Конспект занятия по образовательной области познавательное развитие на тему: "Удивительный картофель" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал предназначен для детей 5-6 летнего возраста.Цель данного занятия - это углубление знаний детей о картофеле. Основные задачи: обогатить знания детей о картофеле; дать знания о том, что в картофеле содержится крахмал; на практическом примере показать детям, как получают крахмал из картофеля; активизация словаря: картофельные клубни, картофельная мука - крахмал; развивать умение проводить элементарные опыты и делать выводы на основе полученных результатов; совершенствовать умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 города Пензы «Волшебная страна»

Конспект непрерывно образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

на тему: «Удивительный картофель»

для детей 5 – 6 лет

                                                                              Составил: воспитатель

                                                                              высшей квалификационной категории

                                     Волчкова С. Н.

Цель: углубление знаний детей о картофеле.

Задачи:

- обогатить знания детей о картофеле;

- дать знания о том, что в картофеле содержится крахмал;

- на практическом примере показать детям, как получить крахмал из картофеля;

- активизировать в речи слова: картофельные клубни, сорт картофеля, картофельная мука - крахмал;

- развивать умение проводить элементарные опыты и делать выводы на основе полученных результатов;

- совершенствовать умение работать в коллективе. 

                         

Оснащение:

Демонстрационный материал:

 - корзина с картофелем, тёрка, заранее натёртый картофель, пластмассовая ложка, стакан с водой, 2 прозрачные ёмкости, кусочек марли (несколько слоёв), влажные салфетки; салфетки вязаные (обычные и накрахмаленные).

Раздаточный материал:

- блюдце с пшеничной мукой, блюдце с крахмалом, пластмассовая ложка, стакан с водой, 2 прозрачные ёмкости, заранее натёртый картофель, кусочек марли (несколько слоёв), шапочки - маски для игры «Вершки и корешки» (больше по количеству, чем детей).

Предшествующая  работа:

- презентация «История появления картофеля в России»:

- дидактические игры: «Что где растёт», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?»; «Сварим овощной суп»;

- рассматривание альбома «Блюда из картофеля»;

- изготовление поделок из овощей «Чудо с грядки»;

- чтение (пословицы, поговорки, загадки, стихи о картофеле);

- разучивание физкультминутки «Мы пойдём в огород»;

- мульзал: просмотр мультфильма «Антошка».

Ход деятельности:

    Мотивация.

    Воспитатель вносит в группу корзину с картофелем и, стараясь, привлечь внимание детей говорит о том,  какой хороший урожай картофеля собрали в этом году.

    Берёт картофель в руки и начинает его рассматривать.

    Спрашивает детей о том, одинаковые ли клубни, в чём их различие?

    Воспитатель, обобщив ответы детей, говорит о том, что это зависит от сорта картофеля.

    Показывает картофель и называет его сорт («Утёнок», «Роза», «Синеглазка», «Удача»).

    Предлагает детям подумать о том, за что получил своё название тот или иной сорт картофеля?

    Постановка задачи.

   Воспитатель читает стихотворение, про картошку:

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

   Воспитатель спрашивает детей о том, почему про картофель говорят -  рассыпчатый?

Воспитатель спрашивает, хотят, ли они узнать об этом?

Воспитатель говорит о том, что картофель рассыпчатый из-за содержания в нём крахмала (картофельной муки).

Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они сами поучаствовать в получении крахмала из картофеля.

    Воспитатель предлагает детям пройти в «лабораторию».

   Актуализация знаний и способов действия.

   Воспитатель напоминает о правилах безопасности в лаборатории.

   Обращает внимание на то, что у каждого ребёнка на столе 2 блюдца: в одном мука пшеничная, в другом картофельная (крахмал).

   Воспитатель показывает приёмы обследования и предлагает детям сравнить содержимое, в блюдцах.

   Напоминает о правилах безопасности: муку можно сравнить по цвету, на ощупь, по запаху (вдыхая не сильно!), на вкус пробовать нельзя!)

Воспитатель,  просит детей рассказать о своих ощущениях.

Воспитатель напоминает детям о необходимости вытереть руки влажными салфетками.

Опыт: «Получение крахмала из картофеля».

   Воспитатель показывает и объясняет последовательность действий:

   1.Взять сырой картофель и натереть его на мелкой тёрке (приготовить заранее). В картофельной кашице жидкость, это картофельный сок.

   2.Смешать картофельную кашицу с водой.

   3.Аккуратно поднять баночку, чтобы дети смогли хорошо разглядеть дно банки.

   Воспитатель спрашивает детей о том, что они видят?

Теперь нужно эту жидкость хорошо размешать и пропустить через фильтр (марлю).

Воспитатель говорит детям о том, что нужно немного времени для того, чтобы крахмал осел на дно баночки.

Воспитатель выходит из – за стола и начинает  вспоминать стихотворный текст  физкультминутки «На огороде» и намеренно ошибается. Просит детей напомнить слова физкультминутки.

   Физкультминутка: «На огороде».   

Воспитатель берёт  демонстрационную ёмкость и поднимает её вверх так, чтобы дети хорошо разглядели осевший на дне слой белого вещества.

Спрашивает у детей, что это?

Воспитатель спрашивает детей, что получилось у них в баночках?

 Воспитатель аккуратно сливает воду из банки в другую ёмкость.

   Воспитатель говорит о том, что теперь крахмал нужно оставить для просушки. И на это потребуется много времени. А завтра мы с вами посмотрим, что у нас получится.

Баночки с крахмалом ставят в специальный контейнер и убирают на подоконник.

Воспитатель спрашивает детей о том, знают ли они, где применяется крахмал?

Воспитатель,  добавляет к сказанному детьми то, что ещё крахмал применяют при изготовлении кетчупов,  клея для обоев,  при накрахмаливании белья после стирки и т. д.

Воспитатель показывает детям вязаные салфетки и накрахмаленные. Объясняет, что это нужно для того, чтобы салфетка не мялась и выглядела красиво.

Воспитатель говорит о том, что  картофель хорошее лекарство. Домашнее задание: спросить у родителей о том, при каких заболеваниях может помочь картофель?

 Анализ.   

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что им понравилось на занятии? Что нового они узнали?    

  Выход на последующую деятельность.

 Воспитатель выставляет на стол шапочки – маски для игры «Вершки и корешки» и спрашивает детей о том, для какой игры они вместе изготовили эти маски?

 Воспитатель включает весёлую музыку.

Подвижная игра «Вершки и корешки»

 

 Дети играют.

 Дети подходят к воспитателю.

 

 

 Дети обследуют клубни картофеля.

 Дети отвечают (клубни картофеля разные, отличаются: по цвету, по размеру, по форме).

 Дети слушают.

 Дети размышляют и отвечают (этот картофель овальный, похож на туловище утёнка; этот круглый, ярко-розовый похож на бутон розы…).

Дети слушают.

Дети размышляют и отвечают.

Изъявляют желание узнать об этом.

 

Дети слушают.

Дети изъявляют желание поучаствовать в получении крахмала из картофеля.

Дети проходят в «лабораторию».

Дети надевают халаты и садятся за столы.

Дети слушают.

Дети производят обследование муки и крахмала.

Дети высказываются (крахмал очень похож на муку, но крахмал светлее, на ощупь как-бы скрипит в руках…).

Дети вытирают руки влажными салфетками.

 

 

Дети рассматривают картофельную кашицу.

Дети проделывают те же действия, что и воспитатель: добавляют картофельную кашицу в баночки с водой и размешивают содержимое.

Дети рассматривают содержимое банок.

Дети отвечают (в банке мутная жидкость).

Дети проделывают то же самое.

 

Дети охотно соглашаются помочь воспитателю.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети рассматривают содержимое.

Дети отвечают, что это крахмал.

Дети проходят за столы и рассматривают осевший на дне баночки слой крахмала.

Дети выполняют то же  самое.

Дети ставят свои баночки в контейнер.

Дети отвечают (из него варят кисель, клейстер, добавляют в тесто…).

Дети наощупь определяют, чем отличаются салфетки и высказывают свои ощущения.

 

Дети снимают халаты и возвращаются в группу.

Дети высказываются.

Дети подходят к воспитателю, рассматривают маски и напоминают, как называется игра.

Дети по желанию выбирают себе маску и играют в игру.

 Под музыку дети выполняют любые танцевальные движения, по сигналу находят себе пару. Усложнение: дети, по желанию, обмениваются масками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП на тему: «Счет в пределах 5, сравнение предметов по двум признакам» для детей средней группы

Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.Программные задачи:1. Образовательные: Закреплять умение считать в пределах 5, знакомить...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей I младшей группы на тему: «Прогулка на огород»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательного интереса  к окружающей действительности.Задачи:  Образовательнаяобеспечить понимание детьми существительных, обозначающих  названия...

Конспект ООД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»

С использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...