Познавательно - исследовательская деятельность.
план-конспект занятия по окружающему миру

Попова Светлана Александровна

Материал используемый в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.

(для старшей группы)

 Подготовила Попова С.А.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о камнях, рассматривание иллюстраций, минеральные драгоценные камни. Сбор коллекции камней. Занятия познавательного цикла «Откуда берутся камни», проведения опыта с водой, чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня с нам на занятие пришло необычное письмо (конверт украшенный камнями) Интересно кто же нам его мог прислать? Давайте я прочту (читаю, а кто такая хозяйка медной горы?

Дети: хозяйка гор, камней, волшебница, красавица.

А какие сказки Бажова мы читали?

Дети: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок»

Правильно, в них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях которые добывают камни и умеют их обрабатывать (слайд)

Дети, а где камни нам встречаются в природе? (обломки гор, в реках, морях - слайд)

А как человек использует камень? (для строительных зданий, мостов, для украшения домов - слайд)

А как камни человек использует в украшении? (жемчуг, янтарь, рубин - слайд)

А как вы думайте мы с вами все знаем о камнях? (ответы детей)

А у нас с вами есть лаборатория не зря мы одели значок, что он означает?

Дети: работа в лаборатории.

А, чтобы нам больше узнать я предлагаю вас в нашу с вами лабораторию

Дети (Садятся)

ОПЫТ № 1

В: Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории и послушайте меня. Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.

Какого цвета камни?

Какие по форме?

Вывод: Таким образом камни бывают разные по цвету и форме.

ОПЫТ № 2

В: А сейчас я предлагаю вам определить поверхность у камней?

Погладьте их, потрогайте, что вы можете сказать? Какая поверхность у камней?

Дети (гладкая, шероховатая)

В; А, какой инструмент нам поможет лучше рассмотреть камни?

Дети: лупа.

Рассматривание камней через лупу, выводы детей что они видят

Вывод: Значит про поверхность можно сказать, что она гладкая и шероховатая.

Мы с вами так интересно работаем, что нам нужно отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

В: И снова продолжаем наше исследование.

ОПЫТ № 3

Возьмите в руки камень, он какой? Что вы чувствуете? (ответы детей)

А, давайте на него (или подуем, или согреем, что бы он стал (или холодным или теплым) .

А еще поместите его в воду, что произошло? (ответы детей)

А, кто еще это заметил? (на стакан с водой есть красная метка для наблюдения, если камень поместить в воду, то вода поднимется выше метки)

Вывод: Таким образом температура у камней бывает разная: теплая, холодная и горячая. И что камень тонет в воде.

Мы с вами очень хорошо потрудились, а кто может рассказать все о камнях, что сегодня узнали в нашей лаборатории. (ответы детей)

На этом наше занятие закончено, а вечером мы с вами напишем ответ Хозяйке Медной горы, все то что мы узнали на занятие.

Прошу проверить свои рабочие места в порядок.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра-викторина "Мои зеленые друзья" для старшей группы.

Подготовила Попова С.А.

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры, бережного отношения к объектам природы.

Предварительная работа: проведение бесед, разучивание песен и стихотворений, отгадывание загадок.

Ход:

Воспитатель: Мои юные друзья! Все мы обязаны своей жизнью нашей прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед тобой, человеком.

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я, –
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою – и в вышине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я, Здравствуй, Родина Моя!

Песня «Зеленый мир» (сл. Ю.Полухина, муз. М. Парцхаладзе)

Воспитатель: Да, прекрасен окружающий нас мир. Но нелегко живется ему рядом с человеком. Экологическая катастрофа нависла над нами. Что же такое экологическая катастрофа? Это такое состояние среды на Земле, когда жизнь на ней будет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на Землю и вы увидите, что это не вымысел. Как же мы, простые люди, можем помочь Земле сегодня. Об этом расскажет нам страницы устного журнала.

Страница 1: «Про зеленые леса и лесные чудеса».

Сценка «На лесной опушке»

Рассказчик:

Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик. 
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (выходит, садится на пенек, дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают):

Лес – не только для нашей забавы
Он – богатство нашей страны,
Все деревья, в нем ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой. 
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.

Воспитатель: Дядя Вася, а какие деревья есть в твоем лесу. Ты их все знаешь?

Дядя Вася: А как же не знать. Да вот, наверное, и дети скажут, какие породы деревьев есть в наших лесах?

(Ответы детей.)

Дядя Вася: Деревьев – то кажется, много, да слишком не по-хозяйски люди с лесом обращаются. За последние 20 лет человек вырубил столько деревьев, сколько уничтожено за все предыдущее существование леса. А сами посудите, сколько лет нужно ждать, чтобы взрослое дерево вырастить. Так береза, например, 150 лет живет, а ель и пихта по 300–350 лет, липа 800 лет, а дуб – тысячу лет растет. Срубить дерево просто, а вырастить его трудно. А для чего, ребята, лес нужен? Почему его охранять и беречь надо?

(Ответы детей.)

Дядя Вася: Правильно все, ребята, говорите. Только часто люди губят природу, не задумываясь по лесам и лугам, тропинки протаптывают, цветы срывают, собирают грибы да ягоды. А и цветов, и грибов, и ягод все меньше становится. Природа не успевает восполнять то, что мы у нее берем. Население возросло, площади же, оставленные за дикой природой, сократились. Ученый обнаружили, что природа перестала справляться с восполнением забранного у нее, и призывают к осмотрительности и бережливости каждого из нас.

Вот и вы, вижу, с лукошками в лес пришли. Идите вот по той тропинке, там справа малинник найдете, а в сосняке маслята растут. Только грибы острым ножом срезать нужно, чтобы грибницу не повредить и зря ягоды и цветы не портите. Помните, когда мусор в лесу оставляют, даже если его закапывают в землю, все равно нормальную жизнь леса нарушают. При небрежном обращении с огнем возникают лесные пожары.

«Лесной пожар». Яшин.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра. 
А утром ветер разогнал туман
И ожил потухающий костер. 
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнанная стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Воспитатель Спасибо, Дядя Вася, за добрые советы.

Страница 2: «На лугу»

Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав):

Много трав растет полезных 
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок

(Протягивает пучок дурмана.)

Ромашка:

Разгадала твой обман! 
Посмотрите вот дурман –
Ядовитая трава. 
Разболится голова 
От подарка твоего,
Забирай назад его!

(Травяная ведьма убегает.)

Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма. Так и норовит сделать гадость, то корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

(Крадучись возвращается травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

О, одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.

Ромашка: Поняла я братцы сразу хитрый замысел ее.

(Загораживает ребят от ведьмы, та убегает.)

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Ребята, а кто из вас знает, что такое «Красная книга природы»?

Дети: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно!

Ромашка: Какие растения занесены в эту Книгу?

Дети: Незабудки, ландыши, ромашки, васильки и т.д.

Ромашка: Да, ребята, исчезли незабудки, почти нет ромашки, ландыша, то же самое произошло с бабочками и другими насекомыми. Весной часто сжигают на лугах прошлогоднюю сухую траву, а это вредит лугам. В пламени погибает множество насекомых.

Сценка «Ребенок и матылек». (М. Джалиль)

Мальчик:

Мотылек, как же так? 
Целый день ты летал
И совсем не устал? 
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь?
Что ты пьешь?
Где твой мир?
Где твой дом? 
Расскажи мне обо всем.

Мотылек:

Я живу на лугах,
И в садах, и в лесах,
Я летаю весь день
В голубых небесах,
Солнца ласковый свет
Озаряет мой кров,
Мне еда и питье – 
Ароматы цветов.
Но живу недолго я –
Не более дня.
Будь же добрым со мной
И не трогай меня!

Воспитатель: Часто можно видеть, как дети охапками срывают цветы: мать и мачеху, одуванчики, ромашку и т.д. А давайте подумаем над этими стихами.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты –
Если мы сорвем цветы – 
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Воспитатель: Так давайте лучше будем не рвать, а сажать цветы, не вытаптывать траву, не ломать кусты. Об этом наша следующая страница.

Страница 3: «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»

Воспитатель: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… А что же это за сказка? И что старик поймал в невод?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыке», а поймал он золотую рыбку.

Воспитатель: В стародавние времена он поймал золотую рыбку. А если бы закинул невод сейчас. А впрочем, давайте посмотрим.

Инсценировка сказки « Сказка о человеке и золотой рыбке». (Н.А. Рыжова)

Рассказчик: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик невод в море – пришел невод обратно не с одною тиной морскою, а еще и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами. Закинул второй раз невод в море, и выловил рваный башмак. Закинул в третий раз невод, попалась старику рыбка, да не простая, а золотая. И молвила она голосом человечьим:

Золотая рыбка: Не отпускай меня, старче в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою.

Воспитатель: Грустная сказка! Но и быль не радостней. Раньше моряки, возвратясь из странствий, рассказывали о дальних странах, да о заморских диковинках. Теперь же твердят одно: «Пропадают, братцы, моря – океаны! Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Гибнут рыбы, дельфины, болеют чайки. Не лучше дело обстоит и с реками, куда помимо мусора выливают грязную воду с заводов и сточные воды городов!».

Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где пляшет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода. 
Большие дяди! 
Взрослые мужчины! 
Храните речку – светлую мою!
А подрасту – и я вам помогу.
И рыбок золотых уберегу!

Воспитатель: Я надеюсь, что вы ребята поняли, что нужно беречь все, что вокруг нас находится, и тогда цветов у нас на полях будет много, и даже золотые рыбки у нас будут жить не только в аквариуме, но и в морях и в речке. Берегите Землю! Берегите!



Предварительный просмотр:

Конспект с использованием опытно-экспериментальной деятельности

«Невидимка воздух»

Подготовила Попова С.А.

Цель:

 Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; 2 свечи; банка; спички; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри на пол группы; карточки - обозначения свойств воздуха; игрушка   Лягушонок; воздушные шары в связке.

Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром.

Воспитатель:   Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?

А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)?

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Правильно, это воздух.

Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 « Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну   карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри».

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Лягушонок: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»

(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)

Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №5 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Давайте проведем еще один опыт.

Опыт№6 «Почему гаснет пламя?»

Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла?

В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Скажите ребята, откуда берется кислород?

Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?

Воспитатель: Правильно лягушонок!

Дети, какой можно сделать вывод?

Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.

Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.

Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.

Лягушонок: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

Лягушонок: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» села Летка.

Конспект занятия по исследовательской деятельности

 «Свойства льда» для средней группы.

Подготовила воспитатель Попова С. А.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.

Задачи: 

1.Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).

2.Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).

3.Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.

Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной. Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации времена года. Музыка «Зимний вальс» из интернета.

Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.

Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Вносится поднос с куском льда.

В: Ребята, что у мня в руках?

Д: Лед.

В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?

Д: Да, хотим.

В: Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья - Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери - Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень.(продемонстрировать иллюстрации).

- А какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: Сейчас зима , и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.

Осторожная лисица подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. (Г.Ладонщиков)

- О каком сыне Матушки-Водицы говориться в этом стихотворении?

Д: О льде.

В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы всего сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Вход в лабораторию по специальным билетам. Открывайте глаза. Вот пригласительные билеты. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах разноцветные снежинки).

Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?

Д: Лед холодный, мокрый, скользкий.

В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?

Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.

В: На ваших столах лежит интересные кусочки льда, внутри кусочков что то заморожено. Ребята, лед прозрачный или нет?

Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видны предметы.

В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед бывает какой?

Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.

В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.

В: 1, 2, 3, 4, 5 – выходите поиграть.

Физминутка.

Будем строить снежный дом - толчкообразными движения вперед руками.

Ком за комам мы кладем - имитируем лепку снежков.

Выше, выше -  встать на носки и подняться.

Вот и крыша - «Домик» руками над головой.

Мы польем его водой… - Наклон вперед, плавные движения руками.

Дом наш станет - плавно поднять руки вверх.

Ледяной! - резко бросить руки вниз.

В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?

Д: Воду.

В: А что произошло со льдом?

Д: Лед растаял.

В: Почему растаял лед?

Д: Лед занесли в тепло.

В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он…

Д: Он начинает таять и превращаться в воду.

В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим. (Время фиксируется с помощью песочных часов). И так мы с вами сделали еще одно открытие.

В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого нужно сделать?

Д: Воду нужно заморозить.

(Внести две баночки: со льдом и с водой).

В: Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете он прозрачнее воды? Чтобы ответить на этот вопрос, поставим за обе баночки картинки, сравните.

Д: Лед менее прозрачен, чем вода.

В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете вы есть лед?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Он грязный и можно заболеть.

В: Хорошо. Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?

Д: ( ответы детей)

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый. Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).

- Возьмите кисточку, обмокните в краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.

Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, какой бывает лед? Д: Лед твердый, холодный, менее прозрачнее, чем вода. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» села Летка.

Проект по развитию коммуникативных качеств воспитанников старшей группы «Солнечные лучики» через сюжетно-ролевую игру «Хозяева Земли» на 2015-2016 учебный год.

Воспитатели Попова С.А.  Попова Т.И.


Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
 Тип проекта: смешанный (исследовательско-творческий и информационно-практический), игровой.
Сроки реализации: на 2015-2016учебный год.
Участники проекта: дети старшей группы «Солнечные лучики», родители, воспитатели группы.
 Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.

2.Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

3.Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;

4.Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;

5.Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; 

6.Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

Дополнительно: игровые задачи:

  1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Хозяева Земли»;
  2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
    Предполагаемый результат:
  • сформировать представление о живой и неживой природе;
  • расширить представления о взаимодействии человека с природой;
  • научиться играть в сюжетно-ролевую игру «Экологи»;
  • изготовить поделки из природного материала;
  • создать плакаты в защиту природы;
  • оформить уголок в группе «Мы – хозяева Земли».
    Этапы проекта
    1 этап подготовительный:
  1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
  2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
  3. разработать консультации для родителей;
  4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.
    2 этап. Разработка проекта:
  1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
  2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
  4. Составить план реализации проекта.
    3 этап. Реализация проекта.

Игровая и образовательная деятельность.


Содержание


Программное содержание


Сроки выполнения

Осень

Беседа «Дом под крышей голубой»


Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.


октябрь

Беседа на тему «Растения-фитотерапевты»

Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях.

октябрь


Лото «Дары природы»


Познакомить с растительным миром.


октябрь


Д/и «Береги живое»


Дать знания о том, что надо беречь окружающую нас природу.


октябрь


ООД «Наша планета – Земля»


Развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.


ноябрь


Настольно-печатная игра «Ребятам о зверятах (в лесу)»


Расширять кругозор детей; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.


ноябрь

Сюжетно-ролевая игра «В лесу»

Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.

ноябрь

Итоговое Развлечение «В гостях у Лесовичка»

Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Конец ноября

Зима

Развивающая игра «Как зовут тебя деревце?»


Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память.


декабрь


Беседа «Волшебница – вода»


Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.


декабрь


Экспериментирование «Вода нужна всем»


Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.


декабрь


Лото «Основы безопасности в природе»


Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.


декабрь

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

декабрь


Д/и «Найди, что опишу»


Учить находить животное или растение по описанию.


январь


Экспериментирование «Что в пакете?»


Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха, дать знания о необходимости чистого воздуха.


февраль


Д/и «Что будет, если…»


На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.


февраль


Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.


Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.


февраль


Игра-викторина «Мои зеленые друзья»


Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.


февраль

Итоговое

Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»

Весна

На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое

февраль

Развивающая игра «Береги природу»

Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе.

март


Д/и «Город, в котором хотел бы я жить»


Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.


март


Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»


Дать понятие о почве как о «живой земле».


март


ООД «Путешествие по страницам книги «Тайны живой природы».


Развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире лесного царства; развивать способности, выражать свое отношение к роли через игру.


март


Д/и «Природа и человек»


Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.


март

Д/и «Экологический светофор»

Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой.

март


Зоологическое домино


Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

апрель


Д/и «человек – верный сын природе»


Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».


апрель


ООД «Мы – друзья природы»


Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.


апрель


Экспериментирование «Очистка грязной воды»


Дать детям представление об очистке воды.


апрель

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

апрель


ООД «Лес – наше богатство и краса, береги свои леса»


Уточнить и расширить знания детей о лесе, закрепить правила поведения в лесу, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.


май

Итоговое

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду.

май


Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.


Содержание 


Программное содержание


Сроки выполнения


Сбор различного природного материала на территории детского сада.


Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.


Сентябрь-ноябрь


Создание поделок из природного материала


Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.


Сентябрь-май


Кормление птиц зимой


Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.


Декабрь-март


Лепка из соленого теста «Птицы»


Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.


декабрь


Рисование плаката «Берегите природу»


Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.


декабрь


Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.


Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.


январь


Аппликация «Птички в кормушке»


Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.


февраль


Изготовление экологических знаков


Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.


март


Коллективная работа «Мир в капельке воды»


Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.


апрель


Рисование «Какую пользу я принес планете»


Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.


апрель


Чтение художественной литературы.


Содержание


Программное содержание


Сроки выполнения


Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»


Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.


октябрь


О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»


Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.


ноябрь


Г.Бажов «Хозяйка медной горы»


декабрь


В.Бианки «Лесные происшествия»


январь


А.Л. Стишковская «Большая книга леса»


февраль


Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных»


март


Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»


апрель


Загадки об обитателях леса


май



Работа с родителями.


Формы и методы работы


Сроки выполнения


Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»


октябрь


Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»


Ноябрь - декабрь 


Изготовление книжек - малышек 


декабрь 


Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»


январь


Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»


февраль 


Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы 


март


Оформление папки – передвижки на тему «Хозяева Земли»


апрель 


4 этап. Презентация проекта.

  1. Выставка поделок из природного материала;
  2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;
  3. Показ экологической сценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...