Конспект НОД по фцкм "Путешествие в прошлое карандаша"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Клачкова Екатерина Геннадьевна

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

Разработала: воспитатель: Клачкова Е.Г.

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты  в  карте наблюдений.

Развивающие:

- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

- развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;

- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит,

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

- воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Индивидуальная работа:

- Следить  за речью детей, добиваться полных ответов;

- Оказывать помощь при ответах на вопросы;

- Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.

Предварительная работа:

- Просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;

- Создание коллекции простых карандашей;

- Рисование на свободную тему простым и цветными карандашами.

- Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик»

Оборудование:

Набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений — по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного; коллекция простых карандашей; картина – Пастух пасет овец; полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; макет костра из веток; обугленные ветки по количеству детей.

 Методические приемы:

-Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

- Динамическая пауза;

- Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;

- Упражнение «Наскальные рисунки»;

- Рассказ воспитателя «История  о создании  карандаша»;

- Практическая работа «Рубашка для графита»;

- Физминутка  «Веселая гимнастика с карандашом»;

- Игры и эксперименты с карандашом.  (Символическая аналогия — ТРИЗ);

- Гимнастика для глаз с карандашом;

- Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии — ТРИЗ);

- Рассматривание коллекции простых карандашей;

- Анализ занятия.

Конспект «Путешествие в прошлое карандаша»

Дети и воспитатель встают в полукруг.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

        Но прежде, чем начать наше путешествие, давайте отгадаем загадку:

Любит нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Всё раскрашивают сами

Своими черными носами. (простые карандаши)

Ребята, а вы знаете кто откуда взялся простой карандаш? (ответы детей)

Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша, берем с собой хорошее настроение и в путь

Динамическая пауза.

По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

- Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.

. Дети рассматривают наскальные рисунки (презентация).

- Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Древние люди не умели писать, но очень любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.

Звучит этническая музыка, за ширмой в декорациях сидит пещерный человек

Ой ребята, что это за шум? Да это же древний человек! Он хочет нам что-то сказать…вот только мы не знаем древнего языка. Может ты нам тогда нарисуешь? Вот, держи (дает механический карандаш)

Человек вертит карандаш в руках и не знает что с ним делать

Пещерный человек не знаком с нашими современными карандашами. Ты давай садись (говорит пещ. человеку), мы тебе сейчас все расскажем, иди проходи вот сюда на стул и смотри. Ребята как вы думаете, чем же они рисовали? А рисовали они древесным углем. А как вы думаете, где они брали этот уголь? (варианты ответов детей). Ребята, древесный уголь – это остатки сгоревшего костра (у пещ.человека горит костер, а под ним лежат угольные палочки). У пещ.человека костер еще горит, и пока он догорает мы ему расскажем что же такое карандаш.

Давайте отправимся дальше.

Динамическая пауза:

Мы идем цветущими лугами.

Из  цветов букеты соберем.

Где-то за высокими горами,

Где-то за далекими  лесами,

Где-то за глубокими морями.

Что-то интересное найдем.        

Воспитатель обращает внимание детей на картину -  Пастух пасет овец.

- Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?

Оказывается, давным-давно, в Англии, после буре под корнями упавшего дерева, пастухи нашли в земле какое — то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

        В дальнейшем назвали это вещество — графит. Из него вручную стали вытачивать тонкие палочки и использовать их для рисования.

Эти палочки были мягкими, и сильно пачкали руки. Тогда художники стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Правильно, они зажимали эти палочки между кусочками дерева, обматывали их веревкой или заворачивали в бумагу и ткань. Молодцы, вы предложили много разных вариантов. И сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров и попробовать самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе  ее называли так.

 Практическая работа.

 Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного. Дети выбирают материал и выполняют работу.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш)  Давайте поиграем с карандашом.

Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»

(самомассаж  пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать,  какими свойствами обладает карандаш.

Опыт 1 - Твердый и мягкий карандаш (Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий – ярко)

Инструкция: Возьмите один карандаш. Проведите им линию на бумаге. Положите его. Возьмите другой карандаш. Проведите ниже вторую линию. Положите карандаш. Теперь посмотрите и скажите, чем эти две линии отличаются и почему? (выслушать ответы детей). Теперь ребята мы знаем, что карандаши бывают твердые и мягкие.

Опыт 2 - Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Инструкция: Возьмите ручку, проведите ей линию. Возьмите ластик попробуйте стереть эту линию. Теперь возьмите простой карандаш, проведите линию. Попробуйте ластиком стереть линию, нарисованную простым карандашом. Как вы думаете, какую линию легко было стирать после ручки или после простого карандаша? (выслушать ответы детей). Вывод: простой карандаш легко стирается.

Опыт 3 - Свойство графита не меняется в зависимости от его «рубашки» (дети проводят линии простым деревянных карандашом, пластиковым карандашом, механическим и пр.).

Инструкция: Возьмите любой карандаш, проведите линию, теперь возьмите другой, следующий. Чем похожи эти линии?  Положите карандаши рядом. Теперь вы знаете что несмотря на различные «рубашки» свойство графита оставлять след на бумаге не изменятся.

Вывод:

Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?» 

- Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Догонялки» (гимнастика для глаз «Догони взглядом карандаш»)

- Мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами.

        Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Я собрала коллекцию карандашей и хочу показать вам ее. (Дети рассматривают коллекцию карандашей).

Ребята, посмотрите, костер у нашего пещ.челока уже догорел, давайте сейчас вместе с ним попробуем оставить углем наскальные рисунки. Каждый из вас возьмет себе по угольку и вместе с пещ.человеком что-нибудь нарисует.

Молодцы.         

- А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад:

Вправо, влево повернулись,

В детский сад назад вернулись.

- Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествие? Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? Сложные для вас были задания? Почему? Вы сегодня большие молодцы и я хочу вам вручить медали умников и умниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Путешествие в прошлое карандаша

Познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

Знакомство детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе

Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

В процессе образовательной деятельности ребята познакомились с историей появления карандаша....