Проект "Масленица"
проект по окружающему миру

Кутузова Наталья Владимировна

Цель проекта:

 Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи проекта:

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  4. Познакомить детей с обрядовой кухней.
  5. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  6. Приобщать к истокам народных традиций.
  7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslenitsa.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации  города  Пскова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей  №31 «Росинка»

180016  г. Псков, ул. Киселёва, 21, 57-16-77, 57-33-80

ПРОЕКТ

Тема: “ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА”

Зам. заведующего по воспитательно-

образовательной работе:

Кутузова Наталья Владимировна

Псков

2012г.

Вид проекта: 

Ежегодный, общесадовский, познавательный, творческий, игровой, интегрированный.

Срок проекта: февраль - март

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты.

Актуальность темы:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и детей.

 Гипотеза:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта:

 Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи проекта: 

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  4. Познакомить детей с обрядовой кухней.
  5. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  6. Приобщать к истокам народных традиций.
  7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей  и родителей к родной истории.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета. Представление проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическая культура, Здоровье и безопасность

1. Подвижные народные игры «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря», «Два Мороза», «Лапти», «Гори, гори, ясно», «Горшки», «Горелки», «Звонарь».

Подвижные игры: «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле?», «Петушки», «Три ноги», «Сковорода», «Блинная эстафета».

2. Катание на санках, с ледяной горки.

3. Катание на лошадях.

4. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Социализация

1.  Драматизация сказок, показ театров: «Масленичные приключения Колобка», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «У солнышка в гостях», «Девочка- снегурочка», «Сказка про мышку», «Дудочка- звоногудочка».

2.  Разучивание пальчиковых игр.

3. Экскурсия на кухню:  наблюдение за трудом повара.

приготовление блинов.

4. Составление книг рецептов приготовления блинов.  Изготовление “Блинной книги”.

5. Приём и посещение гостей: взаимопосещение групп детьми с играми, песнями, хороводами, угощением.

6. Просмотр мультфильмов о Масленице (Смешарики-Масленица, Ишь-ты, Масленица»).

Труд

1. Худ. труд на участке  - Постройка снежных гор, снеговиков, рисование узоров на снегу, раскрашивание льда и снега.

2. Конкурс на лучшую снежную фигуру СНЕГОВИКА.

3. Изготовление масленичных кукол, кукол – закруток.

Познание

1. НОД: «Обычаи и праздники», «Масленичная неделя», «Традиции русского народа», «История русского самовара», «Масленица», «Традиции русского чаепития», «Как приготовить тесто для блинов».

2.  Просмотр познавательных видеофильмов, презентаций о Масленице.

Коммуникация

1. НОД и беседы «Почему на Масленицу блины пекут», «Масленица кривошеечка», «Масленица-блиноедка», «Широкая масленица», «Блин, блинок», «Как на Псковщине Масленицу отмечали», «Русская игрушка».

2. Заучивание приговорок, закличек, поговорок.

3.Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

4. Рассматривание энциклопедий: “Русский дом”, “О лошадях”, “Наш дом”.

Чтение художественной литературы

1. Чтение сказок,  познавательной литературы.

2.  Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц, закличек.

Художественное творчество

1. Рисование, лепка, аппликация- «Русская матрёшка», «Дымковская игрушка», «Расписные тарелочки», «Впечатление о празднике», «Угощение для кукол», «Бублики, баранки», «Блин, блинок», «Блинный каравай», «Блиночки мои», «Масленичка»,  «Русская тройка», “Украшение колокольчиков орнаментом”.

2. Оформление выставок рисунков.

3. Изготовление масленичных кукол, кукол – закруток.

Конкурс на лучшую Куклу-Масленицу.

4. Коллективное рисование детьми газет «Весёлая ярмарка», «Скатерть самобранка», «Народные игрушки».

5. Разукрашивание картинок о масленице.

6. Рассматривание репродукций картин художников.

Музыка

1. Развлечения «Широкая масленица», «Масленица-блиноедка» и др.

2. Проведение праздника «Масленица- разгуляй-ка».

3. Разучивание масленичных песен («Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши, музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р.н.м.,  «Ай, качи-качи», «Гори ясно», «Едет Масленица»

4. Слушание фольклорных песен.

5.  Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”,

песен “Наша Масленица”, “Блины”,

частушек.

6. Оркестр народных инструментов.

Взаимодействие с семьями

1. Сотворчество детей и родителей в оформлении информационно-познавательных газет, папок-передвижек, выставок рисунков, народного творчества, предметов русского быта.

2. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых для театрализованной деятельности.

3. Выпекание блинов совместно с детьми.

4. Масленичные посиделки: чаепитие с блинами и самоваром. Дегустация блинов.

Материалы к проекту:

1. Программа проведения проекта «Широкая Масленица».

2. Приложение:

  • Электронные презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
  • История возникновения праздника.
  • Игры-забавы.
  • Масленичные заклички, частушки, песни, поговорки.
  • Видеомультфильмы:  «Масленица-смешарики». «Ишь, ты Масленица»
  • Фотографии недели Масленицы.
  • Сценарии Масленицы.
  • Репродукции художников по теме «Масленица».
  • Творческие отчёты воспитателей групп.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание. Обеспечивает развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе знакомятся  с традициями родной страны. Работа по проекту помогает развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная  подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дают возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получают возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обретают уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Ежегодно анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. У нас это получилось!