Экологическая природоохранная акция «Добрые дела Эколят –дошколят»
материал по окружающему миру

Данильченко Татьяна Григорьевна

Творческий отчет о проведении в детском саду экологической природоохранной акции "Добрые дела Эколят дошколят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otche_aktsii_my-_zashchitniki_prirody.docx744.71 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая природоохранная акция МБДОУ д/с № 32        

 «Добрые дела Эколят –дошколят»

в рамках краевой акции «Экологический мониторинг»

Мир,  окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе

вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Введение

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Великий русский писатель Пришвин Михаил Михайлович однажды написал, «Природу защищать – значит Родину защищать». Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Следовательно, экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Эколого-ориентированное направление работы дошкольного учреждения можно выделить отдельно, так как оно имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Один из наиболее эффективных способов реализации задач экологического образования - это организация природоохранных акций. Активное участие  в них – это  уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе. Опираясь на эти знания, педагоги МБДОУ д/с № 32 совместно с воспитанниками старшего дошкольного возраста решили принять участие в краевой природоохранной акции «Экологический мониторинг», назвав  свою акцию иначе «Добрые дела Эколят-дошколят» и определив    цель

Цель создавать на территории детского сада предметно-пространственную-развивающую среду для проведения деятельности экологической направленности, формировать систему осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста и привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Для достижение нашей цели, были определены следующие задачи:

  1. Формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  2. Развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней;
  3. Воспитание у детей природоохранной культуры;
  4. Привлечь внимание дошкольников и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды;
  5. Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой;
  6. Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром,  барометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером.

7.Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как

доброта, сострадание, внимательность.

Объект исследования 

Отряд  нашего ДОУ– «Юные Эколята- дошколята», созданный в 2017 году, является активным участником различных экологических мероприятий. Юные защитники природы очень старательные, трудолюбивые и  любознательные. Познакомившись поближе с природой  Краснодарского края, и узнав, что она значительно отличается от других уголков нашей необъятной России, Эколята решили создать на территории детского сада лабораторию погоды-  метеостанцию для более близкого знакомства с особенностями природных условий Кубани и  самостоятельного наблюдения за погодными изменениями. Обследовали территорию ДОУ, юные защитники природы совместно с педагогами определили благоприятный участок для создания метеостанции. Выбранный объект, был удобен для подхода, представлял большую территорию по площади и прекрасно прогревался солнцем, но сильно порос сорной травой, выглядел неблагоустроенно и не вписывался

в гармонично- созданную природой и людьми эко

систему окружающей  среды ДОУ.

Методы проведения акции

В рамках природоохранной акции «Добрые дела Эколят -дошколят», направленную на  создания метеостанции в ДОУ  педагоги умело использовали различные  методы  и формы работы с Юными Эколятами.  

Используемые методы:

 Наглядные методы

 К наглядным методам  относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой помогли нам в проведении акции и  послужили  развитию возможностей познавательной деятельности детей,  позволили сформировать у них яркие, конкретные  представления об исследуемом объекте, построении  и реализации запланированного. Эколята – дошколята очень любознательные и пытливые друзья природы и благодаря наглядным методам, при создании различных презентаций, моделей будущей метеостанции, её оборудования, юные участники акции принимали активное участие.

Практические методы

 При реализации целей и задач нашей акции широко использовались практические методы. Это различные игры (дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные игры природоведческого характера, экспериментальные игры )  элементарные опыты и моделирование. Применение этих методов позволило руководителям акции уточнить представления детей об окружающем мире, углубить их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении  полученных знаний  при  проведении акции «Добрые дела  «Эколят -дошколят».

 Словесные методы

Очень помогли всем участникам акции при её реализации и словесные методы. Это разнообразные рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе и , конечно- же,  различные беседы. Словесные методы  помогли  расширить знаний детей о природе, систематизировать и обобщить их. Эти методы, используемые при проведении  нашего экологического мероприятия, помогли сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к  этапам акции, к объекту преображения, к результату нашего экологического мероприятия  и к природе во общем.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию, используемые в проведении нашей акции являлись

уроки доброты,

 выставки,

 экскурсии,

прогулки,

экологические занятия

творческие мастерские,

 тематические занятия,

 Эти  формы в работе с дошколятами по облагораживанию нашей территории и созданию лаборатории погоды - метеостанции позволили педагогам создать для ребят  возможность непосредственного контакта с природой. Только в  этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе, что является основой нашей природоохранной акции.

Результаты мониторинга

 Воодушевившись тем, что благодаря нашему отряду Юных Эколят неблагоустроенный участок на территорию ДОУ может преобразится и пополнится значимым объектом – метеостанцией, для полноценного экологического развития и воспитания всех дошколят нашего учреждения.  Дошколят очень радовало, что в следствии плодотворной  и результативной работы отряда Юных- Эколят  в детском саду появится организованная зоны природы.

Таблица результатов мониторинга облагораживаемой территории

и настроя участников акции

Необходимые условия для создания метеостанции

Исходные условия

Созданные условия в рамках акции

 Ровная площадь размером 30 м².  

   нет

  да

Свободный  и просторный подход

  нет

да

 Солнечная сторона

 да

 да

Удаленность от построек  и деревьев

 да

 да

Удобный доступ к водопроводу

 нет

да

Наличие травяного покрытие

 нет

да

Отсутствие сорняков и ненужных предметов

 нет

да

Желание и активная деятельность дошколят

да

да

Профессиональная подготовленность педагогов

да

да

Посильная помощь родителей

да

да

Описание действий

Оценив свои возможности и систематизировав результаты проведенного  мониторинга облагораживаемой территории ДОУ, Эколята-дошколята совместно с педагогами и родителями перешли к практическим действиям:

Вся работа была разбита на три этапа

Первый этап- организационный

  • Проведен  анализ результатов мониторинга выбранной территории
  • Был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой   теме.  
  • Педагоги выяснили основные требования к организации метеостанции в детском саду.
  • Был составлен перспективный план работы над  созданием метеостанции.
  • К  разработке оборудования  метеостанции были привлечены воспитатели и родители.

Второй этап –практический

  • Организовали трудовой  десант «Вместе сделаем больше» по расчистке и благоустройству территории для метеостанции
  • Создали макет будущего эко объекта
  • Провели анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми.
  • Установили 30 см забор по всей  благоустроенной территории
  • Распределили  обязанности между участниками акции по изготовлению оборудования для метеостанции.
  • Приступили к изготовлению приборов-помощников.  

(Метеоприборов- метеобудки, гигрометра, осадкомера, аненометра, флюгера, ветрянова рукава, стенда для характеристики облаков, стола для экспериментирования.

  • Изготовили  различные дидактические и методические  пособия (конспекты  познавательных  занятий, методические пособия «Ловец облаков», «Теремок для насекомых», « Полезные советы по экспериментированию в домашних условиях», « Лаборатория природы», «Метеочувствительные цветы» и т. д.; дидактические игры: «Знакомьтесь, компас», «Календарь погоды», «Какие облака», «Найди нужный цветочек», «Ветер, ветер, ветерок», «Путешествие капельки» и т .д.
  • Провели  субботник по установке метео –оборудования, стенда «Погода сегодня» и дальнейшему созданию эко объекта
  • Сбор информации для оформления альбомов, журналов и дневников наблюдений
  • Приобрели   необходимое оборудование для метеостанции (компас, барометр,  термометры, приборы для экспериментов, стенд « Погода сегодня»
  • Провели различные опыты, наблюдения за состоянием погоды, сезонными изменениями, благоустроенной территорией
  • Познакомились  с художественными произведениями, «умными» книгами
  • Оформили и поработали  в уголках природы, изготовили модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света»
  • Подвели итоги благоустройства выбранной территории
  • И ОТКРЫЛИ чудо метеостанцию «В гостях у пчелки Аси»

Третий этап- аналитический

  • Запланированные мероприятия были выполнены.
  • Проведенный мониторинг показал-  целостность эко системы территории ДОУ не пострадала, а только преобразились и обогатилась познавательным и полезным объектом, который гармонично влился в  окружающий мир природы детского  сада и стал любимым эко объектом не только детей , но и взрослых.
  • Диагностические исследования показали, что за время реализации акции « Мы –защитники природы»  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, экологической культуры; обогатился  внутренний мир и системы ценностных отношений к природе,  успешно произошло развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней,  улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
  • Для всестороннего развития и для привития дошколятам эко культуры,  из неблагоустроенной территории детского   у нас  появилась  метеостанция « В гостях у пчелки Аси».

Выводы:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под

 угрозой  будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

  • Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный периоды детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
  • В  работе с дошкольниками следует использовать разнообразные формы воспитания и  обучения , формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную и природоохранную потребность дошкольников: экскурсии,  разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
  • Участок детского сада может являться не только местом для прогулки детей, но и объектом для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, что способствует становление мировидения ребенка, его личностный рост.
  • Участие в эко- социальных  акциях, субботниках, озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Труд нашего экологического отряда «Эколята-дошколята - Юные защитники природы» был высоко оценен и руководством нашего сада и руководством природоохранных социально- образовательных проектов и акций Тимашевского района и краевых экологических организаций. В результате  акции у детей сформировались экологические знания, экологическая природоохранная культура; навыки правильного поведения в природной среде; чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе. У родителей:  повысился интерес к совместной деятельности по защите охране  природы.

Заключительные слова автора

В заключение хотела сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования у детей и взрослых  активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из эффективных  форм работы по экологическому воспитанию

С уверенностью могу сказать, что участвуя в таких экологических мероприятиях как наша долгосрочная  акция «Добрые дела Эколят-дошколят», дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей. Любите природу! Берегите, природу! Ведь такой другой на свете нет! Помните это и обязательно донесите эту простую истину вашим детям, внукам, воспитанникам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята» в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят». »

Итоговое занятие по проекту «Маленькие эколята»в старшей группе группе «Добрые дела Эколят-дошколят».»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми "Добрые дела Эколят-дошколят" (для детей старшей группы)

Задачи:Формировать у детей основы экологической культуры.Расширять представление детей о природе, лесных обитателях, правилах поведения в лесу.Закреплять знания детей о количественном и порядковом сче...

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе по теме:Квест-игра "Добрые дела Эколят-дошколят".

Организованная образовательная деятельность в средней группе Квест-игра "Добрые дела эколят-дошколят"....

"Добрые дела Эколят-дошколят"

Ознакомление детей с основами экологической культуры...

Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят». Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе

Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят».Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе Пояснительная записка.Представленная методическая разработка – конспект ...