Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маликова Эльфера

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx21.38 КБ
Файл prezentatsiya_russkaya_izba.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экскурсия в музей.

Цель: познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)

Задачи. 

- продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

- продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий;

-воспитывать патриотические чувства.

 Словарная работа. Изба, ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель.

 Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Без печки хата - не хата», «Собака дом сторожит, а кочерга – огонь».

Материал. кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме), предметы мини – музея народного быта «Русская изба».

Предварительная работа. Беседа по сказкам, заучивание пословиц.

              Ход образовательной деятельности

Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?

Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:

«В тереме расписном я живу.

Приглашаю всех гостей к себе в избу».

Воспитатель: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.

Воспитатель и дети проходят в музей русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали?

Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)

- А почему он так назван? (ответы детей) 

- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т.е. использовали их в быту.

- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)

- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.

- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».

- Как вы думаете, ребята, почему так  говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)

- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.

-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.

В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата - не хата» - говорили люди.

Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)

- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.

- Во многих русских народных сказках упоминается печь.

- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)

- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.

Хозяюшка:

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.

Дети рассматривают чугунок.

- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

- В нём и кашу варили и картошку.

Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.

-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).

Хозяюшка:  В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье . Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

- Это делали с помощью ухвата.

Хозяюшка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.

Хозяюшка:  А вот ещё одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться.  А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.

Дети рассматривают кочергу.

Хозяюшка: Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.

Коромысло с утра я беру,

За прозрачной водичкой иду.

Буду кушать готовить, стирать,

Буду маме своей помогать.

Дети рассматривают коромысло.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: ребенок

Хозяюшка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Хозяюшка:

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Хозяюшка: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали  рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность. 

Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».

Хозяюшка: отгадайте  «Для чего нужны?» (Слайд №10) (По каждому предмету загадывает загадки)

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга).

Хозяюшка: Молодцы, ребята. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы Вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская изба

Слайд 2

Печь

Слайд 3

Печь

Слайд 4

Во многих русских народных сказках упоминается печь. Д/и «Отгадайте сказку»

Слайд 5

Чугунок

Слайд 6

Ухват

Слайд 7

Кочерга

Слайд 8

Коромысло

Слайд 9

Люлька

Слайд 10

Рубель и скалка

Слайд 11

Д/и «Для чего нужны?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Экскурсия в музей народной куклы "Берегиня"

Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с народной куклой, обучение детей изготовлению народной куклы - пеленашки....

Конспект экскурсии в музей народного костюма для подготовительной группы

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностей;учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные ...

Конспект занятия в клубе для родителей «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА» «Экскурсия в музей народной игрушки»

Познакомить  родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены...

Экскурсия в музей «Народные промыслы»

Экскурсия в музей «Народные промыслы»...

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"...

Конспект ООД Тема: «Экскурсия в музей народного творчества»

продолжать развивать у детей интерес к народному творчеству через народную вышивку и предметы народно-прикладного искусства; воспитывать любовь к фольклору через загадки, пословицы, поговорки, песни, ...