Проект "Деревья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Потапова Наталья Александровна

Познакомить с названиями деревьев, из каких частей состоит дерево, дидактические игры, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_derevya.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили воспитатели

Карпенко Е.В.

Потапова Н.А.

Проект: " Деревья – наши друзья!".

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: с 14.10.2019 по 31.10.2019.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

        

        Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде.

Актуальность.

Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. В настоящее время потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Работа направлена на развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения. Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные восприятию проект но - исследовательские, игровые формы работы. Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного поселка, но и всей страны в целом.

Проблема.

Позитивное отношение воспитанников к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно – бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей поможет предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.

Гипотеза: Вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические

Приёмы:

- наблюдения,

- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

- игры,

- экскурсии,

- опыты.

Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа - альбом «Вот они какие деревья нашего края».

Предполагаемый результат:

- интерес детей к деревьям, кустарникам;

-эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

-у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

-бережное отношение к природе.

Необходимые материалы:

уголок природы в группе;

наглядный и демонстрационный материал;

оборудование для экспериментирования и проведения опытов;

библиотека.

Работа с родителями

Подбор книг, иллюстраций, фотографий.

Посещение с детьми ближайшего парка для накопления информации о деревьях.

Подбор пословиц, поговорок о деревьях.

Консультация«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»«Чем занять ребенка на прогулке».

Поэтапный план реализации проекта.

Первый этап – организационный

Подготовка материалов:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

• Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;

• Подбор энциклопедий «Деревья», иллюстраций и картин известных художников;

• Подбор мультфильмов о природе;

• Оформление картотек загадок, стихов, народных примет;

• Оформление картотеки исследований и экспериментов;

• Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.

• Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий.

4. Разработать перспективный план опытов и экспериментов.

5. Разработать наблюдения за деревьями на прогулке.

6. Подготовить информацию для родителей по темам«Человек и природа»«Прогулка в природу – основа здоровья ребенка»«Чем занять ребенка на прогулке»«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

Второй этап – продуктивный

Продуктивный этап проекта

1 неделя

Понедельник

Чтение стихотворения О. Высотской “Елочка”

Подвижная игра: — «Мы листики осенние»«Дерево – куст»

Оформление папки — передвижки “Деревья ”

Аппликация на тему«Декоративное панно из осенних листьев».

Исследования и эксперименты: Знакомимся с деревьями: «Какой высоты (ширины) дерево?»; «Есть ли у дерева детки.

Вторник

Рассматривание иллюстраций о деревьях.

Занятие по ознакомлению с окружающим«Деревья и кустарники на нашем участке».

Рисование на тему«Большие и маленькие ели».

Подвижная игра — «Ветер и листочки».

Среда

Прослушивание песни “Березка” Коган Г.

Аппликация на тему«Осенняя березка».

Исследования и эксперименты:

Изучаем листья «Сколько на дереве листьев«Исследуй листья».

Хоровод «Во поле береза стояла».

1.Во поле берёза стояла,    

 Во поле кудрявая стояла.

 Люли люли, стояла,

 Люли люли, стояла.

«Круг» Взявшись за руки, образуют круг; движение по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом.

 2.Некому берёзу заломати,

 Некому кудряву заломати.

 Люли люли, заломати.

 Люли люли, заломати.

«Улитка» Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности.  Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения.

3.Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Теперь «развиваем» «Улитку». Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

4.Срежу я берёзы три пруточка,

Сделаю из них три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

5.А четвёртую балалайку,

А четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

 «Ворота» Ведущий, и за ним идущий, поднимают руки вверх, образуя «ворота», все с разъединенными руками проходят по одному под руками и расходятся через одного направо налево в обход. Обе линии встречаются, берутся за руки, поднимают руки, «ворота 2».

 6.Стану в балалайку я играти.

Стану в балалайку я  играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Из полукруга, в центре которого «ворота 2», Ведущие, стоящие по бокам, проводят, каждый свою сторону. под «ворота 2». Центровые, не разрывая руки, проворачиваются под руками. Ведущие округляют линию, образуя полукруг. Поклон.

Труд на участке(выполнение несложных поручений по уборке сухих листьев).

Четверг

Рисование на тему«Гроздь рябины».

Чтение энциклопедий «Мир леса».

Экологическая игра “Листочек, лети ко мне”

Дидактическая игра “Что, где зреет?”

Исследования и эксперименты:

Изучаем ветки и ствол«Чем покрыт ствол?»«Ветка березы в воде».

Пятница Аппликация на тему«Дерево».

Исследования и эксперименты: Изучаем кору и ствол«Что такое кора, для чего она служит, какая она?»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»

Наблюдения«Наблюдение за листопадом».

2 неделя

Понедельник

Чтение К. Чуковский «Были бы у елочки ножки.

Исследования и эксперименты: Изучаем корни«Что держит дерево в земле«Какие корни по длине?» и др.

Подвижная игра — «Такой листок, лети ко мне».

Вторник

Занятие по ознакомлению с окружающим«Такие разные осенние листья».

Дидактическая игра “«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».

Рисование “Почки и листочки”.

Наблюдения«Рассматривание осенних деревьев».

Среда

Прослушивание в аудиозаписи: шум леса.

Аппликация на тему«Осенний ковер».

Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень».

Подвижная игра — «Беги туда, куда скажу».

Четверг

Рисование на тему: “Желтый наряд” (коллективная работа)

Чтение энциклопедий «Что? Зачем? Почему.

Экологическая игра “Листочек, лети ко мне”

Дидактическая игра “ «Найди дерево по описанию»,

Труд на участке детского сада: Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария.

Пятница Исследования и эксперименты:

Исследуем почки«Какие почки: на ощупь, по запаху?»; и др. Экологическая игра-ситуация “Что будет если…”

Изучаем плоды и семена«Какие они, кто их разносит?»«Для чего они нужны?».

Семейный конкурс рисунков “Мое дерево”

Наблюдения«Прогулка в осеннюю рощу».

Заключительный этап:

Обработка информации данных. Изобразить свое дерево. Сочинить рассказ или сказку о дереве. Выставка рисунков для родителей на тему «Деревья вокруг нас».

Конечный продукт проекта:

• Дети познакомились с конкретными видами деревьев, знают их названия, характерные признаки.

• Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.

• Развился познавательный интерес к растениям участка.

Критерии оценки эффективности реализации проекта: анкетирование родителей и детей.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать: потеря интереса и желания детей.

Способы коррекции негативных последствий: создание предметно – развивающей среды, поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов над проектом.

Загадки о деревьях и кустарниках

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)

Стихотворения

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Черемуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

Соколов – Микитов Иван Сергеевич. Вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце.

Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся тёплой землёй.

Вот сам собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зелёная стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.

«Витютень, на ду-у-убе сижу! Витютень, на ду-у-бе сижу!» — выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец — тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.