Творческо-исследовательский проект «Зимние узоры» В  старшей группе 
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лисовая Евгения Николаевна

                  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 2101

Творческо-исследовательский проект

«Зимние узоры»

В  старшей  группе

                                                        Подготовила и провела воспитатель 

                                                 Лисовая Евгения Николаевна

Москва 2016 год

 

 

Актуальность.

 

 К сожалению у детей 6 лет еще не всегда достаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть еѐ красоту. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности..

 

 

Цель проекта.

Немаловажным фактором в реализации проекта является среда. Групповая комната украшается в зимней тематике различными картинами, поделками изготовленными своими руками, обстановка постоянно меняется, привлекая внимание детей. В благоприятной для ребенка среде хорошо работает прием подражания речи взрослого                                           (здесь задействованы и родители , и воспитатель). При его использовании решается сразу несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания и активация речи, отработка ритмической структуры слова.

           Закрепить умение видеть красоту родной природы. 

 Развитие речи, речевого общения - одна из главных задач по развитию и обучению ребенка. Эта общая задача включает в себя ряд более конкретных:

-развитие образного мышления;

-развитие общей и мелкой моторики;

-формирование слухового внимания детей к речи;

-развитие внимания ребенка на изменение интонации;

-развитие внимания к звуковому составу речи;

-формирование и стимуляция звукоподражания;

-обогащение и активизация лексической стороны речи, обогащение активного словаря ребенка.

 

 

Задачи проекта. 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе. 

Воспитывать любознательность, эстетические чувства. 

Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Развивающие:

Развивать познавательную активность о зиме. 

Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. 

Развивать творческое воображение. 

Развивать умения делать выводы, устанавливая связи между объектами природы. 

Обучающие:

Учить замечать приметы зимы, отображать полученные знания в художественно-творческой деятельности. 

Формировать элементарные экологические представления. 

Формировать умение вести наблюдения за неживой природой. 

 

Продолжительность проекта:         Данный проект «Зимние узоры» рассчитан на срок с ноября по март, реализуется внутри одной возрастной группы ( старшая группа детского сада, дети 5-6 лет). Тема является обязательной в программе , интересна и близка детям. Содержание проекта расширено за счет привлечения родителей к решению педагогических задач по развитию речи и  формированию образного мышления. В процессе работы дети закрепляют умение слушать, слышать звуки в словах, продолжают учиться наблюдать и описывать свои наблюдения, используя прилагательные, сравнения, образуя новые слова.

.  

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. 

Возраст детей: 5-6 лет. 

 

Ожидаемый результат:

Наиболее важный фактор развития мышления дошкольников – это творчество, благодаря которому дети раскрепощаются,  легче идут на контакт. Тема  «Зима» дает широкий простор для творчества во всех направлениях, при этом развивается мелкая моторика,  образное мышление,  расширяется кругозор. Благодаря включенным в содержание проекта логопедическим играм и упражнениям тренируется артикуляционный аппарат и прогнозируется более четкое произношение некоторых звуков в словах.  Предполагается также развитие интереса родителей к систематическому выполнению заданий дома с детьми, более тесное общение с воспитателем по вопросам развития и правильности речи.

Работа с родителями

Изготовление печатных консультаций: «Зимние узоры», «Детские развлечения зимой».

Совместная работа по оформлению книжного уголка по теме: зима.

беседа с родителями о начале работы по проекту «Зима»

Родительское собрание. Чтение доклада « Роль пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.»

Раздача печатных памяток с комплексом артикуляционной гимнастики.

Рекомендации к прочтению дома еще раз сказок «Морозко», «Волк и Лиза», Заучивание с родителями стих. И.Бунина «Первый снег».

 

План проектной деятельности.

 Подготовительный этап.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.

Разучивание стихотворений о весне.

Практический этап.

Речевое развитие

1Развитие речи:

Рассматривание иллюстраций о зиме, составление описательных рассказов.

2Художественная литература:стихи о зиме (И.Никитин «Встреча зимы», А.Пушкин «Зимний вечер»,А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,А.Блок «Ветхая избушка», « Снег да снег», Т.Шарыгина «Сказка на стекле», С.Есенин «Вьюга», «Белая избушка»,

рассказы В.Бианки, К Паустовского, М.Пришвина,  С.Георгиева « Я спас Деда Мороза».

малые фольклорные формы: Приметы и поговорки  на зимнюю тематику, песни «Как на тоненький ледок», « Ты мороз, мороз…»

  3.Нетрадиционное рисование.

       -рисование ватными палочками зимних деревьев, зимней улицы (расположение их в пространстве)

       -рисование акварелью (монотипия) на тему «Вьюга», « Снеговики большие и маленькие»

        -рисование восковыми мелками и акварелью «Иней»

        -рисование с помощью ложки и трубочки (кляксография) «Новогодняя ёлка»

  4. Аппликация  и  ручной труд.

      -обрывная аппликация  «Снегопад»

      -коллективная аппликация «Зимняя улица»

      -вырезание и наклеивание снежинок, украшение игровой комнаты.

      -аппликация «Веселый снеговик»

                                                        9

   -поделка « Снегири на рябине» ( объемная аппликация и гуашь)

  5. Лепка.

       -«Лепим снеговиков»

       -пластилинография « Зима»

      - « Лепим девочку в зимней одежде»

      -«Лыжник» ( человек в движении)

   6. Прогулка.

      -Наблюдение за изменениями в окружающей природе;

      -Кормление птиц, беседа о помощи диким животным зимой;

      -Сгребание снега к корням деревьев;

      -Наблюдение за деревьями и кустарниками, описание и узнавание их;

       -Рассматривание следов на снегу ( птицы, человек, животные);

       -Рассматривание теней от предметов на снегу, изменение цвета снега;

        -Беседы о зимней одежде, профилактике заболеваний;

                                                             10

   -Различные зимние подвижные игры ( « Два Мороза», « снежинки и ветер», « Метелица»…)

      7. Знакомство с живописью русских  художников ( зима в работах К. Юона, Б. Кустодиева, К. Коровина, Н.Крылова, К. горбатова …),  рассматривание тематических картин о зиме, беседы по ним.

       8.Разучивание танцев, знакомство с музыкальными произведениями на зимнюю тематику ( танец «Снегурочка и снежинки», муз. Р. Глиера,   танец « Снеговики»

      9.Подготовка и проведение Новогоднего утренника.

     10.Викторина « Что мы знаем о зиме».

     11.Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры

( «Лыжник», « Саночки»…)

 

Физическое развитие

Ф.Н.П. о здоровом образе жизни:

Беседы: «Для чего нужны витамины зимой»,

«Быть здоровыми хотим».

Пальчиковая гимнастика:

Подвижные игры:

 «Гуси-лебеди»,

«Мы – веселые ребята»,

«Карусель»,

«Воробушки и кот»,

«Два мороза»

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы:

  1. «Пернатые друзья»
  2. «В гости к хозяйке луга»

Формирование целостной картины мира:

«Как снег зимой укрывает деревья»

ФЭМП:

  1. «Прогулка в лес»
  2. «Зимняя сказка»
  3. «Зима»

Беседы:

«Растения и свет»,

«Осторожно гололед», «Зимующие птицы»,

«Деревья зимой»

Экспериментирование:

«Лед – вода»

«Нагревание – охлаждение»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

  1. «Вьюга»
  2. «Морозное утро»
  3. «Метель»

Лепка:

«Перелетные птицы»

Аппликация:

  1. «Снеговик»
  2. «Снегири»

Музыка

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Зима»,

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание:

 «Дежурство по столовой»,

«Уборка на участке»,

«Уборка в группе»,

«Дежурство в центре природы»

Формирование основ безопасности:

Ситуация:

«Каждому предмету свое место»

Беседы:

«Какие опасности таятся зимой на улице?»

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов»,

«Шоферы» – сюжет «Путешествие по зимнему городу»,

 «Путешествие в зимний лес»,

«Магазин»,

«На ёлке»,

«Зимний бал»

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Чьи детки?»,

«Какое небо?»,

«Птицы»,

«Кто где живет?»,

«Хорошо-плохо»,

«Кто больше назовет действий»,

«Кто летает?»,

«Какого цвета солнце»

 

 

                             Конспект  НОД  «Зима».

        Образовательные  цели : обобщать и систематизировать знания детей о зиме,  особенностях зимних природных явлений ( снег, снегопад, метель, вьюга,

                                                      11

мороз), упражнять в подборе слов-определений к заданным словам, согласовывать их; учить четко проговаривать звуки в словах, учить изменять слова.

          Развивающие цели:  развивать правильное дыхание и правильный речевой вдох при произношении слов,  развивать общую и мелкую моторику.

           Здоровьесберегающая цель:   профилактика утомляемости детей в процессе образовательной деятельности,  сохранение функций зрения.

           Коррекционно-развивающая цель:  развивать слух и зрительное внимание, мышление, творческое воображение, координацию речи с движениями.

                                 Начало занятия

ОРГ.МОМЕНТ.

               Чтение ребенком стих.о зиме( В.Степанов, «Пришла Зима»)

        -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами поговорим?  Как вы догадались?( ответы детей)

    

                                                     12

   Итак, сейчас время года-зима. А как мы замечаем приход зимы? Давайте назовем ее признаки…(ответы детей)

       А сейчас давайте посмотрим на нашу картину, что мы видим на ней?(  побуждать  детей давать определения к названным существительным: снег какой? белый, синеватый, серый… деревья  какие? голые, большие, маленькие…  небо какое?  серое, пасмурное   и т.д.) Что еще видите на этой картине?

                                       Физкультминутка.

       А сейчас мы поиграем в любимую зимнюю игру «Снежки»! Все любят играть в нее? Будем брать и бросать снежки, кто дальше бросит. ( дети играют со снежками из ваты)

       Молодцы, далеко бросаете и сразу видно, что в эту игру любите играть.(собираем снежки в корзину)

     А теперь давайте ненадолго превратимся в волшебников и будем превращать слова, обозначающие большие предметы в слова, обозначающие такие же предметы, только маленькие… ( сл.-дид.игра «Большой -маленький»)Будем все уменьшать!  Например, дом-домик… ( Слова: гора,

                                                             13

ветер, дорога, куст, санки, льдина, дерево, собака, птица, туча, мороз,лопата…) Мы с вами сейчас образовывали новые слова.

        А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками, чтобы они не скучали на этом занятии.  ( Пальчиковая игра « Семья»)

       ( Разгибаем пальцы по очереди, начиная с большого)

       Этот пальчик-дедушка,

       Этот пальчик- бабушка,

       Этот пальчик – папочка,

       Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик-Я!

        Вот и вся моя семья!

        (Ритмично сжимаем пальцы)

        Раз, два, три, четыре, пять-

       ( поочередно, начиная с большого, разгибать пальцы)

                                                              14

    Вышли пальчики гулять.

        ( ритмично сжимаем и разжимает пальцы)

       Играли,  играли, замерзли, захотели домой…

        Раз, два ,  три, четыре, пять,

        ( сгибаем все пальцы в кулак, начиная с мизинца)

         В домик спрятались опять.

        ( Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

         Молодцы, пальчики потренировали, теперь потренируем свой язык…   Кто знает скороговорки про зиму?  Мы с вами раньше проговаривали…

       -  В зимний холод   всякий молод.

       - Мороз  не велик, а стоять не велит.

        - Шапка да шубка, вот наш Мишутка.

        - Снегири и синицы- веселые птицы.

          - Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

                                                      15

        -Зимой поле белое, промерзло-заледеное.

                                                                                    

        Стук в дверь. Появляется Снеговик ( переодетый взрослый, в костюме, немного припорошенный настоящим снегом).

-Здраствуйте , ребята!  Вы узнали меня? Я-Снеговик. Я принес вам немного снега, посмотрите.( снег в прозрачном стакане).Какого он цвета? А как вы думаете, раз он белый, он чистый? Вот я вам его оставлю и вы потом проверите, какая там вода будет, когда он растает…А мне пора, я уже тоже начинаю таять в тепле…

      Дети прощаются со Снеговиком.

    -Ребята, мы оставим этот снег в тепле, подождем, пока он растает, а сами займемся одним очень интересным делом. Изготовим красивую поделку в подарок родителям. Давайте  перейдем за столы, там есть все необходимое. Мы с вами слепим маленьких снеговиков и я помогу поместить их в баночки с водой и блестками.У нас будет красивая и интересная поделка.  ( Дети рассаживаются, воспитатель объясняет, что будут делать и как, напоминает приемы работы с пластилином).

                                                  16

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

           

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

                                                          17

  Материалы: Тематическая картина «Зима», муляжи снежков из ваты, костюм Снеговика, пластилин, доски, стеки, стеклянные баночки с крышками от детского пюре, блестки.

                                                

                       Предполагаемые результаты и рекомендации .

В результате проделанной работы , направленной на развитие речи и образного мышления,  дети, имеющие различные нарушения речи, начнут более четко проговаривать звуки в словах. Это достигается путем регулярных занятий артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми , словесно-дидактическими играми.  Развивается умение слушать и слышать звуки в словах, благодаря частым беседам по теме, картинкам, наблюдениям развивается монологическая речь, образное мышление, расширяется активный словарь.   При знакомстве с литературными произведениями развивается память и расширяется пассивный словарь дошкольника. Дети закрепляют и систематизируют полученные ранее знания о зиме в России, как времени года.  Узнают новые факты о повадках птиц и животных в холодный период.

       Рекомендуется теоретические знания подкреплять, по возможности , опытами. Например, с переходом воды из одного состояния в другое ( таяние 

                                                                 18

снега и замерзание  воды), измерением толщины снежного покрова у стволов деревьев и на открытом пространстве… Если дети не усвоили что-то, необходимо вернуться к этому еще раз обязательно, а при необходимости, и несколько раз.

     Пространство групповой комнаты должно полномерно  отражать  тематику проекта, но не должно быть постоянным. Картины и тематический материал постоянно обновляются, изменяются.  Внимание детей  рекомендуется специально обращать на эти изменения, обговаривать их, побуждая детей самих искать и описывать их.

    Подключая и заинтересовывая в работе по проекту родителей, мы добиваемся положительных результатов и за пределами детского сада. Ребенок как бы не выпадает из области познания, а переходит в другое место и продолжает так же наблюдать и развивать речь.

    Благодаря проектному способу работы , дети в рамках одной темы охватывают различные области , такие, как музыка, танец, творчество, знакомство с  литературой и окружающим миром…  Работая таким образом,  легче достигнуть намеченных результатов в развитии речи детей.

                                                         

Использованная литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду,  под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 4 издание, исправленное и дополненное, М.Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения, пособие для воспитателей д.с., 3 перераб. И дополненное издание, м., Просвещение, 1989.
  3. Артикуляционная гимнастика, комплекс для старшей группы, М.Н.Касина, М.,Мозаика- Синтез, 2005.
  4. Уроки логопеда, игры для развития речи, Е.М.Косинова, М., Эксмо, 2007.
  5. В.Степанов, Стихи, М., Оникс, 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_uzory.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 2101 

 

 

 

 

 

 

 

Творческо-исследовательский проект

«Зимние узоры»

В  старшей  группе 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовила и провела воспитатель  

                                                 Лисовая Евгения Николаевна 

 

 

Москва 2016 год 

Актуальность. 

 К сожалению у детей 6 лет еще не всегда достаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть еѐ красоту. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности..

Цель проекта. 

Немаловажным фактором в реализации проекта является среда. Групповая комната украшается в зимней тематике различными картинами, поделками изготовленными своими руками, обстановка постоянно меняется, привлекая внимание детей. В благоприятной для ребенка среде хорошо работает прием подражания речи взрослого                                           (здесь задействованы и родители , и воспитатель). При его использовании решается сразу несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания и активация речи, отработка ритмической структуры слова.

           Закрепить умение видеть красоту родной природы. 

 Развитие речи, речевого общения - одна из главных задач по развитию и обучению ребенка. Эта общая задача включает в себя ряд более конкретных:

-развитие образного мышления;

-развитие общей и мелкой моторики;

-формирование слухового внимания детей к речи;

-развитие внимания ребенка на изменение интонации;

-развитие внимания к звуковому составу речи;

-формирование и стимуляция звукоподражания;

-обогащение и активизация лексической стороны речи, обогащение активного словаря ребенка.

Задачи проекта. 

Воспитательные: 

Воспитывать бережное отношение к природе. 

Воспитывать любознательность, эстетические чувства. 

Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Развивающие: 

Развивать познавательную активность о зиме. 

Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. 

Развивать творческое воображение. 

Развивать умения делать выводы, устанавливая связи между объектами природы. 

Обучающие: 

Учить замечать приметы зимы, отображать полученные знания в художественно-творческой деятельности. 

Формировать элементарные экологические представления. 

Формировать умение вести наблюдения за неживой природой. 

Продолжительность проекта:         Данный проект «Зимние узоры» рассчитан на срок с ноября по март, реализуется внутри одной возрастной группы ( старшая группа детского сада, дети 5-6 лет). Тема является обязательной в программе , интересна и близка детям. Содержание проекта расширено за счет привлечения родителей к решению педагогических задач по развитию речи и  формированию образного мышления. В процессе работы дети закрепляют умение слушать, слышать звуки в словах, продолжают учиться наблюдать и описывать свои наблюдения, используя прилагательные, сравнения, образуя новые слова.

.  

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. 

Возраст детей: 5-6 лет. 

Ожидаемый результат: 

Наиболее важный фактор развития мышления дошкольников – это творчество, благодаря которому дети раскрепощаются,  легче идут на контакт. Тема  «Зима» дает широкий простор для творчества во всех направлениях, при этом развивается мелкая моторика,  образное мышление,  расширяется кругозор. Благодаря включенным в содержание проекта логопедическим играм и упражнениям тренируется артикуляционный аппарат и прогнозируется более четкое произношение некоторых звуков в словах.  Предполагается также развитие интереса родителей к систематическому выполнению заданий дома с детьми, более тесное общение с воспитателем по вопросам развития и правильности речи.

Работа с родителями

Изготовление печатных консультаций: «Зимние узоры», «Детские развлечения зимой».

Совместная работа по оформлению книжного уголка по теме: зима.

беседа с родителями о начале работы по проекту «Зима»

Родительское собрание. Чтение доклада « Роль пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.»

Раздача печатных памяток с комплексом артикуляционной гимнастики.

Рекомендации к прочтению дома еще раз сказок «Морозко», «Волк и Лиза», Заучивание с родителями стих. И.Бунина «Первый снег».

План проектной деятельности.

 Подготовительный этап.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.

Разучивание стихотворений о весне.

Практический этап.

Речевое развитие

1Развитие речи:

Рассматривание иллюстраций о зиме, составление описательных рассказов.

2Художественная литература:стихи о зиме (И.Никитин «Встреча зимы», А.Пушкин «Зимний вечер»,А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,А.Блок «Ветхая избушка», « Снег да снег», Т.Шарыгина «Сказка на стекле», С.Есенин «Вьюга», «Белая избушка»,

рассказы В.Бианки, К Паустовского, М.Пришвина,  С.Георгиева « Я спас Деда Мороза».

малые фольклорные формы: Приметы и поговорки  на зимнюю тематику, песни «Как на тоненький ледок», « Ты мороз, мороз…»

  3.Нетрадиционное рисование.

       -рисование ватными палочками зимних деревьев, зимней улицы (расположение их в пространстве)

       -рисование акварелью (монотипия) на тему «Вьюга», « Снеговики большие и маленькие»

        -рисование восковыми мелками и акварелью «Иней»

        -рисование с помощью ложки и трубочки (кляксография) «Новогодняя ёлка»

  4. Аппликация  и  ручной труд.

      -обрывная аппликация  «Снегопад»

      -коллективная аппликация «Зимняя улица»

      -вырезание и наклеивание снежинок, украшение игровой комнаты.

      -аппликация «Веселый снеговик»

                                                        9

   -поделка « Снегири на рябине» ( объемная аппликация и гуашь)

  5. Лепка.

       -«Лепим снеговиков»

       -пластилинография « Зима»

      - « Лепим девочку в зимней одежде»

      -«Лыжник» ( человек в движении)

   6. Прогулка.

      -Наблюдение за изменениями в окружающей природе;

      -Кормление птиц, беседа о помощи диким животным зимой;

      -Сгребание снега к корням деревьев;

      -Наблюдение за деревьями и кустарниками, описание и узнавание их;

       -Рассматривание следов на снегу ( птицы, человек, животные);

       -Рассматривание теней от предметов на снегу, изменение цвета снега;

        -Беседы о зимней одежде, профилактике заболеваний;

                                                             10

   -Различные зимние подвижные игры ( « Два Мороза», « снежинки и ветер», « Метелица»…)

      7. Знакомство с живописью русских  художников ( зима в работах К. Юона, Б. Кустодиева, К. Коровина, Н.Крылова, К. горбатова …),  рассматривание тематических картин о зиме, беседы по ним.

       8.Разучивание танцев, знакомство с музыкальными произведениями на зимнюю тематику ( танец «Снегурочка и снежинки», муз. Р. Глиера,   танец « Снеговики»

      9.Подготовка и проведение Новогоднего утренника.

     10.Викторина « Что мы знаем о зиме».

     11.Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры

( «Лыжник», « Саночки»…)

Физическое развитие

Ф.Н.П. о здоровом образе жизни:

Беседы: «Для чего нужны витамины зимой»,

«Быть здоровыми хотим».

Пальчиковая гимнастика:

Подвижные игры:

 «Гуси-лебеди»,

«Мы – веселые ребята»,

«Карусель»,

«Воробушки и кот»,

«Два мороза»

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы:

  1. «Пернатые друзья»
  2. «В гости к хозяйке луга»

Формирование целостной картины мира:

«Как снег зимой укрывает деревья»

ФЭМП:

  1. «Прогулка в лес»
  2. «Зимняя сказка»
  3. «Зима»

Беседы:

«Растения и свет»,

«Осторожно гололед», «Зимующие птицы»,

«Деревья зимой»

Экспериментирование:

«Лед – вода»

«Нагревание – охлаждение»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

  1. «Вьюга»
  2. «Морозное утро»
  3. «Метель»

Лепка:

«Перелетные птицы»

Аппликация:

  1. «Снеговик»
  2. «Снегири»

Музыка

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Зима»,

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание:

 «Дежурство по столовой»,

«Уборка на участке»,

«Уборка в группе»,

«Дежурство в центре природы»

Формирование основ безопасности:

Ситуация:

«Каждому предмету свое место»

Беседы:

«Какие опасности таятся зимой на улице?»

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов»,

«Шоферы» – сюжет «Путешествие по зимнему городу»,

 «Путешествие в зимний лес»,

«Магазин»,

«На ёлке»,

«Зимний бал»

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Чьи детки?»,

«Какое небо?»,

«Птицы»,

«Кто где живет?»,

«Хорошо-плохо»,

«Кто больше назовет действий»,

«Кто летает?»,

«Какого цвета солнце»

                             Конспект  НОД  «Зима».

        Образовательные  цели : обобщать и систематизировать знания детей о зиме,  особенностях зимних природных явлений ( снег, снегопад, метель, вьюга,

                                                      11

мороз), упражнять в подборе слов-определений к заданным словам, согласовывать их; учить четко проговаривать звуки в словах, учить изменять слова.

          Развивающие цели:  развивать правильное дыхание и правильный речевой вдох при произношении слов,  развивать общую и мелкую моторику.

           Здоровьесберегающая цель:   профилактика утомляемости детей в процессе образовательной деятельности,  сохранение функций зрения.

           Коррекционно-развивающая цель:  развивать слух и зрительное внимание, мышление, творческое воображение, координацию речи с движениями.

                                 Начало занятия

ОРГ.МОМЕНТ.

               Чтение ребенком стих.о зиме( В.Степанов, «Пришла Зима»)

        -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами поговорим?  Как вы догадались?( ответы детей)

     

                                                     12

   Итак, сейчас время года-зима. А как мы замечаем приход зимы? Давайте назовем ее признаки…(ответы детей)

       А сейчас давайте посмотрим на нашу картину, что мы видим на ней?(  побуждать  детей давать определения к названным существительным: снег какой? белый, синеватый, серый… деревья  какие? голые, большие, маленькие…  небо какое?  серое, пасмурное   и т.д.) Что еще видите на этой картине?

                                       Физкультминутка.

       А сейчас мы поиграем в любимую зимнюю игру «Снежки»! Все любят играть в нее? Будем брать и бросать снежки, кто дальше бросит. ( дети играют со снежками из ваты)

       Молодцы, далеко бросаете и сразу видно, что в эту игру любите играть.(собираем снежки в корзину)

     А теперь давайте ненадолго превратимся в волшебников и будем превращать слова, обозначающие большие предметы в слова, обозначающие такие же предметы, только маленькие… ( сл.-дид.игра «Большой -маленький»)Будем все уменьшать!  Например, дом-домик… ( Слова: гора,

                                                             13

ветер, дорога, куст, санки, льдина, дерево, собака, птица, туча, мороз,лопата…) Мы с вами сейчас образовывали новые слова.

        А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками, чтобы они не скучали на этом занятии.  ( Пальчиковая игра « Семья»)

       ( Разгибаем пальцы по очереди, начиная с большого)

       Этот пальчик-дедушка,

       Этот пальчик- бабушка,

       Этот пальчик – папочка,

       Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик-Я!

        Вот и вся моя семья!

        (Ритмично сжимаем пальцы)

        Раз, два, три, четыре, пять-

       ( поочередно, начиная с большого, разгибать пальцы)

                                                              14

    Вышли пальчики гулять.

        ( ритмично сжимаем и разжимает пальцы)

       Играли,  играли, замерзли, захотели домой…

        Раз, два ,  три, четыре, пять,

        ( сгибаем все пальцы в кулак, начиная с мизинца)

         В домик спрятались опять.

        ( Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

         Молодцы, пальчики потренировали, теперь потренируем свой язык…   Кто знает скороговорки про зиму?  Мы с вами раньше проговаривали…

       -  В зимний холод   всякий молод.

       - Мороз  не велик, а стоять не велит.

        - Шапка да шубка, вот наш Мишутка.

        - Снегири и синицы- веселые птицы.

          - Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

                                                      15

        -Зимой поле белое, промерзло-заледеное.

        

        Стук в дверь. Появляется Снеговик ( переодетый взрослый, в костюме, немного припорошенный настоящим снегом).

-Здраствуйте , ребята!  Вы узнали меня? Я-Снеговик. Я принес вам немного снега, посмотрите.( снег в прозрачном стакане).Какого он цвета? А как вы думаете, раз он белый, он чистый? Вот я вам его оставлю и вы потом проверите, какая там вода будет, когда он растает…А мне пора, я уже тоже начинаю таять в тепле…

      Дети прощаются со Снеговиком.

    -Ребята, мы оставим этот снег в тепле, подождем, пока он растает, а сами займемся одним очень интересным делом. Изготовим красивую поделку в подарок родителям. Давайте  перейдем за столы, там есть все необходимое. Мы с вами слепим маленьких снеговиков и я помогу поместить их в баночки с водой и блестками.У нас будет красивая и интересная поделка.  ( Дети рассаживаются, воспитатель объясняет, что будут делать и как, напоминает приемы работы с пластилином).

                                                  16

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

           

        По окончании работы дети любуются результатом и идут проверить растаявший снег. Беседа о том, что снег не из чистой воды, есть его нельзя.

           Подводим итоги занятия.

       -Ребята, сегодня мы с вами очень интересно провели время…Давайте вспомним,  о чем мы говорили в начале занятия…( о зиме, о приметах,  о зимних занятиях людей и животных…)  Мы с вами изменяли слова, играли и сделали замечательные зимние подарки родителям.  Скоро  мы вместе пойдем на прогулку и встретимся с зимой по-настоящему.

               17

  Материалы: Тематическая картина «Зима», муляжи снежков из ваты, костюм Снеговика, пластилин, доски, стеки, стеклянные баночки с крышками от детского пюре, блестки.

                                                 

                       Предполагаемые результаты и рекомендации .

В результате проделанной работы , направленной на развитие речи и образного мышления,  дети, имеющие различные нарушения речи, начнут более четко проговаривать звуки в словах. Это достигается путем регулярных занятий артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми , словесно-дидактическими играми.  Развивается умение слушать и слышать звуки в словах, благодаря частым беседам по теме, картинкам, наблюдениям развивается монологическая речь, образное мышление, расширяется активный словарь.   При знакомстве с литературными произведениями развивается память и расширяется пассивный словарь дошкольника. Дети закрепляют и систематизируют полученные ранее знания о зиме в России, как времени года.  Узнают новые факты о повадках птиц и животных в холодный период.

       Рекомендуется теоретические знания подкреплять, по возможности , опытами. Например, с переходом воды из одного состояния в другое ( таяние  

                                                                 18

снега и замерзание  воды), измерением толщины снежного покрова у стволов деревьев и на открытом пространстве… Если дети не усвоили что-то, необходимо вернуться к этому еще раз обязательно, а при необходимости, и несколько раз.

     Пространство групповой комнаты должно полномерно  отражать  тематику проекта, но не должно быть постоянным. Картины и тематический материал постоянно обновляются, изменяются.  Внимание детей  рекомендуется специально обращать на эти изменения, обговаривать их, побуждая детей самих искать и описывать их.

    Подключая и заинтересовывая в работе по проекту родителей, мы добиваемся положительных результатов и за пределами детского сада. Ребенок как бы не выпадает из области познания, а переходит в другое место и продолжает так же наблюдать и развивать речь.

    Благодаря проектному способу работы , дети в рамках одной темы охватывают различные области , такие, как музыка, танец, творчество, знакомство с  литературой и окружающим миром…  Работая таким образом,  легче достигнуть намеченных результатов в развитии речи детей.

                                                         

Использованная литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду,  под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 4 издание, исправленное и дополненное, М.Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения, пособие для воспитателей д.с., 3 перераб. И дополненное издание, м., Просвещение, 1989.
  3. Артикуляционная гимнастика, комплекс для старшей группы, М.Н.Касина, М.,Мозаика- Синтез, 2005.
  4. Уроки логопеда, игры для развития речи, Е.М.Косинова, М., Эксмо, 2007.
  5. В.Степанов, Стихи, М., Оникс, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ИЗО "Зимние узоры" в старшей группе

Конспект открытого занятия по ИЗО, технические приемы граттажа....

Проект "Зимняя красавица" для старших групп.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологичеcкого воспитания подрастающего поколения...

Проект «Зимние забавы» в старшей группе

Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно &ndash...

Физкультурно- спортивный краткосрочный проект «Зимние виды спорта» старшая группа

Тип проекта: Физкультурно - спортивный, краткосрочный, коллективный, направленный на работу с семьёй.Цель: Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохране...

Проект «Зимние забавы» в старшей группе

Цель: Обогащение у детей знаний о зиме и зимних забавах, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни посредством проведения зимних забав, развлечений, игр.Задачи проекта:- зна...

Фотоотчет Рисование в технике «ниткография» «Зимние узоры» в старшей группе «Ягодка».

Зима - прекрасное время года, когда природа одевается в белоснежный наряд, а мороз рисует на окнах свои замысловатые узоры. Сегодня мы с вами познакомимся с необычной техникой рисования &nda...

Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)

Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»).История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочи...