Доклад "Наблюдение,как один из ведущих методов ознакомления дошкольников с природой"
учебно-методический материал по окружающему миру

Шарапова Елена Валерьевна

Доклад "Наблюдение,как один из ведущих методов ознакомления дошкольников с природой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.

Выполнила: воспитатель Шарапова Елена Валерьевна

Забайкальский край. Город Чита. МБ ДОУ Центр Развития Ребенка №79

        ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, познавательное развитие. Познавательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.

        Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

        В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

1. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием распознающее наблюдение используется при обобщении и систематизации знаний. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др.

2. За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии, он требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, сравнения на основе памяти, умений выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т. д. Этот вид наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение, формирует у детей элементы диалектического мышления.

3. Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных задач.

        Структура наблюдений:

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны. 
1.Начало наблюдения. 
Задача данного этапа - концентрация внимания детей.

Приемы, используемые воспитателем:

а) они не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Не следует использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу.

б) словесные и действенные приемы, вызывающие интерес к предстоящему наблюдению: призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают, или загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения: “Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте”. Это может вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю.

в) расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном для детей месте.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

2. Основная часть. 
Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации.

Приемы, используемые воспитателем:

а) постановка воспитателем вопросов репродуктивного, поискового или обобщающего характера. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с, которая позволяет детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос и дает возможность самостоятельного получения информации. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

б) применение игровых, обследовательских, трудовых и поисковых действий, используя приемы показа образца действия, дает указания, разъяснения. Двигательная активность снимает напряжение и не выводит из содержательного пространства. Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: “Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм. 

(Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее - это интересно”. Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их, спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3. Завершение наблюдения.

Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Приемы, используемые воспитателем:

а) завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

б) в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения.

Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку “Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть...”

        Содержание наблюдений:

(это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой).

Содержание наблюдений за живыми объектами участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

а) выделение самих объектов (целого);

б) частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных);

в) различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);

г) определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

д) выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

        Особенности организации наблюдения:

1.  Воспитатель определяет место наблюдения, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой).

2. Выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

3. Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы.

4. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

5. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего наблюдения.

Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

6. Необходимо продумать организацию детей: разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Все это дает возможность ребенку самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

7. Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя.

8. Необходимо вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

9. Учитывать три основных этапа, т.е. структуру наблюдения.

На первом этапе необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

10. По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей. Это относится и к заключительному обобщению воспринятого.

Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

11. Воспитатель обучает детей вести наблюдение планомерно. Например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.).

12. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

13. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы ознакомления дошкольников с природой

В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д)  и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...

"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"

"Игра метод ознакомления дошкольников с природой"...

семинар-практикум «Методы ознакомления дошкольников с природой»

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них  - ознакомление с природой....

Методы ознакомления дошкольников с природой

Представлена схема по ознакамлению детей с природой...

Игра – как один из ведущих методов формирования культуры безопасности у детей.

Игра – как один из ведущих методов формирования культуры безопасности у детей....

СТАТЬЯ "Метод проектов как один из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников"

использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги с...