НОД с использованием технологий критического мышления по экологии: "Книга леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанькова Елена Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_lesa.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии «Книга леса».

Цели: уточнять и расширять представление о лесе и его обитателях;

Задачи:

-закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частых и обобщенных понятий;

-сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса, учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу;

-воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Материал: деревья для моделирования леса; карточки с изображениями животных, растений, птиц, насекомых живущих в лесу; натуральные предметы и муляжи: орехи, грибы, жёлуди, мёд; стрелки для составления «цепочек»; доски; модели неживой природы (солнце, воздух, вода, свет).

Ход занятия.

Вводная психогимнастика.

Педагог предлагает детям радостную атмосферу.

Игра «Хорошее настроение».

Хорошим настроением                                Дети идут по кругу

Хотим мы похвалиться.

Хорошим настроением                                 передают друг другу

Хотим мы поделиться.                                 воздушные невидимые шары

С солнышком лучистым                              качают поднятыми руками

С облачком пушистым                                 вправо – влево волнообразно

С тёплым ветерком

С беленьким цветком                                    фонарик – цветок

В хорошем настроении

Хотим мы находиться.

Стадия «Вызов»

-Предложить посмотреть на модели деревьев; картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых живущих в лесу.

-Предложите о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (подвести детей к самостоятельному озвучиванию темы занятия).

-Сегодня, как раз, кукла Катя, собралась в лес в гости к Лесовичку.

Лесовичок накрывает стол для гостей: шишки, жёлуди, орехи, грибы. Кукла Катя входит неуверенно, озирается по сторонам.

Лесовичок: Здравствуй Катя, проходи, буду тебя угощать.

Кукла: Здравствуй Лесовичок – ой, как мне страшно! Я пока к тебе шла, чуть не умерла от страха. Темно у тебя в лесу, фонарей нет, всё шуршит, шевелится. Съест меня кто-нибудь в твоем лесу! Попаду на обед к какому-нибудь хищному зверю!

Лесовичок: Да не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные жители встречают, сколько вкусного принесли! (рассматриваем угощение)

Лесовичок предлагает определить, кто из лесных жителей, что принёс.

Дидактическая игра «Кто что принёс?».

Катя: Я всё равно боюсь! Вот сейчас только сяду за стол – из-за куста кто-нибудь и выскочит!

Лесовичок: Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам и ни кто ни на кого просто так не кидается! Ты посиди и посмотри, а мы все тебе объясним.

Педагог предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых живущих в лесу. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Дает первое задание.

Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доске (сосна, дуб, рябина, грибы, кустарники, цветы и т.д.).

Проверив правильность выполнения задания, даем второе.

Найти животных, которые питаются этими растениями и поместить на вторую доску (гусеницы, жуки, пчёлы, бабочки; травоядные животные – мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т.д.).

Проверяем задание.

Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на 2-ой доске. Здесь насекомоядные птицы, ежи, лисы и др. мелкие хищники.

Проверяем задание.

Поместить на доске изображение животных – хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц (волки, медведи, рыси, хищные птицы).

Педагог делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь – хищников. Все сыты? А кто кормит растения? (солнце, вода, воздух, свет – выставляем модели)

Предложить детям составить маленькие «цепочки питания»: показать образец детям, помочь каждому ребенку составить свою «цепочку»: цветок-бабочка-синица-сова и т.д.

Проверяем правильность выполнения задания и объяснение детей.

Приём «Пирамида предсказаний» 

Вопросы детям:

-Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

-Если исчезнут деревья?

-Если пропадут цветы?

Дети объясняют, к чему приведут нарушения «цепочек».

Физминутка «Мы с друзьями».

Мы с друзьями, мы с друзьями

1,2,3,4,5

Будем дружно, будем точно

Все движенья выполнять!

Руки выше поднимаем

А потом их опускаем

1,2,3,4,5

Эй, дружок не отставать!

Превратимся мы в зайчат

Прыгнем 8 раз подряд

1,2,3,4,5.

Приём «Мозговой штурм».

Предложить детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии. Затем педагог говорит о том, что человек – самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

Вопросы детям:

-Как может человек использовать растения леса?

-А что будет делать, чтобы не навредить растениям?

- А как человек может использовать животных леса?

Ответы детей, вывод.

Педагог: Заняться охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правил охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называются браконьерами. Таких людей наказывают.

Далее педагог обращается к кукле Кате, спрашивает её, поняла ли она, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Катя соглашается.

Игра – рефлексия.

Предложить детям игру «Закончи предложение».

- Мне сегодня понравилось……..(ответы детей)

-Мне было интересно……………(ответы детей)

-Мне было трудно……………….(ответы детей).  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления (ТКМ) с дошкольниками

Использование технологии критического мышления (ТКМ) с дошкольниками...

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"

Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ

Сегодня основным направлением педагогики  является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...

«Повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста путем использования технологии критического мышления «Синквейн»

Знакомство с экономическими сказками – одна из эффективных форм в  развитии познавательного интереса детей к миру экономики и  созданию положительной мотивации к ее изучению.Для лучшег...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию с использованием технологии критического мышления

Консультация для родителей по экологическому воспитанию с использованием технологии критического мышления...

Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.

Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...