Картотека экологических игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Чучкова Екатерина Ивановна
  1. Живая природа.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять знания о блоках Дьенеша, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • голубая ткань или бумага (пруд),
  •  блоки дьенеша.

Ход игры:

 детям показывают маленькую рыбку (картинку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за блоком. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, приметы блока, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekologicheskih_igr.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Картотека экологических игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера

Автор составитель: Чучкова Е.И.

Г.о.г. Выкса 2019 год

  1. Живая природа.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять знания о блоках Дьенеша, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • голубая ткань или бумага (пруд),
  •  блоки дьенеша.

Ход игры:

 детям показывают маленькую рыбку (картинку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за блоком. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, приметы блока, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Дорожка 1»

Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из палочек, чтобы дойти до конца дорожки.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением объекта живой природы и кода с цифрами или палочками определенного цвета.
  • Палочки Кьюзенера.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой  природы и дорожкой из палочек или кода. Ребенку необходимо выложить дорожку из палочек.

«Дорожка 2»

Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из блоков, чтобы дойти до конца дорожки.

Материалы и оборудование:

•        карточки с изображением объекта живой природы и набором плоскостных блоков Дьенеша;

•        набор объемных блоков Дьенеша.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой и дорожкой из плоскостных блоков Дьенеша. Ребенку необходимо выложить дорожку из объемных блоков.

«Кто где живёт»

Цель: развивать интерес к природе. Умение создавать жилище из блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением животных,
  • карточки с изображением жилищ животных,
  • блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями  жилища. Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен выложить жилище из блоков или палочек.

 «Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование: 

  • игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в первом окне – цвет, во втором, форма, в третьем  - размер.
  • Блоки Дьенеша.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом все экологические предметы были одного цвета, во втором формы, в третьем размера. Для заполнения используются блоки Дьенеша.

«Путаница»

Цель: формировать представления детей о животных  о том, чем они питаются.

Материалы и оборудование:

•        игровой лист с изображением животных, корзинок, ведер, банок, овощей, фруктов с одной стороны и с вопросительным знаком с другой,

•        Блоки Дьенеша.

Ход игры:

        Воспитатель раздает листы и блоки. Детям необходимо от животного пройти по запутанной линии то вопросительного знака и там где он есть поставить тот блок на который похож, то чем питается это животное (Например: Медведь – желтый большой круг, объяснение мед желтый, большой, в кадушке).

«Домики»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование: 

  • игровой домик с четырьмя окнами, в первом окне – цвет, во втором, форма, в третьем  - размер, четвертом – толщина.
  • Картинки - экологические.

Вариант 1. Ребёнку предлагается заполнить домик  так, чтобы в первом все экологические предметы были одного цвета, во втором формы, в третьем размера, четвертом – толщина.. Для заполнения используются картинки - экологические.

«Выбери нужное»

Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.
  • Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

     На столе рассыпаны предметные картинки. Дети должны взять ту картинку, которая соответствует блоку в руке у ребенка. И объяснить, почему эта картинка подходит к этому блоку.

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование:

  •  предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда
  • Блоки Дьенеша.

Ход игры:

 Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда...Дети выкладывают на запретные картинки – красные блоки, а на разрешающие синие.  Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.


                                                           «ЗВУКИ»
  
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:

  • Различные звуки природы.
  • Блоки Дьенеша

Ход игры:

 Воспитатель даёт задание:
   «Когда слышите какой-либо знакомый звук – поднимите желтый блоки, если нет то красный.  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:
Что это за звук, кто это поет?

Кто ток пищит?

Кто рычит? И т.д

                                            «ПОВТОРИ»
  
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Материалы и оборудование:

•        Блоки Дьенеша

Ход игры:

 Дети встают в круг. Первый ребенок показывает какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) если дети догадались, они показывают желтые блоки, если нет красные. Следующий ребенок показывает другое животное и т.д.   Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах.
   В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

                                   

                                              «УГАДАЙ, КТО Я».
  
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей

Материалы и оборудование:

•        Блоки Дьенеша

Ход игры:

   Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.

   Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого. За каждый угаданный номер дети получают блок Дьенеша. И в конце определяется победитель.

                                                      «НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Материалы и оборудование:

•        Блоки Дьенеша

  Организация игры может быть разная:

 1. Используется приём «по кругу»

 2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.

  Воспитатель дает детям задание  выбрать в природе что-то:

 красивые – некрасивые

холодное – горячее

гладкое – шероховатое

     Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного.  В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.  За каждый угаданный номер дети получают блок Дьенеша. И в конце определяется победитель.

                              «ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
  
Цель:  выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Материалы и оборудование:

  • набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.
  • Блоки Дьенеша

Ход игры:

     Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек и положить на них красный блок Дьенеша, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что  использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
  По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых  объектов природы и вопросы беседы.

 «Мы - гусеницы»

Цель: создавать условия для всестороннего разития детей.

Материалы и оборудования:

  • Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.
  • питьевую воду в стаканах или блюдцах;
  • кусочки капусты на подносе;
  • небольшие покрывала или полотенца.

Ход игры:

Каждый участник, сделав из блоков или палочек гусеницу, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я -полосатая гусеница. Я-пестрая…».

Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули. Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик спит, а через некоторое время кокон  раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает (делают бабочку).

 «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Материалы и оборудование:

  • стол,
  • нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.
  • Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера.

Ход игры: на столе выкладываются две ветки из блоков и палочек: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в коробке?»

Цель: развивать сенсорные ощущения.

Материалы и оборудование:

  • муляжи фруктов,
  • кубики по блокам Дьенеша.

Ход игры:

Дети стоят, выстроившись в круг, стоит коробка. Воспитатель кидает кубики и говорит что : Например: в коробке лежит круглое, красное, что это …. Затем достает и показывает фрукт или овощ.

Распределение плодов по форме и цвету

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

  • плоды разных цветов, Вини-Пух.
  • Кубики по блокам Дьенеша.

Ход игры:

   Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по тому как выпадут кубики: по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!»

«Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы и оборудования:

  • муляжи овощей и фруктов,
  • 2 корзины.
  • Кубики по Блокам Дьенеша.

Ход игры:

    На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины, но в корзинке уже лежат кубики по блокам Дьенеша определенного размера и цвета, формы. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

             «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
  
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

  • изображение овощей.
  • Блоки Дьенеша

Ход игры:
     Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и положить  на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки» блоки Дьенеша определенной толщины.

 «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы и оборудование:

  • поднос,
  • лепестки разной формы и цвета,
  • Блоки Дьенеша.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Они могут купить цветы только за денежку (блок) и только тот цветок, который можно купить за эту денежку. Например: красные цветы – за красный блок, круглые – за круглый блок и т.д.

 «Назовите растение»

Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и необходимом уходе..

Материалы и оборудование:

  • Несколько видов комнатных растений.
  • Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры детям надо собрать это растение из палочек и блоков.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли,
разный цвет бутона.

 «Воздух, земля, вода»

Цель: закрепить знания детей о земных ,воздушных ,водных обитателей

Материалы и оборудование:

  • картинки земных, воздушных водных обитателей
  • блоки Дьенеша

Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям разделить на 3 блока: земные, водные, воздушные. На картинки с воздушными обитателями положить красные блоки, на водные – синие, на земные – желтые. бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Выяснить каких экологических объектов больше.

                                          «ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

  Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Материал:

  • Картинки с экологическими объектами в разное время года,
  • Блоки  Дьенеша и палочки Кьюзенера.

Ход игры:

   Воспитатель раздает картинки  с разными экологическими объектами к разное время года, а дети должны сделать этот объект в соответствии нарисованной теме и назвать время года.

Список литературы:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972. -215 с.
2. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -М.: Просвещение, 1974.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1989. - 286 с
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989. -С.3-12.
6. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. -М.: Просвещение, 1976. -С.3-8.
7. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Инфра, 1996. -С.24-57.
8. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником. // Дошкольное воспитание. - 1990. -7. -С.18.
9. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.: ил.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -3. -С.6.
12. Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -С.115-122, 149-155.
13. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Валдос, 1995. -С.25-28, 81, 83.
14. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
15. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. 3. -С.84.
16. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы //Дошкольное воспитание.-2001.- 7.-С.61
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.-256 с.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Отношение непосредственных опосредованных побудителей нравственного поведения детей.//Вопросы психологии.-2001.1.-С.26-36
19. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987. -97 с.
20. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5-49.
21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с.
22. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.: Просвещение, 1991. -64 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988. -С.11-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....

игровая деятельность с использованием Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера

Дети моей группы 2 младшая используют развивающие блоки Дьенеша и палочки Кюизенера не только как настольные игры, но и в образовательной деятельности, в развивающей деятельности.Дети экспериментируют...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Дидактическая игра «Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»

Дидактическая игра«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»...

«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»

Дорожка 1»Цель: закрепить умения детей создавать дорожку из палочек, чтобы дойти до конца дорожки.Материалы и оборудование:·        карточки с изображен...

Занятия по ознакомлению с природой с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера»

Содержание:4 октября—Всемирный день защиты животныхДары осениПтицы нашего краяНаблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)Животные зимойЖивотные водоемов, морей и океанов11 января&md...