Опытно - экспериментальная деятельность с магнитами
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Фролышева

Материал содержит вариант знакомства дошкольников со свойствами магнитов на основе сказочного сюжета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnst_s_magnitami.docx429.49 КБ
Файл magnitoriya.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

"Детский сад № 25 компенсирующего вида"

Опытно- экспериментальная деятельность с магнитами

Подготовительный возраст.

Воспитатель  I категории
Фролышева Марина Сергеевна

Мончегорск

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 5–7 лет и предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Сегодня я предлагаю педагогам принять участие в экспериментальной деятельности с магнитами и почувствовать себя детьми

Материалы:

  • 6 наборов: камень, кусочек пенопласта, карандаш, монета
  • Поддоны с песком или манкой – 6 шт.
  • 6 Наборов: Гайки и болты (2 гайки и два болта) спрятанных в песке
  • Миски (либо пласт. контейнеры с водой) 6шт
  • Импровизированный меч из скрепки – 6шт
  • Магниты – 6 шт. крупных и 6 шт. мелких слабее.
  • Листы в клетку на плотном картоне – 6 шт

- я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны Магнитории пришло письмо от Магнитного рыцаря. Хотите узнать, что написано в нем? (Да!) Тогда нам поможет волшебная палочка. (Ведущий берет письмо волшебной палочкой с подноса)

В. - Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?

В. - Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте , чтобы было удобнее слушать.

Легенда:

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но, как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

В. - Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).

(показывает магнит)

"Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит".

В. - Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

В. - Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю всем пройти в нашу лабораторию. Пока вы располагаетесь в нашей лаборатории, из письма я узнаю, что наш рыцарь после очередного боя растерял детали от своих доспехов, и просит нас с вами их найти! Как думаете что нам поможет??
- Магнит!
В.- Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Магнитного рыцаря?

В. - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

опыты с магнитами

В. – Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)

В. – Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.)

Вывод: КАКОЙ??? Выслушать варианты, прийти к единому мнению. 

магнит притягивает только железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.

В. - Ребята, неприятности Магнитного Рыцаря на этом не закончились. (Ведущий зачитывает письмо)

«Дорогие мои, мне нужна ваша помощь! Злая Колдунья похитила железные винтики от доспехов и закопала их в песок, а мой железный меч и закинула в глубокий колодец, наполненный водой!!! Я не знаю, как достать свой меч и детали от доспехов и прошу вашего совета, помогите!»

В. – Подскажите, каким же образом, мы можем достать эти детали из песка?? На ощупь, просеять или воспользоваться, только что определенным нами, свойством магнита притягивать все железное.
Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила на расстоянии, т.е в песке, и в воде.

ОПЫТ 2 Магниты действуют на железные предметы, не смотря на преграду.

 
Перед вами стоят миски с песком, в них мы должны найти и достать детали доспехов рыцаря! С помощью магнита
опыты с магнитами

Вывод: что произошло во время эксперимента?? Какой мы сделаем вывод? Выслушать варианты, прийти к единому мнению. 
 магнит притягивая железные предметы, не смотря на помехи (песок).

Детали доспехов вы помогли достать рыцарю, а вот меч спрятан в воде! А он просто необходим рыцарю. Как вы думаете,  магниты помогут нам справиться с этой задачей?

ОПЫТ 3 Магнитные свойства в воде.

 

Перед вами пиалы с водой. А в воде вы видите меч Рыцаря! Давайте поможем рыцарю вытащить меч из воды с помощью магнитов не замочив рук. Что же мы видим? (высказывания)

опыты с магнитами

Вывод: Выслушать варианты, прийти к единому мнению. 
 магнит сохраняет свои свойства в воде.

В. – Рыцарь из магнитной страны очень рад, что вы помогли ему найти детали его доспехов и достали меч из воды и спрашивает нас, а не хотим ли мы узнать о магнитах еще больше?
- Да!

- Ну тогда слушайте! Магниты могут действовать на расстоянии!! Есть сильные магниты, а есть слабые магниты. Давайте проверим??

Опыт 4. Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. 

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

опыты с магнитами

- У магнита еще есть много секретов, о которых доблестный рыцарь расскажет всем в следующий раз, а сейчас ему пора возвращаться в замок.
Что вы сегодня узнали? Какие свойства магнита? Что вам понравилось больше всего?

В. – Рыцарь хочет открыть для нас еще один секрет магнитов, они могут дружить друг с другом т.е. притягиваться, а могут и не дружить и отталкиваться. Магниты имеют два полюса – один называется южным или положительным и северным – отрицательным.

Положительный и отрицательный полюса притягиваются друг к другу, а два положительных или два отрицательных, отталкиваются друг от друга.

Опыт 4. Магнит имеет два полюса.

Возьмите два магнита и определите их полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются.

Задача на сообразительность.

Посмотрите на эту игрушку: если фигурку ведьмочки подвигать к метле, то последняя начинает от ведьмочки убегать. На чем основан этот фокус? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться,  что и в фигуре ведьмочки, и в метле спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами.

опыты с магнитами - полюса

В. – Наш рыцарь просит внимания! И хочет рассказать нам еще одно удивительное свойство магнита.

Опыт 5. Магнитные свойства можно передать обычному железу. 

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. 

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! 

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. 

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод

Магнитное поле можно создать искусственно. опыты с магнитами  - магнитное поле


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Магниторию Воспитатель I квалиф . Категории Фролышева Марина Сергеевна МБДОУ № 25 г. Мончегорск

Слайд 2

Магнитная гора

Слайд 3

Город Магнитория и Храбрый рыцарь Магнитолик

Слайд 4

Сила Магнитной горы

Слайд 5

Как победить силу магнитной горы?

Слайд 6

Найдем детали от доспехов

Слайд 7

Достанем меч из воды, не замочив руки

Слайд 8

Освобождение Рыцаря

Слайд 9

До встречи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 6-7 лет "Испытание магнита"

Данный материал поможет сформировать у детей конкретные представления о магните и его свойствах. Предназначен для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Знакомство с магнитом»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Знакомство с магнитом»...

Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства магнита» (занятие для детей старшего дошкольного возраста).

Материал будет полезен для педагогов и интересен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...