Освоение дошкольниками представлений о Санкт-Петербурге в различных видах детской деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Башта Елена Владимировна

Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы способом не добрались сюда, морем ли, по суше или самолетом, вы сразу поддадитесь очарованию его широких, прямых проспектов, мостов, дворцов, куполов, которые повлекут вас все дальше и дальше.

Санкт-Петербург – это наш большой дом, в котором живут 5 миллионов человек. Это очень большая семья, состоящая из людей самых разных и по характеру, и по своим привычкам и занятиям. Но все они – петербуржцы. И они любят свой общий дом – Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_doshkolnikami_predstavleniy_o_sankt-peterburge.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование программы по теме:

Освоение дошкольниками представлений о Санкт-Петербурге в различных видах детской деятельности (старшая группа)

Воспитатели: Башта Е.В.

Вид программы: познавательно – игровая.

Длительность работы   – долгосрочная.  

Актуальность:

Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы способом не добрались сюда, морем ли, по суше или самолетом, вы сразу поддадитесь очарованию его широких, прямых проспектов, мостов, дворцов, куполов, которые повлекут вас все дальше и дальше.

Санкт-Петербург – это наш большой дом, в котором живут 5 миллионов человек. Это очень большая семья, состоящая из людей самых разных и по характеру, и по своим привычкам и занятиям. Но все они – петербуржцы. И они любят свой общий дом – Петербург.

 Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.  

Исходя, из этого основная нагрузка в получении знаний будет опираться на играх – путешествиях посредствам интерактивного оборудования, на работу в группе на активный, непрерывный контакт и, конечно же работу с родителями. Закрепление знаний проходит на экскурсиях. В процессе работы в детском саду формируются чувства уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице) представления о разных видах домов, транспорта, с разными профессиями, воспитываем культуру общения со сверстниками и взрослыми. С помощью родителей знакомим детей с ближайшим окружением (городом) и с историческим центром. При посещении достопримечательностей ребенок получает много знаний, испытывает массу эмоций.

         Цели:    

  • Воспитание любви и интереса к родному городу;
  • Воспитание желания узнать свой город, познакомится с ним ближе;
  • Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;
  • Формирование начальных знаний о родном городе; знакомство детей с ближайшим окружением (т. е. город, как среда обитания: дом, здание, транспорт, улица, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного;
  • Обогащение знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, свои впечатления, учить высказывать свое мнение, давать оценку действиям и событиям;
  • Осознание ценности памятников культуры и искусства; архитектуры и скульптуры;
  • Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
  • Изучать историю города через судьбу замечательных петербуржцев;
  • Углубить знания и представления детей о родном городе;
  • Продолжить формирование у детей навыков коллективного взаимодействия, сопричастности к общему делу.

Задачи :

  • Продолжать развивать внимание, память, мышление детей, умение сравнивать;
  • Продолжать развивать связанную речь детей;
  • Продолжить обогащение словарного запаса детей;
  • Продолжать развитие навыков ненасильственного взаимодействия детей друг с другом;
  • Продолжать воспитание патриотических и гражданских чувств дошкольников;
  • Продолжать воспитание любви к родному городу Санкт-Петербургу.

 

 Взаимосвязь петербурговедения с различными

видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей: беседа, как метод обучения диалогической речи; обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям; обучение творческому рассказыванию; формирование связных высказываний типа суждений; ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.

Изобразительная деятельность.

Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

 

Виды детской деятельности в формирование представлений о Санкт – Петербурге у дошкольников

Виды детской деятельности:

  • Игровая включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр: (подразумевает под собой творческие игры - режиссерские по мотивам литературных произведений, и сюжетам, самостоятельно придуманным детьми. Сюда относятся и сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, театрализация, игры фантазирование, дидактические, музыкальные, развивающие, компьютерные – обучающие);
  • Коммуникативное общение со взрослыми и сверстниками (ситуативно-деловая, вне ситуативно – познавательная, вне ситуативно – личностная, эмоционально – практическая);
  • Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, исследование, моделирование);
  • Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение – слушание, обсуждение – рассуждение, рассказывание – предсказывание, декламация, разучивание, ситуативный разговор);
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице, труд в природе, ручной труд;
  • Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу природный и иной материал;
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
  • Музыкальное восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмичные движения, игра на детских музыкальных инструментах;
  • Двигательная овладение основными движениями - ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, строевые упражнения, танцевальные упражнения, катание на самокате, коньках, санках велосипеде, ходьба на лыжах.

Использование различных видов дидактических игр:

Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.  Детям предлагаются различные задания:

  • ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
  • ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)

Методы и средства:

  1. Художественная литература.
  2. Иллюстративно-познавательные материалы.
  3. Природа Санкт-Петербурга.
  4. Собственная деятельность детей.
  5. Окружающая обстановка.

Беседы.

  1. Подборки материалов по теме.
  2. Рассказывание педагога.
  3. Посещение музея, библиотеки.
  4. Целевые прогулки по улицам микрорайона.
  5. Прогулки по городу с родителями

  Проектирование программы по освоению дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге  

История создания Санкт – Петербурга (общие сведения)

  • Изучить историю создания Санкт-Петербурга
  • Формировать патриотическое отношение и любовь к родному городу
  • Формировать познавательный интерес к истории родного города

  • Учить освоению понятий, связанных с историей создания и развития города

«…Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…»

- Личности Петра I и его сподвижников

- Рождение Петропавловской крепости – колыбели города

- Голубая карта города (острова, реки, каналы, мосты)

Инфраструктура города 

  • Формировать знания о назначении зданий, домов, разных видов транспорта
  • Воспитывать и развивать социальные нравы
  • Дать понятие, что такое инфраструктура города
  • Прививать навыки поведения в общественных местах города

- Общественный транспорт

- Аптека

- Больница

- Завод, фабрика

- Универмаг

- Рынок

- Социальные службы

- Образовательное учреждение

- Дом быта

- Воздушный транспорт (аэропорт)

Реки, острова, набережные

  • Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города

  • Формировать умение работать с картой города, на которой представлены реки, каналы, остова

  • Воспитывать умение видеть богатства, созданные природой

  • Обогащать активный словарный запас новыми понятиями и представлениями

- «…Нева вздувалась и ревела…»

- Ординар, наводнения

- р.Мойка, Невки, Фонтанка, Карповка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка, Обводный канал

- о. Заячий, Васильевский, Петроградский, Крестовский, Елагин, Каменный, Аптекарский

- Набережные: Дворцовая, Адмиралтейская, Петровская, Кронверская, Университетская, Английская

- Голубая карта нашего города

     

Мосты повисли над водами

  • Дать знания о мостах нашего города

  • Изучать красоту и практическое назначение мостов

  • Научить ценить красоту мостов Петербурга и воспитывать уважение к их создателям

«…Твоих оград узор чугунный…»

- Мосты через Неву:

  • Дворцовый
  • Троицкий
  • Биржевой
  • Л.Шмидта
  • Литейный
  • Тучков

- Силуэты мостов:

  • Сфинксы
  • Грифоны
  • Львы
  • Скульптура мостов

- Ограды и чугунные решётки мостов

- Создатели мостов

Храмы нашего города

  • Дать понятие религии, конфессии

  • Развивать духовную сферу ребенка

“Храмы Санкт-Петербурга”

- Храмы нашего района

- Исаакиевский СОБР

- Казанский собор

- Троицкий собор Александро-Невской лавры

- Владимирский собор

- Храм Воскресения Христова

- Никольский собор

- Измайловский собор

- Армянская церковь

- Каталический собор

- Синогога

Стрелка Васильевского острова     

  • Дать знания о самом большом и неповторимом острове в нашем городе
  • Формировать знания об “ансамбле” стрелки и его создателях

«Крупнейший остров нашего города»

-   Стрелка В.О., Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей  

Сады Санкт-Петербурга

  • Способствовать формированию знаний о парках садах Санкт-Петербурга

  • Формировать представление о пользе зелёных насаждений в городе

  • Учить видеть красоту и неповторимость красивейших садовых ансамблей города

«…Люблю я тень своих садов, красивейший из городов…»

- Летний сад

(Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову)

- Михайловский сад

(Инженерный замок)

- Александровский сад

(Адмиралтейство)

- Ботанический сад

- Таврический сад

Центр нашего города (Невский проспект)

  • Способствовать формированию знаний о достопримечательности главной улицы нашего города
  • Учить ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга
  • Формировать эстетическое восприятие города
  • Формировать основы поведения, соответствующие “Петербургскому стандарту”

“Главная улица нашего города”

- Невский проспект: крупнейшие магазины, вокзалы, станции метро, театры, храмы.

Ансамбли городских площадей

  • Формировать эстетическое восприятие города

  • Создать условия для воспитания гордости за родной город

  • Пробуждать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников культуры и искусства

“…Красуйся град Петров и стой…”

     Дворцово-парковые ансамбли города:

- Ансамбль Дворцовой площади:

  • Зимний дворец
  • Александрийская колонна
  • Арка Главного Штаба
  • Дворцовая набережная

- Ансамбль Исаакиевской площади:

  • Исаакиевский собор
  • Памятник Николаю I
  • Мариинский дворец

- Ансамбль Конюшенной площади:

  • Храм Спаса на Крови

- Ансамбль Невского проспекта:

  • Строгановский дворец
  • Казанский собор
  • Аничков дворец
  • Дворец Белосельских-Белозерских

- Ансамбль Таврического дворца (сад, дворец)

- Ансамбль Площади Искусств:

  • Малый театр
  • Корпус Бенуа
  • Русский музей
  • Филармония
  • Музей Этнографии

- Ансамбль Университетской набережной:

  • Меньшиковский дворец
  • Академия Художеств
  • Университет
  • Кунсткамера

- Ансамбль Юсуповского дворца (сад, дворец)

Знаменитые люди нашего города

  • Знакомство со знаменитыми петербуржцами, жившими и творившими в нашем городе

  • Развивать творческие способности детей

«Петербург город…»

- Крылов И.А.

- Пушкин А.С.

- Державин Г.Р.

- Гоголь Н.В.

- Растрелли

Героическое прошлое нашего города

  • Сохранение памяти об исторических событиях, людях, которые в разное время защищали нашу землю

  • Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков

  • Способствовать формированию знаний об архитектурных памятниках военной доблести России

«… Люблю военная столица, твоей твердыми дым и гром…» (героическое прошлое нашего города)

- Восстание декабристов (Сенатская площадь)

- Революция (Марсово поле)

- Великая Отечественная война (музей истории города на пл. Победы)

Я – Петербуржец

  • Способствовать развитию и совершенствованию культуро- логической, эмоциональной сферы, интеллектуальных возможностей и способностей детей через ознакомление с историческим прошлым и настоящим Санкт-Петербурга
  • Закреплять знания детей о родном городе
  • Способствовать созданию условий для формирования чувства гордости за родной город, бережного отношения к культурному наследию

“Бег времени”

(современный Петербург)

- Районы города

- Спортивно-концертные сооружения

- Гипермаркеты, супермаркеты…

“Мой город – мой дом”

(обобщающее занятие)

 Создание развивающей

предметно – пространственной среды.

Приобщение ребёнка к культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку за счёт создания предметной развивающей среды. Она должна обеспечить условия для возникновения детских видов деятельности, в ходе которых ребёнок не только приобретает знания, но и проявляет творчество, актуализирует освоенный опыт.

         Предметно-пространственная среда очень важна для маленького человека в изучении им нового неизведанного, интересного материала. Чем богаче и насыщеннее эта среда, тем лучше будет протекать процесс познания.  

Предлагается обустроить в группах развивающую среду таким образом, чтобы дети моги свободно использовать в своей деятельности те или иные материалы.

Для предметно пространственной среды по изучению Санкт-Петербурга предлагается:

  • Иллюстрации и плакаты, картинки различного вида, настенные календари с видами Санкт-Петербурга;
  • Разрезные картинки, пазлы по теме;
  • Символы Санкт-Петербурга: Герб города, флаг города, покровители Санкт-Петербурга (ангелы города), львы, сфинксы и т. д. (картинки и фигурки, вырезанные из дерева, склеенные из картона, сделанные в технике скульптура из пластилина);
  • Настольные игры: мой город, мой район, карточки «мемори», «Настольный Петербург», лото «Памятники СПб»;
  • Конструкторы мелкий и средний деревянный, с прилагающимися карточками схемами для постройки зданий Санкт – Петербурга.

 

        В группе создана развивающая среда в соответствии с тематикой. Имеется уголок Петербурговедения, где собраны игры, альбомы, иллюстрации, книги по петербургской тематике. Все это спланировано поквартально в соответствии с возрастными особенностями.

Прогулки и экскурсии дадут основу для умения воспринимать материал в старшем возрасте. Составление альбомов «Мой город», «Моя семья», «Где мы были» и конечно же, обзорно- вводные занятия в музеях Санкт- Петербурга все это вызывает у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться все ближе.

Уже в старшей группе появляются 3 основные цели: воспитание любви к родному городу, гордость к нему («Я Петербуржец»). У детей этого возраста возрастает познавательный интерес к городу, восхищением им, формируются начальные знания о родном городе. Дети учат стихи о Петербурге, его достопримечательностях, рассматривают картины великих мастеров: Саврасова, Васнецова, Коровина. Все это по себе закладывает основу для восприятия красоты, приобщения к культуре.

Дети должны уже знать не только свое имя, фамилию, домашний адрес, но и в каком городе живут, назначение домов, центральную улицу города, своего района, главную реку города.

Кроме культурно-гигиенических навыков у детей формируется культура поведения, доброта и внимательность к окружающим, развивается умение видеть доброту вокруг.

В группе учитывая пройденный материал, вывешиваются фотографии и выкладываются, рассматриваются альбомы. Обязательно выставляются рекомендации для родителей. К концу 5 года жизни дети должны знать  в каком городе они живут, главную реку, улицу, площадь, крепость, основные знания о своем районе, о блокадном прошлом городе героя.

Ребята начинают, осознавать в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.

В старшей группе появляется осознание ценности памятников культуры и искусства, воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры. Здесь уже идет работа с сознательным человеком. При помощи художественной литературы, рассматривание картин великих мастеров мы стараемся воспитать человека, который любит свою семь, русскую природу, свой город, свою Родину, свой народ.

Эти разделы перекликаются с разделом художественно-творческой деятельностью. Здесь народно-прикладное творчество и темы связанные с изучением и познанием своего города.

В разделе познания и умения дети различают, сравнивают городские и деревенские дома их архитектуру. Могут объяснить, что такое улица,  что такое площадь. Знакомятся с картой, глобусом. Также идет знакомство с другими городами России, с символами: флаг России, герб России, флаг и герб Санкт- Петербурга.

Знакомятся с основателем города Санкт- Петербурга Петром Первым.

Узнают такие понятия как: царь, памятник, собор, символ.

В «ситуациях» и в общении больше внимание уделяется вопросам:

«Как поступить? «Кем быть?, «Какой, я?», т.е. дети учатся мыслить и рассуждать о событиях самостоятельно.

Также включаются автобусные экскурсии, где экскурсовод рассказывает о городе, а дети видят то, о чем говорилось в группе, музеях Санкт- Петербурга, видели на иллюстрациях и слайдах.

Поскольку знаний о городе уже накопилось, чтобы их закрепить включаются игры тематического характера: «архитектурная мозаика», «что лишнее?», «что правильно, что неправильно?» и другие.

К подготовительной группе запас знаний у детей достаточно большой, поэтому и в основных целях добавляются моменты развития духовного кругозора личности. Дети должны уметь осмыслить историю и культуру Санкт-Петербурга через знания о замечательных и выдающихся людей живших и живущих в Петербурге. Так у детей формируется гражданская позиция. В художественно-творческой деятельности дети рисуют уже Петропавловскую крепость, мосты города и самые знаменитые достопримечательности Санкт – Петербурга.  

 

  Работа с детьми 5 – 6 лет.

С детьми 5 – 6 лет используются все доступные средства, для того чтобы заинтересовать детей и показать им красоту, величие, многогранность уникальность родного города Санкт-Петербурга.

Используя интерактивное оборудование можно побывать на великолепных интерактивных экскурсиях в Эрмитаже и Русском музее, прогуляться по мостам Санкт-Петербурга, рассмотреть великолепие многочисленных парковых ансамблей, таких как: Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум, Летний сад, Таврический сад и т. д.  

Так же дети регулярно посещают разнообразные экскурсии, театры, как с родителями, так и с воспитателями.

Основная часть знаний и представлений по программе «Петербурговедение для дошкольников» дается на НОД «Познавательное развитие», а также в работе специалистов. Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми и практической работой. В зависимости от задач беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядным материалом. В начале НОД могут проводиться краткие вводные беседы, а в конце, для закрепления материала – заключительные.

Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Педагог организует игру и руководит ею. Необходимо избегать прямых указаний, как

поступать в той или иной ситуации, стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.

Значительное место отводится экскурсиям и целевым прогулкам. Все

экскурсии проводят родители в выходные дни, таким образом, осуществляется совместный подход родителей и педагогов в осуществлении образовательной работы.

Во время непосредственно-образовательной деятельности и совместной

деятельности следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки, игры на словообразование и разгадывание различных головоломок, ребусов и кроссвордов. Необходимо следить за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, обосновать вывод. Целесообразно применять коллективные, индивидуальные и групповые формы работы, способствующие развитию личности ребёнка, развивающие в нём умение работать, общаться в больших и малых группах.

Регулярно проводятся разнообразные викторины, праздники и досуги, посвященные городу Санкт-Петербургу среди воспитанников ДОУ.

Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом играют дидактические игры. Они формируют ценные качества личности ребенка такие как: способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа, закрепляют знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербурга, прививают любовь к родному городу:

Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:

  1. «Найди лишнее слово»
  2. «Назови одним словом»
  3. «Полслова»
  4. «Составь слово из слогов (из букв)»
  5. «Доскажи словечко»
  6. «Закончи предложение»
  7. «Отгадай слово по первым звукам»
  8. «Петербургские рифмы»
  9. «Какой – какая»

Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:

  1. «Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)
  2. «Кто больше назовет…?»
  3. «Аукцион петербургских названий»
  4. «Правда – неправда»
  5. «Петербургский кубик»
  6. «Кто ответит быстрее?»
  7. «Узнай по описанию»
  8. «Придумай вопрос»
  9. «Я знаю пять названий»

Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:

  1. «Чего не хватает?»
  2. «Выбери недостающую деталь»
  3. «Найди лишнюю картинку»
  4. «Узнай картинку по ее части»
  5. «Сложи изображение из частей»
  6. «Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»
  7. «Собери пары картинок»
  8. «Узнай по силуэту»
  9. «Подбери к силуэту его изображение»
  10. «Найди ошибку художника»

Игры, направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами:

  1. «Петербургская математика»
  2. «Найди правильное число»

 Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:

  1. «Петербургские ассоциации»
  2. «Изобрази скульптуру»
  3. «Отгадай скульптуру по пантомиме»
  4. «Черный ящик»

Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:

  1. «Петербургский навигатор»
  2. «Встаньте правильно»

 

Детям очень нравится соревноваться между собой. С особым увлечением ребята выполняют игровые задания в подгруппе. Это воспитывает у них, помимо волевых качеств характера, умение взаимодействовать с другими детьми в команде: договариваться, слушать, уступать, принимать решение, предвидеть и переживать какой результат получится. Такие игры дают возможность ярче проявить себя каждому ребенку, увидеть вклад каждого ребенка в общее дело. Подобные соревнования также можно проводить и с участием родителей.

 

В поддержку речевого развития используются разнообразные загадки и стихи   о   Санкт- Петербурге, а   также   рассказы   о   родном городе, истории

Санкт-Петербурга и его достопримечательностях.

         

Литература для детей:

  1. «Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;
  2. «Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;
  3. «Санкт-Петербург» В. Воскобойников.
  4. «Город - сказка, город быль» О. В. Солнцева.
  5. «Азбука Санкт – Петербурга» Т. Кудрявцева
  6. Серия книг для малышей о Санкт – Петербурге  В. К. Дмитриев
  7. «Детям о реках и мостах Санкт – Петербурга» Н. А. Гурьева
  8. «Детям о Санкт – Петербурге» Н. А. Гурьева и т. д.

Подвижные игры:

«Бегемотик – обормотик»

Бегемотик-обормотик,

У него болит животик.

Он от доктора сбежал

И в Фонтанку упал. (Дети идут по кругу.)

Бегемотик в речку  - бух!( Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)

А вода из речки - плюх!( Расширяют круг и поднимают руки вверх)

Бегемотик испугался,

К речке Мойке он помчался. (Дети идут по кругу.)

Бегемотик в Мойку - плюх! (Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)

А вода из Мойки - бух! !( Расширяют круг и поднимают руки вверх)

Бегемот перепугался

И к реке Неве помчался. (Идут по кругу)

Бегемотик в речку  - бух! !( Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)

А вода из речки - плюх! !( Расширяют круг и поднимают руки вверх)

Началось тут наводненье,

Вся вода пришла в движенье!(Бегут по кругу)

Тут вода, и там вода!

Разбегайтесь, кто куда! (Разбегаются в разные стороны или забираются на стульчики, скамейку и т.д.)

 «Каменный лев»

Перед игрой дети выбирают водящего с помощью считалки "Грифоны"

Как на Банковском мосту

Есть грифоны на посту.

Я грифонов не боюсь,

По мосту сто раз пройдусь.

Как пойду сто первый раз,

Оживут грифоны враз:

-Ты нам очень надоел,

Лучше  б дома посидел!

Перед нами не мелькай

И на туче полетай!

Вчетвером меня схватили

Да на тучу посадили.

Кто не верит - выходи

И на небо погляди!

Лев из камня любит спать. (дети,  взявшись за руки, идут по кругу, «лев» в центре круга на стульчике)

Будем годы мы считать:

Год – спит, два – спит,

Двадцать лет подряд храпит!

Как пройдёт сто пятьдесят, (Дети на цыпочках подходят ко льву)

Переловит всех ребят! (Дети грозят пальцем)

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись!  (Дети убегают ; «Лев» ловит убегающих детей; пойманные дети «окаменевают»)

Пойманные дети становятся в середину круга и "лев "говорит:

-Я тебя не отпущу, в камень твердый превращу!

По болоту Петр шел 

По болоту Пётр шёл (идут по кругу),

Остров Заячий нашел (останавливаются, смотрят из под руки-козырьком),

Он  созвал рабочий люд ( созывают правой и левой рукой),

И построил крепость тут (Руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы "строят"),

Крепость новая стоит (руками показывают "крышу" над головой),

Пушками врагам грозит (грозят кулаками над головой),

Бам, бам, бам, бам (пальцами как бы барабанные палочки),

Не осталось зайцев там (разводят руками),

Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались (бегут по кругу на носочках)

Ой! (после ой, присесть на корточки и замереть)

Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры, а потом отбирает пошевелившихся "зайчиков").

Художественно – эстетическое развитие

  1. Песня «Гордая белая птица» (прослушивание и изучение)
  2. Песня «Город наш Санкт – Петербург» (гимн города) – Олег Кваша
  3. Гимн России
  4. Песня разучивание «Островитянин»
  5. Песня разучивание «У моей России»

  Взаимодействие с родителями

Очень важно чтобы родители принимали активное участие в жизни своих детей. Для этого предлагается совместное творчество детей и родителей:

  • Мастер – классы (лепка и роспись скульптур из пластилина);
  • Круглые столы (викторины, КВН);
  • Открытые занятия;
  • Консультации для родителей (литература, памятники архитектуры, детские театры, интересные места, куда пойти с ребенком в Санкт – Петербурге, Музеи города и т. д.);
  • Папки передвижки;
  • Совместное творчество детей и родителей: Создание мини – альбомов «Мой любимый город», «Интересные музеи», «Самые маленькие памятники» и т. д.;
  • Оформление выставок детей и их родителей «Санкт – Петербург любимый город на земле».

Для воспитания у ребёнка любви к родному городу необходимы экскурсии, целевые прогулки. Конечно, воспитатель обязан проводить такие прогулки и экскурсии, но без помощи и поддержки родителей в данном вопросе не обойтись. Родители имеют большие возможности и лучшие условия для знакомства ребёнка с городом, чем детские сады. Ведь родители, взяв своего ребёнка, практически могут поехать в любую часть города на экскурсию или просто на прогулку.

О роли родителей и о связи родителей с детским садом по вопросам знакомства с городом говорит в своей статье Михеева О.Я.

Главной задачей Михеева О.Я. считает – убеждение родителей в действительной необходимости получения детьми таких знаний. Для этого она предлагает выступить на родительском собрании с сообщением о значимости этого вопроса, о том, как необходимы эти знания для последующей жизни ребёнка. На этом же собрании целесообразно привести примеры детских ответов и суждений на данную тему (как положительных, так и отрицательных) и подвести к тому, какими же знаниями должны обладать дети.

Далее необходимо разъяснить родителям, что именно они могут и должны сыграть решающую роль в этой работе. Показать им, что они имеют ежедневную возможность обогащать знания и опыт детей. Для этого не нужно куда-то ехать или идти. Достаточно по дороге в детский сад или домой заострить внимание на интересном здании, сквере, решётке, памятнике. Можно поиграть в интересную игру – “Кто больше запомнит?”. Суть игры сводится к запоминанию и воспроизведению тех учреждений, домов, которые

встречаются на знакомых улицах. Постоянно предлагать ребёнку рассказать о том, что он видит. Такие беседы способствуют развитию наблюдательности, памяти, воспитывают желание узнать что-то новое. И, конечно, развивают речь ребёнка. Методика ознакомления детей с родным городом и воспитания любви к нему разнообразна. Хорошо раскрыты приёмы, задачи и содержание этой работы в статье А.Бизиной.

Она говорит, что эта работа в основном ведётся по двум направлениям: через непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки, экскурсии  и через демонстрацию иллюстрационного материала: открытки, фото, репродукции, кино и диафильмы. Необходимо широко использовать во всех формах работы художественное слово, разрабатывать беседы как на занятиях, так и во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и людях, живших и живущих в нём.

Нравятся детям и тематические вечера досуга, где дети закрепляют полученные знания, а также придают праздничную форму работе по данному вопросу.  

Приёмы необходимо было использовать самые разнообразные, начиная от экскурсий и целевых прогулок и, кончая, итоговой беседой и вечером досуга.

Но первым делом надо привлечь к этой работе родителей.

Главная задача – убедить родителей в необходимости и пользе воспитания у детей любви к родному городу, показать родителям, что у них больше возможностей помочь детям узнать свой город. Порекомендовать родителям совершить с детьми прогулки по городу в воскресные дни на Неву, на Дворцовую площадь и т.д. Конечно, если время ограничено, то хотя бы просто проходя по улицам говорить с детьми о том, что они видят, обращать

внимание на архитектуру, убранство зданий. В ежедневной работе с родителями можно дать краткую информацию о том или ином памятнике, архитектурном сооружении, музее, театре.

Для оповещения родителей мы используем информационный стенд, а также поквартальное планирование, где в сжатой форме дана информация о местах, наиболее интересных и доступных детям.

Используя мнемотаблицы и схемы-загадки, можно дать необходимую информацию детям, причём решая сразу несколько задач – развивая память, фантазию, зрительное восприятие.

Игра «Петербург – город-загадка».

Например, на первой странице изображена стрелка Васильевского острова на пересечении рек Большая Нева и Малая Нева, на стрелке 2 Ростральные колонны, колонны украшены Рострами кораблей и фигурами, символизирующими 4 реки – Днепр, Волхов, Нева, Волга, на Ростральных колоннах горит огонь, это бывший морской порт.

Так, используя символику, можно научить ребёнка быстро запоминать информацию. Наши дети проводят экскурсии, для этого мы даём им текст для заучивания, но прежде мы учим родителей, как используя мнемотехнику, научить ребёнка запомнить текст. Такая методика развивает зрительную память и отлично помогает ребёнку в восприятии и передаче текста.

Лучше всего знакомить через непосредственное восприятие объекта.

Работа с родителями по Петербурговедения отражена в

Заключение

Знакомство с Санкт-Петербургом с его историей, культурной, архитектурной - это тот стержень на который нанизано сообщение знаний, формирование навыков, умений через разные виды детской деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим, изобразительной и т.д.

Все это в едином, реализует принцип комплексности знаний.

Главная наша цель – чтобы дети полюбили свой Петербург.  

Так пусть же, ребёнок несёт свою любовь к родному городу через всю жизнь. Просто нам взрослым надо ему помочь в самом начале сделать самые первые и важные шаги, поддержать его. Пусть малыш с нашей помощью войдёт в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами!

Все вместе, мы сумеем сделать так, чтобы в нашем уникальном городе с гордым именем Санкт-Петербург все жители, от малышей-дошколят до взрослых, по праву могли называть себя настоящими петербуржцами. Ведь не имеет значения, где ты родился, какой язык твой родной. Важно одно: мы живём в самом замечательном городе, а значит все мы -  его дети.  Давайте вместе гордиться своим городом, вместе его любить, вместе его беречь и нести через всю свою жизнь гордое звание «петербуржец».

Но, за частую, захлёстнутые бурным потоком повседневных дел мы пробегаем по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами история…а мы не слышим её пульса. Дети задают нам вопросы, а мы вечно, куда-то спешим, и часто им отвечаем: - «Подожди не сейчас. Ты как всегда не вовремя со своими вопросами. Потом, потом».

А ведь потом ему это может быть и не интересно. Мы сами, того не замечая, гасим тот лучик любопытства, которой пытается пробиться сквозь тёмные тучки незнания. У маленького почемучки есть желание узнать, что-то новое, интересное, прекрасное. Познать ту прелесть и красоту живой природы, узнать что-то новое для него о родном и любимом городе. А мы взрослые говорим ему: - «Потом малыш, потом. Когда вырастишь, ты обязательно всё узнаешь».

Очень хочется, чтобы наш город поразил ребёнка с самого детства своей

неповторимостью, индивидуальностью. Если это чувство удастся привить ещё в детском саду, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни этот человек с гордостью и трепетом будет носить звание “петербуржец” и передаст это чувство своим детям. И бесспорно, что главная направляющая и ведущая роль в познании ребёнком своего родного города возлагается на взрослых – на воспитателей детского сада, на родителей.        

Только в тесной связи можно будет достичь желаемых результатов.

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. № 30384)

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. —СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  2. Солнцева О.В. (РГПУ им. А.И.Герцена) Педагогическая технология развития интереса к символам Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста //Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. - СПб.:  Союз, 2007
  3. Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» СПб.,  Издательство  «Паритет», 2005
  4. Авсеенко В. «История города Санкт-Петербурга а лицах и картинах» Исторический очерк. 1703-1903. СПб., Издательство «Сотис», 1993  
  5. Горбачевич К.С. , Хабло Е.П.  «Почему так названы?», СПб , Издательство «Норинт», 1996
  6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М.  «Прогулки по Петербургу», СПб, Издательство «Химия», 1992
  7. Помарнацкий В.Ф. «Узнай и полюби Санкт-Петербург», СПб, Издательство «Лениздат», 1997
  8. Никонова Е. «Мы-горожане», СПб, Издательство «Паритет», 2005
  9. Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу», СПб, Издательство Паритет, 2004
  10. Канн П.Я.  «Прогулки по Петербургу», СПб, Издательство «Палитра», 1994
  11. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге, первое знакомство», СПб, Издательство «Паритет», 2010  
  12. Дерягина Л.Б. «Я живу в Петербурге»,  СПб, Издательство «Литера», 2013
  13. Феофанова О., Гурко Ю. «Прогулки по детскому Петербургу»,  СПб, Издательство Питер, 2013
  14. Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. «Мой город Санкт-Петербург», Издательство «Паритет», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

Освоение дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге в различных видах детской деятельности.

Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит….(А. С. Пушкин)...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение этих представлений имеет существен...

Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...