так какую же форму может приобретать вода?

Дети подводятся к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.

Опыт 4

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход:  1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод:        Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Опыт 7

«Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Ход: взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Вывод: черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

Опыт 6

«На свету и в темноте»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Опыт №8

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход:

- Какую песенку поет вода?

- Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт №9

«Дыхание растений»

Цель: показать, что растения дышат через листья.

Материал: небольшое растение с крупными листьями.

Ход опыта: к детям приходят два мышонка – Нолик и Вася. Они спорят – дышит растение или нет. Вася говорят, что не дышит, потому, что растения нечем дышать – у него же нет носа. А Нолик говорит, что дышит, только этого не видно. Воспитатель предлагает детям рассудить, кто из мышат прав.

Детям задается вопрос – как можно разрешить возникшую проблему? Дети выдвигает предположения, подводится итог – нужно провести опыт.

- А чем дышат люди и животные?

- А растение дышат? Чем?

Выдвигается предположение, что и растения дышат воздухом. А чтобы проверить правильно ли это, Нолик предлагает смазать листья растения волшебной мазью – вазелином. Вместе с детьми экспериментатор, Нолик и Вася смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения. Детям предлагается сделать зарисовки того, что они сделали.

Во второй половине дня проводится наблюдение – «Что изменилось? Почему растения завяло?»

Совместно с детьми делается вывод – растения завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растения, те изменения, которые с ним произошли. Эксперимент отмечает, что для того, чтобы растения совсем не погибло, необходимо удалить вазелин с листьев. Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время  растением произойдут изменения, зарисовывают то, что они нового увидели.

Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Фиксируются все произошедшие изменения.

Опыт №10

«Свойства сухого и мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

Ход:

Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);

Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).

Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе

Вашему вниманию представлена подборка материала по экспериментированию для детей 6-7 лет, помогающего познакомить воспитанников со войствами различных предметов, воды, песка, глины, почвы,магнитов и т...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...

Картотека опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе

Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы ...